Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 09:05, доклад
Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.
Модель информационной культуры преподавателя вуза.
I. Место образования в жизни современного общества во многом определяется возрастающей ролью знаний, информации, что отразилось в концепциях информационного общества, становлении информационной цивилизации, информатизации образования. В контексте происходящих инновационных изменений в обществе, вызванных повсеместным внедрением компьютерных технологий, одной из актуальнейших задач развития современного образования в России и за рубежом является информатизация и реализация глобальных тенденций развития образования в условиях информационного общества.
Благодаря быстрому
развитию компьютерных технологий люди
имеют доступ к самой разнообразной
информации в любой точке планеты,
обмениваются информацией, общаются в
режиме реального времени. Для свободной
ориентации в информационных потоках
современный специалист любого профиля
должен уметь получать, обрабатывать и
использовать информацию с помощью компьютеров,
телекоммуникаций и других средств связи.
Но для этого необходимо знать правила
навигации по огромному количеству доступной
информации и обладать определенной информационной
культурой.
Информационная культура - это новый
тип общения, дающий возможность свободного
выхода личности в информационное бытие;
свобода выхода и доступ к информационному
бытию на всех уровнях от глобального
до локального, поскольку внутринациональный,
внутригосударственный тип информационного
бытия так же несостоятелен, как и национальная
наука; новый тип мышления, формирующийся
в результате освобождения человека от
рутинной информационно-интеллектуальной
работы, среди черт, определяющих его,
уже сегодня ярко проявляется ориентация
последнего на саморазвитие и самообучение.
В понятии "информационная
культура" ведущим является слово
"культура", именно оно заключает
в себе наибольшую смысловую нагрузку.
Исследования виднейших отечественных
культурологов позволяют определить культуру
как сложное понятие, означающее результат,
процесс, способ, отношение, норму, систему
деятельности, единственным субъектом
и преимущественным объектом которой
является человек.
Информационная культура – это [Михайловский
В. Н., с. 56]:
· новый тип общения, дающий возможность
свободного выхода личности в информационное
бытие;
· свобода выхода и доступ к информационному
бытию на всех уровнях от глобального
до локального, поскольку внутринациональный,
внутригосударственный тип информационного
бытия так же несостоятелен, как и национальная
наука;
· новый тип мышления, формирующийся в
результате освобождения человека от
рутинной информационно-интеллектуальной
работы, среды черт, определяющих его,
уже сегодня ярко проявляется ориентация
последнего на саморазвитие и самообучение.
Информационная культура
личности [Каракозов С. Д.] представляет
собой составную часть базисной культуры
личности как системной характеристики
человека, которая позволяет ему эффективно
участвовать во всех видах работы с информацией:
получении, накоплении, кодировании и
переработке, создании на этой основе
качественно новой информации, ее передаче,
практическом использовании.
Информационная культура включает грамотность
и компетентность в понимания природы
информационных процессов и отношений;
гуманистически ориентированную информационную
ценностно-смысловую сферу (стремления,
интересы, мировоззрение, ценностные ориентации);
развитую информационную рефлексию, а
также творчество в информационном поведении
и социально-информационной активности.
Один из важнейших элементов информационной
культуры человека - знание информационных
ресурсов (при возможности получить свободный
доступ к ним). В нашей стране многие организации
занимаются сбором, обработкой, хранением
и распределением информации: библиотеки,
статистические центры, информационные
службы, СМИ.
Впервые понятие «информационная
грамотность» было введено в 1977 году
в США и использовано в национальной программе
реформы высшего образования. Ассоциация
Американских библиотек информационно
грамотным человеком назвала личность,
способную выявить, разместить, оценить
информацию и наиболее эффективно ее использовать
[Медведева Е. А., с. 59].
Академик А. П. Ершов понимает под компьютерной
грамотностью «владение навыками решения
задач с помощью ЭВМ, умение планировать
действия и предвидеть их последствия,
понимание основных идей информатики,
представление о роли информационных
технологий в жизни общества» [Ершов А.
П., с. 82 – 92.].
Информационная компетентность [М.
А. Холодная] - это особый тип организации
предметно-специфических знаний, позволяющий
принимать эффективные решения в соответствующей
области деятельности.
Компетентность – составляющая не только
профессиональной культуры, она также
может быть общей, допрофессиональной.
Отличие профессиональной информационной
компетентности от общей состоит в круге
решаемых задач, проблем, а также уровне
их решения.
В работе Н. Х. Насыровой приводится следующее
определение информационной компетентности.
