Модели воспитания в разных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 12:57, реферат

Описание работы

Несмотря на различие культур и своеобразие путей развития педагогической науки и практики, в сфере дошкольного образования разных стран имеется ряд аналогичных проблем, таких как: определение содержания, методов и средств дошкольного образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей; создание условий для обогащения опыта взаимодействия детей разного возраста, расширения их представлений о культурно-этническом многообразии; совместное воспитание и обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями; перестройка деятельности дошкольных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения нужд семьи.

Работа содержит 1 файл

Модели детских садов.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

Несмотря на различие культур и своеобразие  путей развития педагогической науки  и практики, в сфере дошкольного  образования разных стран имеется  ряд аналогичных проблем, таких  как: определение содержания, методов  и средств дошкольного образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей; создание условий для обогащения опыта взаимодействия детей разного возраста, расширения их представлений о культурно-этническом многообразии; совместное воспитание и обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями; перестройка деятельности дошкольных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения нужд семьи. Не претендуя на всеобъемлющую полноту освещения, проанализируем некоторые зарубежные модели. Обзор зарубежного опыта дошкольного образования позволяет сравнить и определить его статус и роль государства в его развитии.

Дошкольное  образование Японии

«Традиция» —  ключевое слово для понимания  культуры страны восходящего солнца. Традициями пронизана вся японская жизнь, включая систему образования, в том числе и дошкольного. 
По традиции образование является здесь мужской вотчиной. Среди воспитателей женщины — редкость.

Все детские  сады в Японии частные. Среди них  особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов.

Таких детских садов немного, как не много и садиков так называемого прозападного направления, в которых господствуют принципы свободного воспитания, и нет той жесткой и достаточно тяжелой для маленьких детей системы занятий, которая свойственна «элитным» садам. 
Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают. Но по отношению к чужим людям японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни.

В Японии большое внимание уделяется сохранению здоровья детей: в каждом дошкольном детском учреждении работает коллектив медицинских работников – доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.

Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, формируют  их в маленькие группы (хан), что  является наиважнейшей отличительной  особенностью организации дошкольного  воспитания. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности.  
Группы (6–8 человек обоих полов) формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Детям прививается множество навыков: как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников. 
Состав этих групп не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации.

Воспитание маленьких  детей в Японии умело формирует  в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически  и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим. 
Таким образом, дошкольное образование в Японии не является государственным и не подчиняется Министерству образования. Государство не оказывает финансовой помощи родителям, дети которых посещают детские сады. 
 
Дошкольное образование Австралии.

Исторически сложилось  так, что австралийская система  образования создавалась по образцу  британской, и такой она остается по сегодняшний день. Для маленьких  австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет. 
Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные.  
Австралийское государство единственное, помимо России, оказывает помощь родителям на этапе получения детьми дошкольного образования
.

Дошкольное  образование Израиля.

Израиль имеет высокий образовательный уровень населения. Образование здесь – хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах. 
Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

Дошкольное  образование в  США.

В США не существует единой системы дошкольного образования. Оно организуется в рамках различного рода краткосрочных или долгосрочных программ, призванных решать определенные задачи. Программа понимается как некоторая система содержательных мер, действующих для достижения той или иной цели.  
Так, в США существуют самые разные программы, рассчитанные на дошкольников. Как правило, это программы, ставящие своей задачей снижение влияния стрессогенных факторов на детей и обеспечение их развития. Одни программы рассчитаны на полный день, другие — на часть дня. Существуют программы с гибким графиком, позволяющие родителям выбирать удобный для себя режим. Участие в разных программах поощряется, так как считается, что это позволяет детям получить разнообразный опыт и расширить круг общения за счет новых взрослых. 
Сегодня актуальна задача организации взаимодействия с родителями детей, имеющих особые нужды, и детей, для которых велика вероятность неуспешного школьного обучения. Родители таких детей вместе с педагогами участвуют в разработке индивидуальных планов развития ребенка, оценивают и утверждают его. 
Дошкольное образование в США демонстрирует передовой опыт по интеграции усилий родителей и государства в обеспечении качественного функционирования детских садов.

