Молодая семья

Автор: r********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи.
Мы хотим знать, что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.
Вступление в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи-
дело отнюдь не такое простое, успешно решать эту задачу большой

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

  В водовороте гибельных экономических реформ и массового обнищания населения, расширяются все формы насилия в семье от физического до сексуального, включая психологическое и скрытое экономическое принуждение. Последнее особенно типично для семей «новых русских». Но следует подчеркнуть, что «домашнее насилие» проявляется во всех типах семей, независимо от уровня их обеспеченности.

Насилие стало  глобальным явлением российского общества, основой его всесторонней криминализации. Вот данные 1999 года: зарегистрированы 523 факта бандитизма, случая похищения людей, террористических актов; 64 захвата заложников; 31 тысяча убийства и покушения на убийств; 8300 изнасилований и покушений на изнасилования. А ведь все жертвы насилия – это непосредственные объекты социальной работы. Самые страдающие из них - дети. Внутренняя ожесточенность в семьях обрушивается прежде всего на них. Так, по данным МДВ России, родители ежегодно избивают до 2 миллионов детей. До 50 тысяч детей убегают из дома, спасаясь от родительской жестокости и насилия . Приведу страшную цифру: сегодня в России до 2 миллионов бездомных детей, проще говоря, – беспризорников. Это больше, чем было после гражданской и Великой Отечественной войн.        Ежегодно в России не садятся за школьные парты почти 1, 5 миллиона детей школьного возраста.

Кто с ними работает? В отношении этой категории детей  применяются различные формы  социальной работы, которую ведут  государственные и общественные организации.

Например, с детьми-бродягами  социальную работу ведут детские  приемники (распределители) детские дома, детские приюты, органы попечительства. Дети, потерявшие семью, стали социальными сиротами. Таких сегодня – свыше 560 тысяч человек. Их родители живы, но либо лишены родительских прав, либо сами отказались от своих детей. Главным прибежищем для детей-сирот остаются детские дома. В них воспитывается до 180 тысяч детей. Но это все речь о детях, оставшихся без семьи.

Основная же масса детей живет в семьях, но именно в них и становится жертвами насилия в различных его формах. При этом формы семейного насилия значительно расширились по сравнению с нашими представлениями десятилетней давности. Сегодня приходится выделять: 1) насилие физическое, связанное с покушением на жизнь и здоровье детей, женщин и пожилых людей; 2) сексуальное, проявляющееся в отношении женщин и детей, в том числе – малолетних; 3) психологическое, цель которого – унижение личности и подавление ее достоинства; 4) принуждение (в отношении детей и подростков стали особенно распространенными принуждение к потреблению алкоголя и наркотиков). Еще один вид насилия, развивающегося в семье; 5) экономическое. Оно распространено, главным образом по отношению женщин в семьях так называемых «новых русских».

   Особо хочу обратить внимание на новый объект домашнего насилия- пожилых людей, являющихся так называемыми «зависимыми членами семьи». Насилие и пренебрежение по отношению к пожилым людям в семье - становится важным полем деятельности социальных работников. И этому тоже надо учить, а явление – исследовать.

Если же учесть, что Россия по своему нынешнему демографическому составу сейчас относится к странам старым (пенсионеры составляют почти треть населения); что процесс старения российского общества в ближайшие 15-20 лет будет протекать все интенсивнее, согласно демографическим прогнозам, то понятно, что злободневность развития в России социальной работы с пожилыми людьми будет только усиливаться.

   Могут ли женщины, дети и пожилые люди-жертвы насилия в семье рассчитывать на оперативную помощь социальных работников уже сегодня? Могут, но в ограниченных масштабах, а именно ровно настолько, насколько они информированы о том, к кому, когда и куда можно обращаться за помощью. Поэтому непременной задачей социальных служб является распространение по всем возможным каналам информации о формах и пунктах получения социальной поддержки. Особое значение здесь призвана играть социальная реклама на СМИ и прежде всего – на ТВ. Так делается во многих странах мира, но в России этого сегодня нет. А чтобы этого добиться, нужны поправки в Закон о средствах массовой информации.

   Особенно слабым звеном в борьбе против насилия и жестокого обращения с детьми является школа. Как правило, педагогические коллективы отстранены от этой работы, более того - они сами не обладают необходимой информацией о защите прав ребенка при насилии в семье. Социальные педагоги к этой важнейшей и деликатной работе не подготовлены и недостаточно ориентируется в ней.

