Модели
деятельности педагога-психолога
ДОУ
Под моделью деятельности
психологической службы в ДОУ
понимается последовательность организационных
форм работы педагога-психолога (с воспитателями,
родителями и детьми), обеспечивающая
комплексное сопровождение психологического
развития ребенка в детском саду и координацию
усилий всех участников образовательного
процесса.
Принято выделять:
• информационную;
• пропедевтическую
(греч. ргораideuо - - «предварительно
обучаю»);
• профилактическую
(греч. Ргорhjlaktikos — «предохранительный»,
«предохраняющие меры»);
• диагностическую;
• коррекционную
функции психологической службы
в системе образования.
Эти функции
могут по-разному сочетаться в
рамках тех или иных моделей
деятельности педагога-психолога
в образовательном учреждении.
Модели
работы психолога
в образовании
Сочетая в своей
работе различные виды деятельности,
психолог фактически ставит перед
собой различные цели и занимает
различные цели и занимает
различные позиции по отношению
к происходящему... Сложились различные
модели деятельности психолога...
... модель определяется
не столько квалификацией психолога
(в рамках одной модели возможны
разные уровни квалификации специалиста),
сколько его профессиональной
позицией, с одной стороны, запросом
и позицией администрации — с другой.
Первая модель.
Психолог работает на «территории»
своего кабинета и ведет консультации...
Психолог не ставит своей задачей
оказывать влияние ни на форму,
ни на содержание того, что
происходит...
1 Концепция психологической
службы образования.
как в рамках
учебного процесса, так и в
сфере сложившихся отношений.
Позиция психолога — это позиция
стороннего специалиста, отстаивающего
права и интересы ребенка.
Вторая модель.
К предыдущему функционалу добавляется:
проведение диагностики детей разного
возраста по запросам администрации образовательного
учреждения..., посещение занятий по просьбе
педагогов с целью выработки рекомендаций
по работе с конкретными детьми. При высокой
квалификации психолог становится главным
участников педагогических консилиумов,
рассматривающих проблемы успеваемости...
Третья модель.
Включает в себя как обязательный
компонент проведение обучающих
семинаров и тренингов ... Психолог
ставит задачу изменить стереотипы
поведения, способны и формы
организации коммуникации учителя
с учениками. При высокой квалификации
психолог на групповых занятиях с детьми
... формирует у них соответствующие их
возрасту социальные умения, рассматривает
проблемы, ... дает им средства, позволяющие
успешно справляться с проблемами...
Четвертая модель.
Модель включает в себя работу
психолога с содержанием и
способами профессиональной деятельности
педагога. Его целью становится
влияние на профессиональное
сознание ... в направлении формирования
целостной педагогической позиции
(цели, ценности, задачи, содержание и способы
его реализации в конкретных технологиях),
а также психологического сопровождения
образовательных процессов. При высокой
степени квалификации психолог, работающий
в рамках этой модели, становится проводником
идей трансформации всех отношений... идеи
уважения чести и достоинства каждого...
развитие личности каждого ...
Пятая модель.
Различные типы практико-ориентированных
исследований... Объектом исследования
является целостный учебно-воспитательный
процесс… Направления деятельности
и профессиональные цели, описанные в
данном Положении, не обязывают психолога,
работающего в образовании, выполнять
их в полном объеме...
Фактически, модель
работы психолога в ДОУ определяет
приоритетные для него функции
и его позицию как специалиста
к происходящему в детском саду.
В настоящее
время насчитывается пять основных
моделей работы педагога-психолога
в ДОУ:
I модель: Позиция
психолога — «сторонний наблюдатель»
за происходящим в детском
саду, основная функция — консультативная
(информативная и диспетчерская).
II модель: Позиция
психолога — «фасилитатор» («тот,
кто облегчает») взаимодействия
других участников образовательного
процесса, основные функции —
диагностическая и консультативная
.
III модель: Позиция
психолога — «активное включение»,
основные функции — диагностическая,
коррекционная и профилактическая .
IV модель: Позиция
психолога — «ведущий». Модель
включает работу с педагогическими
установками и позицией педагогических
сотрудников и администрации
ДОУ в целях обеспечения комплексного
сопровождения образовательного процесса.
Функции психолога — диагностическая,
коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.
V модель: Позиция
психолога — «исследователь».
Объектом исследования психолога
является образовательный процесс,
организуемый в соответствиями с целями
и задачами развития ребенка, вклада всех
участников образовательного процесса
в создание условий для развития ребенка.
Функции психолога — диагностическая,
профилактическая и пропедевтическая,
организационно-просветительская.
Исходя из возможных
моделей, определяются непосредственные
задачи работы педагога-психолога1
в детском саду:
1. Задачи взаимодействия
педагога-психолога и воспитателей
ДОУ
Взаимодействуя
с воспитателями ДОУ, психолог:
• знакомит
воспитателей с психологическими теориями
и исследованиями в области обучения детей;
• дает психологическое
обоснование дидактических принципов
обучения;
• разрабатывает
совместно с воспитателями, дефектологами,
логопедами и специалистами по
изобразительной, музыкальной, физической
и другим видам деятельности развивающую
программу обучения детей;
1 Чиркова Т. И.
Психологическая служба в детском
саду: Учебное пособие для психологов
и специалистов дошкольного образования.
М.: Педагогическое общество России,
1988.