Это:
· мотивация, потребность и интерес к
получению знаний, умений и навыков в области
технических, программных средств и информации;
· совокупность общественных, естественных
и технических знаний, отражающих систему
современного информационного общества;
· знания, составляющие информативную
основу поисковой познавательной деятельности;
· способы и действия, определяющие операционную
основу поисковой познавательной деятельности;
· опыт поисковой деятельности в сфере
программного обеспечения и технических
ресурсов;
· опыт отношений "человек - компьютер".
Информационно-педагогическая компетентность
преподавателя высшей школы - это компонент
его общей педагогической культуры, важнейший
показатель его профессионального мастерства
и соответствия мировым стандартам в сфере
высшего образования. Мировой опыт показывает,
что именно те страны, прежде всего США,
Германия, Япония, Франция, которые сделали
подготовку своих интеллектуальных кадров
задачей номер один, добились наибольшего
успеха в оборонной, экономической, социальной
и политической, правовой и культурной
сферах [Тайт, 1994].
Информационно-педагогическая компетентность,
подразумевающая активное знание способов
получения и передачи разнообразной информации,
владение современными информационными
технологиями в образовании, опирающаяся
на сложную совокупность профессиональных,
методологических и общекультурных знаний
и практических умений, должна стать обязательным
компонентом более широкого понятия -
общей педагогической культуры современного
преподавателя вуза независимо от содержания
преподаваемой дисциплины. На наш взгляд,
это - первое звено в цепочке передачи
информационной грамотности от дипломированного
специалиста высшего уровня к обучаемому
в любой производственной или общественной
сфере - учителя, инженера, менеджера, врача
и пр.
Информационная педагогика создает теоретико-методологический
базис
Так большинство исследователей информационной
культуры сосредоточили свое внимание
на воспитании соответствующего уровня
информационной культуры у потребителя
(М.. Г. Вохрышев, В. А. Фокеев, Л. К. Лободенко
и др.) Так информационная культура, по
мнению Л. К. Лободенко, должна включать
и ряд дополнительных компонентов:
· культуру потребления информации (сознательно
избранный информационный образ жизни,
информационное лидерство);
· культуру выбора информации (системный
взгляд на информационную среду жизни
общества; умение анализировать информационную
обстановку);
· культуру поиска (знание номенклатуры
информационных услуг, предлагаемой библиотеками
и ОНТИ, умение использовать СБА и другие
источники поиска; владение алгоритмами
оптимального индивидуального поиска);
· культуру переработки информации (аналитико-синтетическая
деятельность);
· культуру освоения и использования
информации (публикационная активность,
участие в научных мероприятиях, использование
достижений науки и техники в практической
деятельности);
· культуру создания библиографической
информации;
· культуру пользования компьютерной
и оргтехникой;
· культуру передачи информации (информационно-коммуникативная
деятельность);
· культуру распространения информации
(знание ИП, знание методов и способов
библиографического обеспечения пользователей
информации).
Понятие «педагогическая кибернетика»
как наука об оптимальном управлении учебно-воспитательным
процессом, педагогическими системами,
науки о технологии обучения на основе
кибернетического подхода и использовании
вычислительной техники (Г. Г. Воробьев
и др.) в качестве важнейших задач рассматривает
развитие информационной культуры.
Понятие информационной культуры характеризует
одну из граней культуры, связанную с информационным
аспектом жизни людей. Информационная
культура предполагает, что человек использует
информационные технологии при решении
задач, которые ставит для достижения
цели своей деятельности.
Информационная культура, как категория
развивающегося информационного общества,
рассматривается как общая теория образования
человека в рамках нового типа цивилизационного
развития. Информационная культура имеет
различные толкования: как понимание современной
картины мира (В. А. Извозчиков); как компетентность
и способность работать с информацией
и людьми (В. Н. Соловьев); как понимание
системно-информационной картины мира
(Т. Ю. Китаевская) и т. д. Ряд исследователей,
рассматривая противоречивый характер
развития информационной культуры, полагают,
что существует опасность (Н. И. Витиска
и др.) возможности полной зависимости
человека от созданного им информационного
“монстра”. Особую роль, по их мнению,
приобретает построение интеллектуальных
информационных систем, основанных на
обработке нечетких данных, позволяющих
наиболее адекватно моделировать качественную
сторону рассуждений специалистов, связанных
с принятием управленческих решений.