Детские сады в образовательной  системе Германии 
В основном дошкольные образовательные учреждения являются государственными. Министерство образования разрабатывает концепцию образовательной политики, выделяет средства на расширение учреждений образования.  
Дошкольное образование представлено детскими садами, подготовительными классами и вводными группами, посещение которых является добровольным по желанию родителей в течение трех лет.  
В современных детских садах Германии главным в воспитательной работе является развитие речи, детской личности, социальное воспитание и игра. В детском саду дети, как правило, проводят время только до обеда, а вторую половину дня они находятся дома, в своей семье.  
Сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Они в основном частные, и государство не принимает участия в ее финансировании. 
В отличие от наших детских садов, в Германии не ведется дошкольная подготовка детей – садики не относятся к Министерству образования и не имеют соответствующей программы, целенаправленной финансовой помощи родителям, дети которых посещают детские сады, государство не оказывает.

Опыт  других европейских  стран. 
В некоторых странах Европы поддержкой дошкольного образования может заниматься церковь. Так, во Франции существуют учреждения дошкольного образования, принадлежащие католической церкви и церковью оплачиваемые. Такие ДОУ посещает около 10 % детей. 
В ряде европейских стран уже на этапе дошкольного образования большое внимание уделяется вопросу интеграции детей с проблемами развития в среду нормально развивающихся сверстников.

Краткий анализ моделей организации дошкольного  образования в разных странах  показывает, что мировой опыт многообразен, а российская (или бывшая советская) система дошкольного образования  обладает множеством преимуществ. Вместе с тем зарубежный опыт мог бы стать хорошим стимулом и учебником для модернизации российского дошкольного образования, чтобы соответствовать новым экономическим условиям.

Российский  опыт дошкольного  воспитания 
Традиционная модель организации дошкольного образования в нашей стране включала все аспекты, фрагментарно присутствующие в моделях других стран. 
Большинство детских садов находится в подчинении Министерства образования и науки Российской Федерации и, в соответствии с нормативной базой, имеет право осуществлять образовательную деятельность по программам, одобренным и рекомендованным экспертным советом по дошкольному образованию. Даже частные и ведомственные детские сады должны осуществлять свою деятельность по министерским программам. 
Но на практике педагоги дошкольных образовательных учреждений при реализации образовательных программ в силу разных причин (прежде всего низкой профессиональной компетентности) используют школьные формы обучения, руководствуясь упрощенно понимаемой необходимостью подготовки детей к школе. 
Нестабильная работа экспертного совета привела к тому, что в последние годы появилось большое количество авторских программ, не прошедших экспертизу, но опубликованных и используемых педагогами в практической деятельности. Этот факт негативно сказывается на качестве образовательных услуг. 
Необходимо отметить, что в системе дошкольного образования существует кадровый голод, который является следствием того, что зарплата людей, работающих в этой системе, ниже всякого допустимого уровня. Это ведет к росту коррупции в системе дошкольного образования и, самое главное, к оттоку из дошкольных образовательных учреждений квалифицированных кадров. В данном случае был бы очень полезен опыт Японии, где заработная плата педагогов детских садов выше зарплаты чиновников. 
Классический детский сад представлял собой гармоничный синтез образовательного учреждения и службы быта. Режим функционирования детского сада отвечал запросам родителей и учитывал специфику их трудовой деятельности. Дети, в свою очередь, получали в саду полноценное сбалансированное питание, медицинское обслуживание, активно включались в образовательный процесс. 
Сегодня дошкольное образование в стране находится в критическом состоянии. Очереди в детские сады приобрели статус социального бедствия, и демографический прогноз предполагает ухудшение ситуации. Страдают и сельские территории, где детских садов почти нет. 
Поскольку государство не справляется с возникшей ситуацией, назрела острая необходимость расширения форм дошкольных образовательных услуг, в том числе расширения сети частных детских садов, нахождения дополнительных источников финансирования государственных ДОУ, поиска оптимального сочетания родительской оплаты и других субсидий. 
Расширение форм дошкольных образовательных услуг государство предлагает в виде организации групп кратковременного пребывания или предшкольной подготовки, которые идентичны по сути и отличаются лишь по форме (времени пребывания).. 
Но если в частном детском саду за родительские деньги ребенок получает более качественные по сравнению с государственными учреждениями образовательные услуги, то решение социального аспекта в учреждениях данного типа не предусмотрено: они были и остаются актуальными для состоятельных родителей. 
Частные детские сады смогут стать доступными для основной массы российских семей только в случае заимствования австралийского опыта, то есть полной компенсации государством стоимости пребывания ребенка в дошкольном учреждении.  

Информация о работе Модели воспитания в разных странах