Мотивация учебной деятельности студентов педагогических институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:28, доклад

Описание работы

Почему же в современном ВУЗе одни студенты много и с охотой учатся, овладевают профессиональным мастерством, получают необходимые для их дальнейшей жизни знания, умения, навыки, стремятся к своей поставленной цели, не взирая на проблемы, неудачи в своей учебной деятельности, когда в тоже время другие все делают словно спустив рукава, а любая неприятность, неудача в учебе снижает их активность и даже разрушение учебной деятельности?

Поступив в ВУЗ, бывший школьник и абитуриент, сталкивается с большим изменением в сфере учебной деятельности, когда изменяется структура самой учебной деятельности – мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами. Именно из- за такого новообразования ставится очень актуальным вопрос о мотивации учения.

Работа содержит 1 файл

мотивация.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

Мотивация учебной деятельности студентов педагогических институтов.

Почему же в современном ВУЗе одни студенты много и с охотой учатся, овладевают профессиональным мастерством, получают необходимые для их дальнейшей жизни знания, умения, навыки, стремятся к своей поставленной цели, не взирая на проблемы, неудачи в своей учебной деятельности, когда в тоже время другие все делают словно спустив рукава, а любая неприятность, неудача в учебе снижает их активность и даже разрушение учебной деятельности?

Поступив в ВУЗ, бывший школьник и абитуриент, сталкивается с большим изменением в сфере учебной деятельности, когда изменяется структура

самой учебной  деятельности – мотивы учения дополняются  и тесно переплетаются с профессиональными  мотивами. Именно из- за такого новообразования ставится очень актуальным вопрос о мотивации учения. Изучение мотивации как элемента учебной деятельности, обусловленного целями и организацией обучения, нашло всестороннее отражение в трудах Т.В. Кудрявцева, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, А.К.Марковой, А.Б. Орлова, Н.Ф. Талызиной и др. Мотивация в качестве субъективно-личностной характеристики представлена в исследованиях Л.И. Божович, Ю.П. Вавилова, И.И. Вартановой, Т.Д. Дубовицкой, П.Е. Ильина, Ю.П. Поваренкова, Ф.М. Рахматуллиной, В.Д. Шадрикова, П.М. Якобсона В.А. Якунина и др. 

Мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. В психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Маркова А.К.) . Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (Ляудис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф.).[4]

Мотивация в общем понимании это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Термин "мотивация", взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.210]. 

Учебная мотивация – «…частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность» [1]. Как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация системна и характеризуется в первую очередь направленностью, устойчивостью и динамикой.

Многие из исследователей в учебной мотивации выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, обусловленные различными социальными отношениями учащегося с другими [2]

Среди познавательных мотивов, в свою очередь, выделяют широкие  познавательные мотивы, определяющиеся ориентацией человека на усвоение новых знаний, и учебно - познавательные мотивы, которые характеризуются ориентацией на усвоение способов добывания знаний, а также мотивы самообразования, т.е. направленность на самостоятельное совершенствование способов получения знания. К социальным мотивам относят: широкие социальные мотивы – стремление быть полезным обществу, узкие социальные (позиционные) мотивы – желание занять определенную позицию в социуме, заслужить авторитет, а также мотивы социального сотрудничества – стремление к осознанию, анализу способов и форм своего сотрудничества с окружающими, к постоянному совершенствованию этих форм. [2,3] .

По определению  Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой». А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».[4]

А.Н. Леонтьев так определяет мотив: "В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом".[10]Учебная мотивация, вырастающая из потребности в новых впечатлениях, в ходе обучения в школе претерпевает значительные изменения. Это касается как социальных, так и познавательных мотивов, причем каждая из этих составляющих имеет характерную динамику на каждом этапе – в

младшем, среднем  и старшем школьном возрасте [5]. Учебная мотивация студентов также обладает своей спецификой: в ней постоянно сочетаются собственно учебный и профессиональный компоненты. В связи с этим в структуре учения можно выделить собственно мотивы учения как «направленность деятельности учащегося на отдельные стороны учебной деятельности» [6], и профессиональные мотивы как «внутрен_

ние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении  в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности» [7].

По эффективности  мотивов учения их можно разделить  на 3 группы: 

1) доминирование  профессиональных мотивов приводит  к снижению результатов

в познании, так  как профессиональная мотивация  является внешней по отношению к процессу познания [8]; 

2) профессиональные мотивы должны быть ведущими в иерархии мотивов студентов, так как профессиональные мотивы по сравнению с познавательными более интенсивно влияют на эффективность учебной деятельности студентов [9] 

3) познавательные  и профессиональные мотивы в учебной деятельности студента тесно связаны между собой и повышают ее продуктивность. 

Мотивы, входящие в структуру учебной мотивации, также делят на внутренние и внешние. К внутренней учебной мотивации в студенческом возрасте можно отнести познавательные и подлинно профессиональные мотивы. Внешними по отношению к учебной деятельности мотивами будут позиционные мотивы, многочисленные прагматические мотивы –

возможность будущего трудоустройства отсрочки от армии  и т. д. Многие из исследователей анализируют продуктивность учебной деятельности, побуждаемой внутренними и внешними учебными.

Внутренняя мотивация связана с более высоким уровнем когнитивной гибкости, креативности, ростом самоуважения, преобладанием позитивных эмоций: интереса, удовлетворения от работы. Что касается обучения, внутренняя мотивация коррелирует с лучшим запоминанием материала, высоким уровнем усвоения, предпочтением решения оптимально

трудных задач. В исследовании А.К. Марковой также  можно найти позитивные показатели наличия внутренней учебной мотивации [7].

Таким образом  внутренне мотивированные студенты более «погружены», «включены» в учебный процесс. Для них характерна мотивация самоопределяемой учебной деятельности: они более активны, сознательны, произвольны в планировании учебной деятельности. Они уделяют равное внимание как общеобразовательным, так и узкопрофессиональным предметам. Причем внутренне мотивированные студенты в большей степени ориентированы на процесс и результат учебной деятельности, чем на внешние по отношению к ней факторы. Учебная деятельность студентов, мотивированных, скорее, внешне, отличается противоположными характеристиками.Так, их деятельность характерна для мотивации заданного учения. Такие студенты в меньшей степени произвольны в организации учебного процесса, меньше «погружены» в учебную деятельность. Ими движут не столько познавательные или профессиональные мотивы, сколько внешние по отношению к процессу и результату учебной деятельности факторы 

  1. Зимняя  И.А. Педагогическая психология. М., 2002
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И.

Фельдштейна. М., 1995.

  1. Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в

психологии мотивации// Вопросы психологии. 1981. № 5.

  1. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной

психологии

  1. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.

Божович, Л.В. Благонадежиной. М. 1972.

  1. Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации

учения. М., 1990

  1. Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника //

Вопросы психологии.1978. № 3.

  1. 12. Мешков Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации

студентов в  процессе подготовки педагогических кадров в

университете: Дис. … д_ра психол. наук.

Саранск, 1993

  1. Фастовец М.В. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя: Дис. … канд. психол. наук.М., 1991
  2. Леонтьев А. Н.  Деятельность.  Сознание.  Личность. – М.: МГУ, 1975.

Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов педагогических институтов