В исследованиях по проблеме информационной
культуры выявлены ряд общих вопросов:
ее основные понятия и типы; правовые и
нравственные аспекты информатизации,
психолого-педагогические проблемы формирования
информационной культуры личности; психологические
механизмы ее продвижения в педагогическом
процессе; роль информационных технологий,
роль и влияние глобальных информационных
сетей на развитие культуры, состояние
информационных ресурсов России в сфере
культуры, искусства, образования. Так,
ряд авторов (Ю. С. Зубов и Н. А. Сляднева)
рассматривают положение о том, что до
сих пор в историческом сознании доминирует
роль материально-преобразующей деятельности
человека. Деятельность же информационно-преобразующая
обычно рассматривается как история духовной
культуры и подчиняется технологической
и социальной истории. Однако, по мнению
авторов, способ информационного производства
лежит в основе человеческой деятельности
и во многом определяет типы культуры.
Вот почему так важно разрабатывать современные
технологии информационного образования
и воспитания.
Другая группа исследователей (З. Е. Воробьева
и А. И. Мухачев) предполагает, что в недалеком
будущем сформируется единая наука, посвященная
изучению энергоинформационных взаимодействий,
происходящих во всех системах. Отсюда
вытекает необходимость определения и
уточнения понятий и категорий междисциплинарных
исследований, что требует в свою очередь
существенного пересмотра структуры образования
и качественных составляющих культуры
специалистов.
Ведущее место в этом процессе принадлежит
системе образования как важнейшему фактору
повышения информационной культуры личности
и как самой крупной отрасли всей индустрии
знаний, как на глобальном, так и региональном
уровнях, т.е. выделение регионального
аспекта информационной культуры специалиста.
Большой интерес исследователи проявляют
к этическим аспектам информационной
культуры личности (М. Г. Вохрышевой, В.
М. Петрова, А. С. Чачко и др.), возникающим
в связи с разделением людей на разные
возможности доступа к информации: в связи
с трудностью сохранения оригинала и авторского
права, с разделением платной и бесплатной
информации, с возникновением особой иерархии
социальных отношений и различием информационного
вклада различных социальных групп.
Пограничной с педагогикой проблемами
информационной культуры являются принципы
коммуникативности в информационной деятельности,
типологии информационной культуры личности,
прогнозы ее развития в ХХI веке, особенности
самоидентификации личности в виртуальной
реальности ( А. А. Гречихина и др.), поиск
оптимального соотношения в изучении
истории и теории информатизационного
развития общества и обеспечение необходимого
уровня подготовки специалистов в области
личностного информационного поведения
( Н. Л. Никитина, Е. Л. Кудрина, Н. И. Гендина
и др.). Предлагается блочно-модульный
принцип построения учебных программ,
позволяющий сделать курс вариативным
в зависимости от категории обучаемых
при обеспечении фундаментальности образования.
При рассмотрении сущности информационной
культуры необходимо учитывать представления
исследователей об информационных процессах
в науке. Так при рассмотрении педагогической
науки в информационной парадигме как
системе сбора, переработки и хранения
информации, все большее значение приобретают
информационные модели:
· совокупность сигналов, несущих информацию
об объекте управления и внешней среде,
организованная по определенным правилам
и имеющая значение для принятия решений;
· схема потоков информации, обращающейся
в процессе управления объектом (чаще
всего, в форме графов, схем, планов с включением
прямых и обратных информационных связей);
· система упорядоченных по особым правилам
сигналов, генерируемых средствами переноса
и отображения информации и несущих информацию
об объекте управления, контроля, исследования
внешней среды в самой системе управления;
· совокупность понятий и их семантических
связей в информационном поле, если само
понятие – информационная модель объекта,
процесса, явления или системы на естественном
языке.
Основы информационной культуры преподавателя
включают и самостоятельную работу с информацией.
Так работа с источниками информации предполагает;
· поиск необходимой информации (ориентация
в информационных потоках и коммуникациях,
умение пользоваться справочным аппаратом
электронных библиотек, проведение первичного
и вторичного отбора информации и т.д.);
· знание основ библиографии в электронных
библиотеках (умение пользоваться источниками
библиографической информации – каталогами,
картотеками, знание системы научно-вспомогательной
и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой,
текущей, ретроспективной и перспективной
библиографии: навыки библиографического
описания документов, составления библиографических
списков и т.д.);
· умение работать с источником информации
(владение различными методиками чтения,
а также методиками конспектного, тезисного,
реферативного изложения материала и
т.д.);
· работа с различными видами и типами
литературы (справочной, учебной, методической,
научной, научно-популярной, художественной,
книгами, периодикой);
· использование технических средств
(в частности, компьютеров) в учебных, научных
и практических целях.
