Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 03:40, доклад
Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государствен-ной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.
1. Модель образования
как государственно-
2. Модель развивающего
образования (В. В. Давыдов,
В. В. Рубцов и др.). Эта модель
предполагает организацию
3. Традиционная
модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро,
Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.) - это модель
систематического академического образования
как способа передачи молодому поколению
универсальных элементов культур прошлого,
роль которого сводится в основном к воспроизведению
культуры прошлого. Основную роль образования
традиционалисты видят в том, чтобы сохранять
и передавать молодому поколению элементы
культурного наследия человеческой цивилизации.
Прежде всего под этим подразумевается
многообразие знаний, умений и навыков,
идеалов и ценностей, способствующих как
индивидуальному развитию человека, так
и сохранению социального порядка. В соответствии
с концепцией традиционализма образовательная
система должна преимущественно решать
задачу формирования базовых знаний, умений
и навыков (в рамках его сложившейся культурно-образовательной
традиции), позволяющих индивиду перейти
к самостоятельному усвоению знаний, ценностей
и умений более высокого ранга по сравнению
с освоенными.
4. Рационалистическая
модель образования (П. Блум, Р.
Ганье, Б. Скиннер и др.) предполагает такую
его организацию, которая прежде всего
обеспечивает усвоение знаний, умений,
навыков и практическое приспособление
молодого поколения к существующему обществу.
В рамках данной модели обеспечивается
передача-усвоение только таких культурных
ценностей, которые позволяют молодому
человеку безболезненно вписываться в
существующие общественные структуры.
При этом любую образовательную программу
можно перевести в "поведенческий"
аспект знаний, умений и навыков, которыми
следует овладеть учащемуся.
В идеологии
современной рационалистической модели
образования центральное место занимает
бихевиористская (от. англ. behavior - поведение)
концепция социальной инженерии. Рационалисты
исходят из сравнительно пассивной роли
учащихся, которые, получая определенные
знания, умения и навыки, приобретают,
таким образом, адаптивный "поведенческий
репертуар", необходимый для адекватного
жизнеустройства в соответствии с социальными
нормами, требованиями и ожиданиями общества.
В рационалистической модели нет места
таким явлениям, как творчество, самостоятельность,
ответственность, индивидуальность, естественность
и др. Таким образом, поведенческие цели
вносят в образовательный процесс дух
узкого утилитаризма и навязывают учителю
негибкий механический образ действий,
что снижает его ценность. Идеалом в этом
случается становится точное следование
предписанному шаблону, и деятельность
учителя, превращается в натаскивание
учащихся (например, на выполнение тестов).
И вследствие этого такие проблемы, как
творческий характер не только учения,
но и преподавания, даже не обсуждаются.
5. Феноменологическая
модель образования (А. Маслоу,
А. Комбс, К. Роджерс и др.)
предполагает персональный