Мотивы выбора педагогической профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:02, реферат

Описание работы

Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

Работа содержит 1 файл

Мотивы выбора педагогической профессии.docx

— 16.42 Кб (Скачать)

Мотивы выбора педагогической профессии

    Проблема  мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

    Анализ  факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет  определить их значимость и выстроить  ранжированный ряд:

    • интерес к учебному предмету - 27,2%;
    • желание обучать данному предмету - 16,2%;
    • стремление посвятить себя воспитанию детей - 19,2%;
    • осознание педагогических способностей - 6%;
    • желание иметь высшее образование - 13%;
    • представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;
    • стремление к материальной обеспеченности - 2,2%;
    • так сложились обстоятельства - 4%.

    Если  объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.

    Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых  условиях общественно-экономической  жизни в России находились замечательные  учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности. Одним  из таких был Николай Александрович  Добролюбов. Вот выдержка из сочинения  Н.А. Добролюбова, написанного им при  поступлении в Главный педагогический институт в Петербурге: "Рано овладела мною благородная решимость посвятить  себя на служение отечеству моему. Долго  странные мечты волновали неопытный  ум, но наконец остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение - все, что нужно для этого трудного дела... Я способен передавать познания, потому что не обделен даром слова, потому что имею сердце, которое нередко само ищет высказаться, а что больше требуется от педагога... Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен. Как могу я передавать новые истины новому поколению, когда я сам только еще вступаю в жизнь, только еще жажду просвещения? Но для того-то и прихожу я в это святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности, чтобы здесь в продолжение нескольких лет приучить себя к мысли быть наставником юношества...".

    Выбор педагогической профессии в соответствии с тем или иным мотивом во многом предопределяет и мотивы учения. Если принять во внимание, что мотив - это не что иное, как предмет потребности, или опредмеченная потребность, то для будущих учителей такими предметами могут быть чисто познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить похвалу, получить повышенную стипендию и т.п.

    Подразделение мотивов на ведущие и ситуативные, внешние и внутренние позволяет  с большой долей вероятности  предполагать, что как для будущих  учителей учение, так и для работающих учителей их деятельность протекают  как цепь ситуаций, одни из которых  выступают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и мотив  здесь совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно.

    В ситуациях первого типа учителя  работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае - тягостно, с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов. Но сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности - явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности.

    К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство  профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций, увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание  высокой миссии учителя; любовь к  детям и др. Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные  мотивы педагогической деятельности, которые "держат" учителя в  школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот и т.п.

Информация о работе Мотивы выбора педагогической профессии