   Наконец, отмечу, что серьезным препятствием предотвращения насилия в семье и жестокого обращения с детьми является отсутствие закона. Игнорируется международный опыт, свидетельствующий о том, что преодолеть насилие в семье невозможно без вмешательства социальных работников крайне необходимых в кризисных семейных ситуациях.

На мой взгляд, было бы оправданным введение для обучения социальных работников учебного курса – «Социальная работа и защита от насилия в семье». Кстати, наработки такого плана имеются в ряде женских неправительственных организациях и кризисных центрах, специализирующихся на помощи жертвам семейного насилия.

   Тезис пятый: распространение наркомании стало смертельной угрозой для безопасности семьи.

С 1992 года (когда  меня избрали Координатором Международного движения «Женщины мира – против наркотиков») до настоящего времен как социолог постоянно занимаюсь исследованиями социальных последствий распространения наркотиков и наркомании в России.

Наркоситуация в России за последние годы изменилась угрожающе и продолжает усугубляться. Наркомания в семьях, среди детей, подростков и молодежи – это реальная угроза для безопасности не только российской семьи, но и шире – угроза национальной безопасности государства (см. Спецвыпуск журнала «Безопасность», 1993г, №2 - Г. Силласте «Социальные последствия возможной легализации наркотиков в России»). В конце 90-х годов в потребление наркотиков в российском обществе, по данным социологических исследований, втянуты не менее 6 миллионов россиян, в том числе – детей, молодежи и женщин (включая молодых матерей). Причем, не только в крупных городах, но и в малых, более того – даже в сельской местности. Своего рода «метастазы наркомании» расползаются по всему российскому организму, заражая и разрушая свое новые и новые его жизненно важные центры.

   Важным направлением деятельности социальных работников стала организация помощи семьям, имеющим наркобольных детей или членов семьи (включая мать или отца). Это направление деятельности социальных работников является в России наиболее слабым, не обеспеченным квалифицированными кадрами и соответствующими образовательными программами. При налаживании социальной помощи семьям с наркобольными («наркозависимыми») детьми или членами семьи целесообразно учитывать ряд особенностей новой наркоситуации в России.

Одним из наиболее тяжелых, опасных признаков ухудшения  положения стала ювенизация наркомании. Это значит, что в потребление наркотиков втягиваются дети, все более и более ранних возрастов. По данным социологических исследований, возраст первого контакта с наркотиками снизился в России у мальчиков до 14, 2 года, а у девочек- до 14, 6 лет. Однако имеются многочисленные случаи приобщения к наркотикам (как правило, насильственного) даже с 7-5 лет. Это относится к девочкам и в еще большей мере – к мальчикам. Инициаторами втягивания в наркоманию девочек и девушек в подавляющем большинстве случаев являются мужчины (друзья, приятели, всякого рода «френды»). При этом в силу особенностей своего возраста и психологии подростки, обычно розыгрывая пресловутую «мужественность», особенно злоупотребляют дозами наркотика, оставляя по уровню их потребления далеко позади даже взрослых мужчин.

   Особую тревогу вызывает в последнее время распространение наркотиков среди школьников. По данным социологического исследования, проведенного в 10 городах России, включая Москву и Петербург, уже в 5-8 классах попробовали наркотики 4, 7 % опрошенных учеников, а в 10-11 классах- целых 16%. Рост – почти в 4 раза (!). Причем, эта цифра вызывает особую тревогу, так как речь идет о юношах в том возрасте, когда формируются их воля и характер, их отношение к работе, семье, к жизни.

Незарегистрированных  – так называемых «случайных потребителей наркотиков», пробовавших наркотики  хотя бы раз – как показывают результаты социологических исследований, в 10 раз больше. 3аболевание в большинстве  случаев приобретает устойчивую форму. По данным наркологической статистики, только 10 % приобщившихся к потреблению наркотиков детей в самом начале попробовали отказаться от их приема. Но большинство потом снова вернулось к потреблению наркотических средств.

В связи распространением наркомании и детской преступности социологи выделяют 4 основных типа неблагополучных для безопасности детей семей.

Первый тип  – наиболее распространенный в России – конфликтный. Он составляет до 60% всех неблагополучных семей в  стране.

