Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:28, доклад
Почему же в современном ВУЗе одни студенты много и с охотой учатся, овладевают профессиональным мастерством, получают необходимые для их дальнейшей жизни знания, умения, навыки, стремятся к своей поставленной цели, не взирая на проблемы, неудачи в своей учебной деятельности, когда в тоже время другие все делают словно спустив рукава, а любая неприятность, неудача в учебе снижает их активность и даже разрушение учебной деятельности?
Поступив в ВУЗ, бывший школьник и абитуриент, сталкивается с большим изменением в сфере учебной деятельности, когда изменяется структура самой учебной деятельности – мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами. Именно из- за такого новообразования ставится очень актуальным вопрос о мотивации учения.
Мотивация учебной деятельности студентов педагогических институтов.
Почему же в современном ВУЗе одни студенты много и с охотой учатся, овладевают профессиональным мастерством, получают необходимые для их дальнейшей жизни знания, умения, навыки, стремятся к своей поставленной цели, не взирая на проблемы, неудачи в своей учебной деятельности, когда в тоже время другие все делают словно спустив рукава, а любая неприятность, неудача в учебе снижает их активность и даже разрушение учебной деятельности?
Поступив в ВУЗ, бывший школьник и абитуриент, сталкивается с большим изменением в сфере учебной деятельности, когда изменяется структура
самой учебной
деятельности – мотивы учения дополняются
и тесно переплетаются с
Мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. В психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Маркова А.К.) . Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (Ляудис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф.).[4]
Мотивация
в общем понимании это побуждения, вызывающие
активность организма и определяющие
её направленность. Термин "мотивация",
взятый в широком смысле, используется
во всех областях психологии, исследующих
причины и механизмы целенаправленного
поведения человека и животных. [Краткий
психологический словарь / Под общ. ред.
А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов
н/Д.: Феникс, 1999. - C.210].
Учебная мотивация – «…частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность» [1]. Как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация системна и характеризуется в первую очередь направленностью, устойчивостью и динамикой.
Многие из исследователей в учебной мотивации выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, обусловленные различными социальными отношениями учащегося с другими [2]
Среди познавательных мотивов, в свою очередь, выделяют широкие познавательные мотивы, определяющиеся ориентацией человека на усвоение новых знаний, и учебно - познавательные мотивы, которые характеризуются ориентацией на усвоение способов добывания знаний, а также мотивы самообразования, т.е. направленность на самостоятельное совершенствование способов получения знания. К социальным мотивам относят: широкие социальные мотивы – стремление быть полезным обществу, узкие социальные (позиционные) мотивы – желание занять определенную позицию в социуме, заслужить авторитет, а также мотивы социального сотрудничества – стремление к осознанию, анализу способов и форм своего сотрудничества с окружающими, к постоянному совершенствованию этих форм. [2,3] .
По определению Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой». А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».[4]
А.Н. Леонтьев так определяет мотив: "В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом".[10]Учебная мотивация, вырастающая из потребности в новых впечатлениях, в ходе обучения в школе претерпевает значительные изменения. Это касается как социальных, так и познавательных мотивов, причем каждая из этих составляющих имеет характерную динамику на каждом этапе – в
младшем, среднем и старшем школьном возрасте [5]. Учебная мотивация студентов также обладает своей спецификой: в ней постоянно сочетаются собственно учебный и профессиональный компоненты. В связи с этим в структуре учения можно выделить собственно мотивы учения как «направленность деятельности учащегося на отдельные стороны учебной деятельности» [6], и профессиональные мотивы как «внутрен_
ние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности» [7].
По эффективности мотивов учения их можно разделить на 3 группы:
1) доминирование
профессиональных мотивов
в познании, так
как профессиональная мотивация
является внешней по отношению к процессу
познания [8];
2) профессиональные
мотивы должны быть ведущими в иерархии
мотивов студентов, так как профессиональные
мотивы по сравнению с познавательными
более интенсивно влияют на эффективность
учебной деятельности студентов [9]
3) познавательные
и профессиональные мотивы в учебной
деятельности студента тесно связаны
между собой и повышают ее продуктивность.
Мотивы, входящие в структуру учебной мотивации, также делят на внутренние и внешние. К внутренней учебной мотивации в студенческом возрасте можно отнести познавательные и подлинно профессиональные мотивы. Внешними по отношению к учебной деятельности мотивами будут позиционные мотивы, многочисленные прагматические мотивы –
возможность будущего трудоустройства отсрочки от армии и т. д. Многие из исследователей анализируют продуктивность учебной деятельности, побуждаемой внутренними и внешними учебными.
Внутренняя мотивация связана с более высоким уровнем когнитивной гибкости, креативности, ростом самоуважения, преобладанием позитивных эмоций: интереса, удовлетворения от работы. Что касается обучения, внутренняя мотивация коррелирует с лучшим запоминанием материала, высоким уровнем усвоения, предпочтением решения оптимально
трудных задач. В исследовании А.К. Марковой также можно найти позитивные показатели наличия внутренней учебной мотивации [7].
Таким образом
внутренне мотивированные студенты более
«погружены», «включены» в учебный процесс.
Для них характерна мотивация самоопределяемой
учебной деятельности: они более активны,
сознательны, произвольны в планировании
учебной деятельности. Они уделяют равное
внимание как общеобразовательным, так
и узкопрофессиональным предметам. Причем
внутренне мотивированные студенты в
большей степени ориентированы на процесс
и результат учебной деятельности, чем
на внешние по отношению к ней факторы.
Учебная деятельность студентов, мотивированных,
скорее, внешне, отличается противоположными
характеристиками.Так, их деятельность
характерна для мотивации заданного учения.
Такие студенты в меньшей степени произвольны
в организации учебного процесса, меньше
«погружены» в учебную деятельность. Ими
движут не столько познавательные или
профессиональные мотивы, сколько внешние
по отношению к процессу и результату
учебной деятельности факторы
Фельдштейна. М., 1995.
психологии мотивации// Вопросы психологии. 1981. № 5.
психологии
Божович, Л.В. Благонадежиной. М. 1972.
учения. М., 1990
Вопросы психологии.1978. № 3.
студентов в процессе подготовки педагогических кадров в
университете: Дис. … д_ра психол. наук.
Саранск, 1993
Информация о работе Мотивация учебной деятельности студентов педагогических институтов