Моделирование системы воспитания класса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:58, доклад

Описание работы

Моделирование воспитательной системы, ее составные части. Основные направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями.
Задачи деятельности:
1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характе¬ристики членов классного коллектива.
2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

Работа содержит 1 файл

Моделирование системы воспитания класса.doc

— 47.50 Кб (Скачать)


Моделирование системы воспитания класса

 

ЧТО ТАКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ? Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью кото­рого конструируется аналог - заместитель отображаемого либо создавае­мого объекта, явления или процесса с целью получения новой информа­ции или преобразования какого-либо фрагмента социальной и природной деятельности. Этот метод широко используется в научной и практической деятельности. Трудно представить сооружение моста, строительство мно­гоэтажного здания, решение сложной политической или экономической задачи без предварительно созданной модели. Не менее трудно вообра­зить построение эффективной воспитательной системы без ранее сформирован­ных о ней модельных представлений.

Многовековой опыт использования метода моделирования в науке и технике, несомненно, полезен и для педагогических работников. Но при этом надо отчетливо понимать, что моделирование воспитательных сис­тем существенным образом отличается от моделирования технических систем. Оно имеет следующие отличительные черты:  субъект моделирования является компонентом моделируемой системы;  субъект формирования модельных представлений, как правило, участвует в процессе их реализации;  значительная часть совокупного субъекта моделирования не обладает профессиональной подготовкой к деятельности по созданию модели;  воспитательная система как объект моделирования включает в себя разнокачественные элементы, так как состоит из компонентов челове­ческого, вещного и идейного характера;  объектом моделирования выступает воспитательная система как само­организующееся и саморазвивающееся явление, что обусловливает формирование постоянно изменяющихся модельных представлений о нем и детерминирует относительную незавершенность и непрерыв­ность процесса моделирования; успешность реализации модельных представлений зависит не только
от качества разрабатываемой модели, но и от того, как протекал процесс ее разработки.

Совокупность перечисленных отличий, на наш взгляд, может быть признана основанием для рассмотрения моделирования воспитательных и других педагогических систем как не­традиционного моделирования. Исследуя ход и результаты формирования модельных представлений о воспитательной системе, мы пришли к заключению, что моделирование воспитательных систем класса - это процесс взаимодействия класс­ного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших каче­ствах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообра­зующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.

Моде­лирование воспитательной системы целесообразно рассматривать как про­цессуальную систему, составными частями которой являются:

1) субъект моделирования;

2) объект моделирования;

3) процесс деятельности по формированию модельных представлений о воспитательном процессе в классе;

4) модель и результаты, достигнутые при ее использовании в процессе
воспитания и организации жизнедеятельности классного сообщества.

Остановимся на каждой составляющей процесса моделирования воспитательной системы. Сначала о СУБЪЕКТЕ моделирования. В его качестве выступает классное сообщество - классный руководитель, учащиеся и их родители, педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности класса. Главную роль в разработке модели воспита­тельной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащих­ся класса. Необходимость выполнения учащимися субъектной роли в деятельности по созданию модели воспитательной системы обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, учащиеся - это значительная часть классного сообщества, их интересы, потребности и устремления должны в максимальной степени учитываться при формировании модельных представлений о целях, принципах, формах и способах организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе;

- во-вторых, так как самодеятельность имеет решающее значение для формирования личности учащихся, то следует создавать условия для ее проявления на всех этапах жизнедеятельности классного сообщества, включая и период моделирования;

- в-третьих, учащиеся способны анализировать и оценивать мно­гие стороны жизни в классе, вносить конструктивные и оригинальные предложения по ее улучшению.

Не должны оставаться в стороне и родители. Ведь они обладают знаниями о своих детях, которыми не располагает классный руководи­тель. Родители заинтересованы в положительных изменениях личности своего ребенка, поэтому могут внести свой вклад в моделирование и по­строение воспитательной системы. Они имеют богатый социальный опыт и выражают в себе интересы представителей разных профессий, что дает возможность избежать одностороннего моноролевого взгляда на пробле­мы развития и воспитания учащихся. Отсюда становится очевидной важ­ность соединения в совокупном субъекте моделирования воспитательной системы класса профессиональной компетентности и организаторского мастерства классного руководителя, активного участия и нестандартных идей учащихся, социального опыта и заинтересованности родителей.

ОБЪЕКТОМ моделирования является воспитательная система класса. Чтобы сформировать целостный и адекватный образ создаваемой системы, целесообразно использовать компонентный механизм моделирования. Суть его заключается в том, что при формировании модельных представлений субъект моделирования целенаправленно устремляет свой взор и действия на проектирование пяти основных компонентов, описание которых дано в предыдущей главе. Это позволяет отобразить в модели наиболее важные стороны воспитательной системы класса - ее индивидно-групповые, ценностно-ориентационные, функционально-деятельностные, отношенческо-коммуникативные и диагностико-результативные характеристики. Прак­тика применения компонентного механизма моделирования показала, что данный механизм эффективен, надежен и прост.

В ПРОЦЕССЕ моделирования воспитательной системы класса можно выделить три основных направления совместной деятельности класс­ного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями:

1) изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности
в классном коллективе;

2) проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности
классного сообщества;

3) сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.

В ходе опытно-педагогической работы определяются формы, методы и приемы, которые классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса. Основные направле­ния дея­тельности: изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

Задачи деятельности:

1. Изучить по­требности, интересы, склонности и другие личностные характе­ристики членов классного коллектива

2. Определить уровень сформиро­ванности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

Средства реализации задач:

1. Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик-семицветик», раз­вивающая анкета «Твои увлечения», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений учащихся класса.

2. Выявить воспи­тательные возможно­сти родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

4. Определить эффектность учебно-воспитательного процесса: сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества, определить место и роль класса в воспитательной системе школы, выявить способы и условия использова­ния возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ воспитательной системы класса - это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обусловливают внесение кор­ректив в первоначально созданную модель. В то же время я считаю, что организационный период по построению модели не должен быть длитель­ным. Его оптимальная продолжительность - 7-8 месяцев. На этот период це­лесообразно составить план работы по моделированию воспитательной сис­темы класса, который может являться составной частью плана работы класс­ного руководителя. Предлагаю избрать следующую форму плана: Направления работы по моделированию воспи­тательной системы класса:

1. Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива.

2. Проектирование целей, перспектив и образа жизне­деятельности классного со­общества.

3. Деятельность по спло­чению и развитию коллек­тива класса.

Главными результатами совместной работы педагогов, учащихся и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной сис­темы класса и программа ее построения. Существуют разные формы мо­делей. В педагогической практике наиболее удобной формой модели яв­ляется концепция (концептуальная модель). Концепция воспитательной системы класса может состоять из таких разделов, как:

- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.

- Цель и задачи воспитательной системы класса.

- Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества.

- Механизм функционирования и построения воспитательной системы
класса (системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные
внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы).

- Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

Какой должна быть программа, построения, воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог может найти ответ самостоя­тельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу плана работы классного руководителя.

 



Информация о работе Моделирование системы воспитания класса