• обсуждает
и формулирует психологические
требования к развивающей предметной,
игровой и учебной среде;
• готовит
педагогов к профессиональной
рефлексии в процессе образовательной
работы с детьми;
• обеспечивает
воспитателей необходимым простейшим
диагностическим инструментарием для
изучения умственного и эмоционального
развития детей, их личностного роста
в процессе обучения;
• принимает
участие в разработке и внедрении
новых педагогических технологий,
осуществляя проектировочную и
диагностически-контрольную функцию за
развитием детей в условиях инновационного
процесса;
• по заказу
администрации проводит контроль
за общением педагогов с детьми
в процессе обучения, разрабатывает
индивидуальные модели развивающего
взаимодействия с детьми и
обучает педагогов;
• проводит
диагностику развивающего, воспитательного
и обучающего потенциала педагогического
коллектива;
• формирует
у педагогов мотивационную основу
творческой работы с детьми, с
помощью тренингов профессионального
и личностного роста у воспитателей
формирует высокий уровень их компетентности
в осуществлении образовательного процесса
в детском саду;
• разрабатывает
психологические основы оптимальной
стратегии действий педагогов
в целях развития, воспитания
и обучения детей с различными
отклонениями в развитии, взаимодействия
детей и воспитателей;
• осуществляет
координацию усилий всех участников
коррекционно-развивающего процесса
для обеспечения системного и
комплексного подхода к развитию,
воспитанию и обучению детей.
2. Задачи взаимодействия
педагога-психолога и родителей воспитанников
ДОУ
В работе с
родителями психолог:
• осуществляет
просвещение по вопросам обучения
детей;
• решает по
их просьбе частные проблемы
ребенка в обучении и подготовке
его к школе, разрабатывает
для родителей индивидуализированные
программы их занятий с ребенком в домашних
условиях;
• проводит
по их просьбе индивидуальную
диагностику умственного развития
ребенка, его специальных способностей
(например, сенсомоторики, пространственного
ориентирования, математических представлений
и др.);
• проводит
диагностику эмоционального, воспитательного
и терапевтического потенциала
семьи;
• обеспечивает
психологическую поддержку родителей,
имеющих детей с проблемами
в развитии, и их близких;
• проводит
подготовку интеграционных процессов
со стороны семей, имеющих нормально развивающихся
детей;
• обеспечивает
социально-психологические условия
интеграции семей, имеющих детей
с отклонениями в развитии, в
общество.
3. Задачи взаимодействия
педагога-психолога и воспитанников
ДОУ
С детьми психолог:
• проводит
дифференциальную психологическую
диагностику с целью выявления
уровня психологического здоровья
детей и психологической структуры
нарушения;
• проводит
диагностику индивидуальных особенностей
детей с отклонениями в развитии
с целью обеспечения индивидуального
подхода и разработки оптимальной стратегии
коррегирующего воздействия;
• проводит
диагностику уровня достижений
детей в учебной деятельности
и на основе ее строит систему
помощи ребенку;
• проводит
развивающие групповые и индивидуальные
занятия по просьбе воспитателя, затрудняющегося
самостоятельно решить какую-либо обучающую
проблему;
• оказывает
помощь детям в овладении учебными
навыками и умениями, в развитии
их саморегуляции и самоконтроля
на занятиях воспитателя, логопеда,
дефектолога и т. д.;
• готовит
детей подготовительных групп
к школе по специально разработанной
диагностической программе;
• проводит
диагностику динамики изменений
в психофизическом сенсорном
и личностно-социальном развитии
ребенка при реализации целостного
коррекционно — развивающего процесса;
• охраняет
психику ребенка от дидактогенных
отрицательных воздействий, обеспечивает
контроль за соблюдением прав
ребенка в полноценном, эмоционально
комфортном обучающем воздействии,
создает в коллективе сотрудников
детского сада нетерпимость по отношению
к насилию и при-нуждению детей в процессе
их обучения.
Работа с педагогическим
коллективом ДОУ и родителями
воспитанников в логике комплексного
сопровождения психологического
развития ребенка (IV, наиболее распространенная,
модель) предполагает, что педагог-психолог
будет выступать в качестве координатора
и катализатора взаимодействий всех участников
образовательного процесса в ДОУ.
Поэтому, с
самых первых шагов своего
пребывания в детском саду, психолог
должен рассказать коллективу и родителям
о своих функциях и задачах, дать представление
о том, какую помощь он может оказать.
Необходимо разъяснить,
что детская психология не
является отраслью медицины —
она занимается изучением закономерностей
нормального развития ребенка, и основная
задача психолога1 состоит в обеспечении
такого развития, в создании необходимых
для этого условий:
• организации
деятельности всех участников
образовательного процесса в
системе индивидуального психологического
сопровождения ребенка;
работы с педагогическим
коллективом ДОУ и родителями
в логике комплексного психологического
сопровождения воспитанников детского
сада.
Идеология комплексного
сопровождения психологического
развития ребенка разработана
коллективом авторов под научным
руководством проф. Л. И. Шипицыной1.
Комплексное сопровождение
в ДОУ определяется ими как
система профессиональной деятельности
«команды» специалистов, направленной
на создание социально-психологических
условий для успешного обучения
и развития каждого ребенка независимо
от уровня его способностей и жизненного
опыта, в конкретной социальной среде.
В рамках модели комплексного сопровождения
развития ребенка педагог-психолог, в
основном, будет работать в ДОУ комбинированного
и компенсирующего видов.