Модульное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:26, доклад

Описание работы

Традиционная система организации учебно-познавательного процесса находится в противоречии с законами психофизической деятельности человека. Классно-урочная система предопределяет постоянную перегрузку учащихся и учителя. Ведущим типом учебного занятия остается комбинированный урок, нарушающий логику учебной деятельности.

Работа содержит 1 файл

модульное обучение.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Технология модульного обучения в начальной школе

Традиционная система  организации учебно-познавательного  процесса находится в противоречии с законами психофизической деятельности человека. Классно-урочная система  предопределяет постоянную перегрузку учащихся и учителя. Ведущим типом учебного занятия остается комбинированный урок, нарушающий логику учебной деятельности. Российская и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала, укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.

Поуровневая индивидуализация учебной  и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для ученика и учителя, обеспечивают возможность дальнейшего самообразования.

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный  блок информации; целевую программу  действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу  усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

1.  содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;

2.  изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;

3.  ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

4.  отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Исходные научные идеи:

1.       Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2.  Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.  
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

3.  В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4.  Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Системы действий учителя и ученика

Рассмотрим последовательность действий учителя при составлении модульной программы.

Первый шаг - это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания.

  1. Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса.
  2. Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии.
  3. Отобранный материал сводится в таблицу.

Таким образом, учитель  получает наглядное представление  о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.

Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта. Приведем ее возможный вариант.

Технологическая карта по каждой параллели классов  

 

Стерж

невые линии

Ведущие знания

Второсте- 
пенные знания

Сопутствующее повторение

Трудно- 
усваиваемые темы

Внутри- 
предметные связи

Межпред- 
метные связи

Пути преодо- 
ления затруднений

               

 

Составив такую карту, учитель четко и целостно видит  все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.

  • Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.
  • Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.

Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

В результате вырастает  дерево целей: комплексная дидактическая  цель - интегрирующие дидактические  цели - частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

Шестой шаг - построение самого модуля.

  • Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели, которую на схеме обозначим как учебный элемент - 0.
  • Затем дается задание для входного контроля, цель которого - установить готовность учащихся к работе.
  • Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.
  • Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля - резюме, обобщающее ход выполнения заданий.
  • Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.
  • Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.
  • Схематически полученную модульную программу можно представить в виде схемы.

Структура модульной программы

Последовательность  действий учителя при составлении  модуля

При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

  1. частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;
  2. реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;
  3. учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;
  4. при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
  5. структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля.

Второй шаг - Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.

Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.

Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента.

Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) учащимся.

Опыт показал, что наиболее удобна следующая форма учебного элемента (УЭ). 

 

№ УЭ

Учебный материал

с указанием заданий

Советы учителя

     

 

Создание учебных модулей  подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

Деятельность учащегося  проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и  взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально  распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

Изменяется принципиально  деятельность учителя. Его главная  задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.

Ограничения

1.       Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности.

2.       Материальные возможности школы.

3.       Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.

Введение модульной  технологии в образовательный процесс  необходимо осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

Технология модульного обучения и  различные методики КСО решают многие проблемы обучения в начальном звене, где закладываются основы самостоятельной  работы, где формируются первоначальные общеучебные умения и навыки, особенно организационные и коммуникативные, а главное на учебном занятии создается адаптивный психолого-педагогический микроклимат и используется рефлексивное обучение.

 

Список использованных источников:

  1. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону: 2001. – 119 С.
  2. Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. М.: 1998. – 319 С.
  3. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - Москва – Воронеж.: - 1998. – 245 С.
  4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М: 1988.- 115 С.
  5. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. - М:1997. – 318 С.
  6. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения // Начальная школа. – 2003. - №2.– С. 33-34.

Информация о работе Модульное обучение