Модели деятельности педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:04, реферат

Описание работы

Под моделью деятельности психологической службы в ДОУ понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога (с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Принято выделять:
• информационную;

Работа содержит 1 файл

Модели деятельности педагога.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Модели  деятельности педагога-психолога  ДОУ

Под моделью деятельности психологической службы в ДОУ  понимается последовательность организационных  форм работы педагога-психолога (с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

 Принято выделять:

 • информационную;

 • пропедевтическую (греч. ргораideuо - - «предварительно  обучаю»);

 • профилактическую (греч. Ргорhjlaktikos — «предохранительный», «предохраняющие меры»);

 • диагностическую;

 • коррекционную  функции психологической службы  в системе образования.

 Эти функции  могут по-разному сочетаться в  рамках тех или иных моделей  деятельности педагога-психолога  в образовательном учреждении.

Модели  работы психолога  в образовании

 Сочетая в своей  работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед  собой различные цели и занимает  различные цели и занимает  различные позиции по отношению  к происходящему... Сложились различные модели деятельности психолога...

... модель определяется  не столько квалификацией психолога  (в рамках одной модели возможны  разные уровни квалификации специалиста), сколько его профессиональной  позицией, с одной стороны, запросом  и позицией администрации — с другой.

 Первая модель. Психолог работает на «территории»  своего кабинета и ведет консультации... Психолог не ставит своей задачей  оказывать влияние ни на форму,  ни на содержание того, что  происходит...

1 Концепция психологической  службы образования.

 как в рамках  учебного процесса, так и в  сфере сложившихся отношений.  Позиция психолога — это позиция  стороннего специалиста, отстаивающего  права и интересы ребенка.

 Вторая модель. К предыдущему функционалу добавляется:  проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения..., посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости...

 Третья модель. Включает в себя как обязательный  компонент проведение обучающих  семинаров и тренингов ... Психолог  ставит задачу изменить стереотипы  поведения, способны и формы  организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации психолог на групповых занятиях с детьми ... формирует у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, ... дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами...

 Четвертая модель. Модель включает в себя работу  психолога с содержанием и  способами профессиональной деятельности  педагога. Его целью становится  влияние на профессиональное  сознание ... в направлении формирования  целостной педагогической позиции  (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образовательных процессов. При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений... идеи уважения чести и достоинства каждого... развитие личности каждого ...

 Пятая модель. Различные типы практико-ориентированных  исследований... Объектом исследования  является целостный учебно-воспитательный  процесс… Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в данном Положении, не обязывают психолога, работающего в образовании, выполнять их в полном объеме...

 Фактически, модель  работы психолога в ДОУ определяет  приоритетные для него функции  и его позицию как специалиста к происходящему в детском саду.

 В настоящее  время насчитывается пять основных  моделей работы педагога-психолога  в ДОУ:

I модель: Позиция  психолога — «сторонний наблюдатель»  за происходящим в детском  саду, основная функция — консультативная  (информативная и диспетчерская).

II модель: Позиция  психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия  других участников образовательного  процесса, основные функции —  диагностическая и консультативная  .

III модель: Позиция  психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и профилактическая .

IV модель: Позиция  психолога — «ведущий». Модель  включает работу с педагогическими  установками и позицией педагогических  сотрудников и администрации  ДОУ в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.

V модель: Позиция  психолога — «исследователь».  Объектом исследования психолога  является образовательный процесс,  организуемый в соответствиями с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников образовательного процесса в создание условий для развития ребенка. Функции психолога — диагностическая, профилактическая и пропедевтическая, организационно-просветительская.

 Исходя из возможных  моделей, определяются непосредственные  задачи работы педагога-психолога1  в детском саду:

1. Задачи взаимодействия  педагога-психолога и воспитателей  ДОУ

 Взаимодействуя  с воспитателями ДОУ, психолог:

 • знакомит  воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей;

 • дает психологическое  обоснование дидактических принципов  обучения;

 • разрабатывает  совместно с воспитателями, дефектологами,  логопедами и специалистами по  изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;

1 Чиркова Т. И.  Психологическая служба в детском  саду: Учебное пособие для психологов  и специалистов дошкольного образования.  М.: Педагогическое общество России, 1988.