Второй тип  – аморальный – в таких семьях воспитанием детей никто не занимается. Родители попирают все морально-этические нормы. Дети буквально брошены на произвол семьи.

Третий тип  – педагогически несостоятельные  семьи – в них не только отсутствует  всякое понимание сути воспитания, но прославляется пренебрежительное отношение к законам, к общепринятым нормам поведения. Преступные родители сознательно толкают детей на конфронтацию с окружающим миром. Причем, даже в форме насилия и преступления.

Четвертый тип  – асоциальная семья. Здесь создается  такая обстановка, что дети с раннего возраста живут в обстановке полного презрения к другим людям и к обществу.

Социологические исследования показывают, что дети из неблагополучных семей часто  имеют нарушенную психику, слабый характер, легко поддаются преступным влияниям.

   На кого же сегодня падает основная тяжесть борьбы с детской и подростковой наркоманией? Не сочтите мой ответ парадоксальным – на семью, в которой живет и воспитывается ребенок. Да, на семью. Школа не только отошла в сторону от борьбы с этим злом, но и стала, фактически, местом активного распространения и продажи наркотических средств. Школьные социальные педагоги к антинаркотической борьбе совершенно не подготовлены и потому оказать необходимой помощи детям не могут. В такой ситуации, как писал английский литератор Томас Дрейкс, «Для разбитого корабля любой ветер плох». Чтобы «восстановить» корабль, нужны совместные усилия государства, социальных работников и педагогов, школы и родителей.

В этом контексте  важным позитивным фактом последних лет является создание родителями, осознавшими опасность детской и молодежной наркомании, неправительственных организаций под различными наименованиями: «Родители против наркотиков», «Дети против наркотиков», «Семья против наркотиков». Вот с этими организациями и должны взаимодействовать социальные педагоги, что, к сожалению, до сих пор является редкостью.

Тезис шестой: особенности  социальной безопасности сельской семьи. Проблема социальной безопасности семьи  на селе имеет свои особенности. В  сельской местности проживает в семьях 27% населения страны (39, 5 млн. человек), которые живут в значительно худших социальных условиях, чем горожане. Основная причина -фактическое отсутствие бюджетного финансирования социальной сферы в деревне. В 1992 году было полностью прекращено финансирование программы «Возрождение российской деревни». Прервано финансирование электрификации и телефонизации села за счет средств федерального бюджета. На плечи сельскохозяйственных предприятий были полностью возложены расходы в сумме почти 10 млрд. в год на содержание социальной сферы: жилого фонда, школ, клубов и домов культуры, линий электропередач, автомобильных дорог и т. д. Очень быстро выяснилось, что за счет собственных средств деревня содержать колоссальную социальную сферу и тем более развивать ее – не в состоянии. Такая ситуация незамедлительно сказалась на социальной безопасности сельских семей и актуализировала важную долгосрочную задачу: создание сельского института социальной работы.

Пока такового в России нет, хотя разрозненная волонтерская работа ведется. Что, на мой взгляд, необходимо учитывать в организации сельской службы социальных работников? Прежде всего – объективные особенности положения российского села конца 90-х годов. Среди наиболее существенных: демографическая ситуация на селе, его возрастная структура, уровень реальных доходов и численность нетрудоспособного сельского населения.

Возрастная структура  сельского населения существенно  отличается от городской. Дело в том, что в сельской местности нетрудоспособных значительно больше, чем в городе. Их содержание падает прежде всего на работающих членов семьи, но в 1992 – 1998 годах заработная плата работников в деревне оставалась одной из самых низких в стране. По данным официальной статистики, за последние годы реальная зарплата в целом по российской экономике сократилась на 49%, в деревне – на 70%. При таком соотношении работающих и нетрудоспособных социальная сфера на селе должна быть более разветвленной, чем в городе. На деле же на сельскую социальную сферу выделяется значительно меньше экономических ресурсов, чем того требуется.

   И еще одна специфическая черта: в отличие от городского населения сельские жители социально более дифференцированы (расслоены) по уровню среднедушевых доходов. Высокая поляризация доходов дополнительно обостряет проблемы бедности на селе. В итоге, согласно данным социологических исследований, уровень бедности в сельской местности вдвое выше, чем в городской.

Информация о работе Молодая семья