Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:58, доклад
Моделирование воспитательной системы, ее составные части. Основные направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями.
Задачи деятельности:
1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характе¬ристики членов классного коллектива.
2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
Моделирование системы воспитания класса
ЧТО ТАКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ? Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог - заместитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента социальной и природной деятельности. Этот метод широко используется в научной и практической деятельности. Трудно представить сооружение моста, строительство многоэтажного здания, решение сложной политической или экономической задачи без предварительно созданной модели. Не менее трудно вообразить построение эффективной воспитательной системы без ранее сформированных о ней модельных представлений. Многовековой опыт использования метода моделирования в науке и технике, несомненно, полезен и для педагогических работников. Но при этом надо отчетливо понимать, что моделирование воспитательных систем существенным образом отличается от моделирования технических систем. Оно имеет следующие отличительные черты: субъект моделирования является компонентом моделируемой системы; субъект формирования модельных представлений, как правило, участвует в процессе их реализации; значительная часть совокупного субъекта моделирования не обладает профессиональной подготовкой к деятельности по созданию модели; воспитательная система как объект моделирования включает в себя разнокачественные элементы, так как состоит из компонентов человеческого, вещного и идейного характера; объектом моделирования выступает воспитательная система как самоорганизующееся и саморазвивающееся явление, что обусловливает формирование постоянно изменяющихся модельных представлений о нем и детерминирует относительную незавершенность и непрерывность процесса моделирования; успешность реализации модельных представлений зависит не только Совокупность перечисленных отличий, на наш взгляд, может быть признана основанием для рассмотрения моделирования воспитательных и других педагогических систем как нетрадиционного моделирования. Исследуя ход и результаты формирования модельных представлений о воспитательной системе, мы пришли к заключению, что моделирование воспитательных систем класса - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения. Моделирование воспитательной системы целесообразно рассматривать как процессуальную систему, составными частями которой являются: 1) субъект моделирования; 2) объект моделирования; 3) процесс деятельности по формированию модельных представлений о воспитательном процессе в классе; 4) модель и результаты, достигнутые при ее использовании в процессе Остановимся на каждой составляющей процесса моделирования воспитательной системы. Сначала о СУБЪЕКТЕ моделирования. В его качестве выступает классное сообщество - классный руководитель, учащиеся и их родители, педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности класса. Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса. Необходимость выполнения учащимися субъектной роли в деятельности по созданию модели воспитательной системы обусловлена следующими обстоятельствами: - во-первых, учащиеся - это значительная часть классного сообщества, их интересы, потребности и устремления должны в максимальной степени учитываться при формировании модельных представлений о целях, принципах, формах и способах организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе; - во-вторых, так как самодеятельность имеет решающее значение для формирования личности учащихся, то следует создавать условия для ее проявления на всех этапах жизнедеятельности классного сообщества, включая и период моделирования; - в-третьих, учащиеся способны анализировать и оценивать многие стороны жизни в классе, вносить конструктивные и оригинальные предложения по ее улучшению. Не должны оставаться в стороне и родители. Ведь они обладают знаниями о своих детях, которыми не располагает классный руководитель. Родители заинтересованы в положительных изменениях личности своего ребенка, поэтому могут внести свой вклад в моделирование и построение воспитательной системы. Они имеют богатый социальный опыт и выражают в себе интересы представителей разных профессий, что дает возможность избежать одностороннего моноролевого взгляда на проблемы развития и воспитания учащихся. Отсюда становится очевидной важность соединения в совокупном субъекте моделирования воспитательной системы класса профессиональной компетентности и организаторского мастерства классного руководителя, активного участия и нестандартных идей учащихся, социального опыта и заинтересованности родителей. ОБЪЕКТОМ моделирования является воспитательная система класса. Чтобы сформировать целостный и адекватный образ создаваемой системы, целесообразно использовать компонентный механизм моделирования. Суть его заключается в том, что при формировании модельных представлений субъект моделирования целенаправленно устремляет свой взор и действия на проектирование пяти основных компонентов, описание которых дано в предыдущей главе. Это позволяет отобразить в модели наиболее важные стороны воспитательной системы класса - ее индивидно-групповые, ценностно-ориентационные, функционально-деятельностные, отношенческо-коммуникативные и диагностико-результативные характеристики. Практика применения компонентного механизма моделирования показала, что данный механизм эффективен, надежен и прост. В ПРОЦЕССЕ моделирования воспитательной системы класса можно выделить три основных направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями: 1) изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности 2) проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности 3) сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка. В ходе опытно-педагогической работы определяются формы, методы и приемы, которые классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса. Основные направления деятельности: изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. Задачи деятельности: 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива 2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений. Средства реализации задач: 1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик-семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений учащихся класса. 2. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. 4. Определить эффектность учебно-воспитательного процесса: сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества, определить место и роль класса в воспитательной системе школы, выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.
МОДЕЛИРОВАНИЕ воспитательной системы класса - это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обусловливают внесение корректив в первоначально созданную модель. В то же время я считаю, что организационный период по построению модели не должен быть длительным. Его оптимальная продолжительность - 7-8 месяцев. На этот период целесообразно составить план работы по моделированию воспитательной системы класса, который может являться составной частью плана работы классного руководителя. Предлагаю избрать следующую форму плана: Направления работы по моделированию воспитательной системы класса: 1. Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива. 2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. 3. Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса. Главными результатами совместной работы педагогов, учащихся и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной системы класса и программа ее построения. Существуют разные формы моделей. В педагогической практике наиболее удобной формой модели является концепция (концептуальная модель). Концепция воспитательной системы класса может состоять из таких разделов, как: - Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. - Цель и задачи воспитательной системы класса. - Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества. - Механизм функционирования и построения воспитательной системы - Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса. Какой должна быть программа, построения, воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог может найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу плана работы классного руководителя. |