 • обсуждает  и формулирует психологические  требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;

 • готовит  педагогов к профессиональной  рефлексии в процессе образовательной  работы с детьми;

 • обеспечивает  воспитателей необходимым простейшим  диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;

 • принимает  участие в разработке и внедрении  новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и  диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса;

 • по заказу  администрации проводит контроль  за общением педагогов с детьми  в процессе обучения, разрабатывает  индивидуальные модели развивающего  взаимодействия с детьми и  обучает педагогов;

 • проводит  диагностику развивающего, воспитательного  и обучающего потенциала педагогического  коллектива;

 • формирует  у педагогов мотивационную основу  творческой работы с детьми, с  помощью тренингов профессионального  и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;

 • разрабатывает  психологические основы оптимальной  стратегии действий педагогов  в целях развития, воспитания  и обучения детей с различными  отклонениями в развитии, взаимодействия детей и воспитателей;

 • осуществляет  координацию усилий всех участников  коррекционно-развивающего процесса  для обеспечения системного и  комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.

2. Задачи взаимодействия  педагога-психолога и родителей воспитанников ДОУ

 В работе с  родителями психолог:

 • осуществляет  просвещение по вопросам обучения  детей;

 • решает по  их просьбе частные проблемы  ребенка в обучении и подготовке  его к школе, разрабатывает  для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;

 • проводит  по их просьбе индивидуальную  диагностику умственного развития  ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного  ориентирования, математических представлений и др.);

 • проводит  диагностику эмоционального, воспитательного  и терапевтического потенциала  семьи;

 • обеспечивает  психологическую поддержку родителей,  имеющих детей с проблемами  в развитии, и их близких;

 • проводит  подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей;

 • обеспечивает  социально-психологические условия  интеграции семей, имеющих детей  с отклонениями в развитии, в  общество.

3. Задачи взаимодействия  педагога-психолога и воспитанников  ДОУ

 С детьми психолог:

 • проводит  дифференциальную психологическую  диагностику с целью выявления  уровня психологического здоровья  детей и психологической структуры  нарушения;

 • проводит  диагностику индивидуальных особенностей  детей с отклонениями в развитии  с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии коррегирующего воздействия;

 • проводит  диагностику уровня достижений  детей в учебной деятельности  и на основе ее строит систему  помощи ребенку;

 • проводит  развивающие групповые и индивидуальные занятия по просьбе воспитателя, затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему;

 • оказывает  помощь детям в овладении учебными  навыками и умениями, в развитии  их саморегуляции и самоконтроля  на занятиях воспитателя, логопеда, дефектолога и т. д.;

 • готовит  детей подготовительных групп  к школе по специально разработанной  диагностической программе;

 • проводит  диагностику динамики изменений  в психофизическом сенсорном  и личностно-социальном развитии  ребенка при реализации целостного коррекционно — развивающего процесса;

 • охраняет  психику ребенка от дидактогенных  отрицательных воздействий, обеспечивает  контроль за соблюдением прав  ребенка в полноценном, эмоционально  комфортном обучающем воздействии,  создает в коллективе сотрудников детского сада нетерпимость по отношению к насилию и при-нуждению детей в процессе их обучения.

 Работа с педагогическим  коллективом ДОУ и родителями  воспитанников в логике комплексного  сопровождения психологического  развития ребенка (IV, наиболее распространенная, модель) предполагает, что педагог-психолог будет выступать в качестве координатора и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ.

 Поэтому, с  самых первых шагов своего  пребывания в детском саду, психолог должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать.

 Необходимо разъяснить, что детская психология не  является отраслью медицины —  она занимается изучением закономерностей  нормального развития ребенка, и основная задача психолога1 состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий:

 • организации  деятельности всех участников  образовательного процесса в  системе индивидуального психологического  сопровождения ребенка;

 работы с педагогическим  коллективом ДОУ и родителями  в логике комплексного психологического  сопровождения воспитанников детского  сада.

 Идеология комплексного  сопровождения психологического  развития ребенка разработана  коллективом авторов под научным руководством проф. Л. И. Шипицыной1.

 Комплексное сопровождение  в ДОУ определяется ими как  система профессиональной деятельности  «команды» специалистов, направленной  на создание социально-психологических  условий для успешного обучения  и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. В рамках модели комплексного сопровождения развития ребенка педагог-психолог, в основном, будет работать в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов.

Информация о работе Модели деятельности педагога