В содержание информационной культуры
входит:
· анализ и синтез полученной информации;
· умение выделять главное из множества
второстепенного;
· переработка (осмысление) информации;
· запоминание информационных единиц;
· дальнейшее восстановление в памяти;
· превращение полученной информации
в собственное знание;
· процесс создания новой информации
и нового знания (эвристика) и т.д.
Формирование информационной культуры
преподавателя имеет свои особенности:
· инициативность, умение самим находить
решение своих проблем (И.. П. Осинцова);
· способность после минимальной адаптации
на производстве выполнять все обязанности
на любом участке библиотечной работы
(А. Я. Черняк);
· интеллектуальная, технологическая,
экономическая, экологическая, нравственная,
политическая, социально-психологическая,
эстетистематическое, организованное
чтение, организаторские качества;
· умение самостоятельного анализа информационной
ситуации (Г. С. Галиуллина);
· ориентация в информационном потоке,
умение организации оптимального хранения
и использования документов (И. А. Мейжис);
· операторские навыки, умение моделировать
процессы, психологическая адаптация
(Л. Н. Федорова);
· знание сведений о новых достижениях
в области педагогических наук (И. А. Мейжис);
· способность решать проблемы, умение
руководить, склонность к научно-исследовательской
работе (М. Г. Вохрышева);
· инициативность, творческий подход,
интеллектуальный потенциал, высокие
психомоторные качества, нравственное
начало, эрудиция, способность к творческим
озарениям, не уступающая строгому анализу;
· психологическая адаптивность, стрессоустойчивость,
навыки самопознания, самоорганизации,
саморегуляции и самокоррекции.
Информационная культура вбирает в себя
знания из тех наук, которые способствуют
ее развитию и приспособлению к конкретному
виду деятельности (кибернетика, информатика,
теория информации, математика, теория
проектирования баз данных и ряд других
дисциплин).
Исходя из разнообразия взглядов по поводу
отдельных сторон информационной культуры
преподавателя, можно сделать вывод, что
две позиции наиболее четко просматриваются
в большинстве точек зрения: 1) в качестве
предмета при анализе информационной
культуры все авторы исследуют знания,
которыми должен владеть специалист; 2)
информационная культура обозначается
как качественная характеристика личности.
Развитие информационной культуры формирует
во всех странах группы людей, которые
духовно объединены общностью понимания
тех проблем, в решении которых они включены.
Информационная культура органически
входит в реальную ткань общественной
жизни, придавая ей новое качество. Она
приводит к изменению многих сложившихся
социально-экономических, политических
и духовных представлений, вносит качественно
новые черты в образ жизни человека.
Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. Следовательно, информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.
II.
Интернет как средство развития информационной
культуры преподавателя
Важным условием
совершенствования деятельности преподавателя
в современном информационном обществе
является повышение его способностей,
связанных с непрерывным
Одним из средств развития информационной культуры преподавателя вуза является использование ресурсов Интернет. Использование Интернет в процессе обучения студентов расширяет традиционный перечень методов обучения по типу взаимодействия между преподавателем и студентом. Помимо методов самообучения, индивидуального и группового обучения преподаватель может использовать метод коммуникативного обучения. Реализация этого метода предполагает обеспечение разнообразных видов коммуникаций между участниками учебного процесса. Средствами коммуникативного общения выступают:
Развитие информационной культуры преподавателя вуза с точки зрения использования ресурсов Интернет в процессе обучения может находиться на одном из трех уровней. Первый уровень связан с накоплением педагогического опыта, освоением информационно-коммуникационных технологий. Преподаватель знакомится со специализированными программными продуктами в своей предметной области, в том числе на сайтах создателей этих программных продуктов. Преподавателем создается список ресурсов Интернет предметной направленности, обучающие файлы и документы, задания для самостоятельной работы студентов в электронном виде и т.д. Признаком освоения первого уровня является использование Интернет в качестве источника дополнительной информации в образовательном процессе как преподавателями, так и студентами, накопление определенного опыта создания собственных информационных ресурсов учебного назначения.
Второй уровень характеризуется наличием процесса планирования и координации использования образовательных ресурсов Интернет. Особенностями этого уровня является систематическое использование удаленного доступа с целью интенсификации процесса обучения, организация удаленных конференций, обмен учебной информацией, использование электронной почты для организации индивидуального обучения студентов.
На третьем уровне развития информационной культуры деятельность преподавателя связана с повсеместным использованием ресурсов Интернет на всех формах обучения, с организацией дистанционного обучения, с созданием и использованием в учебном процессе полнотекстовых электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам обучения, с организацией широкого взаимодействия с другими вузами на уровне совместных образовательных программ.
В 2008-2009 учебном году в Орловской региональной академии государственной службы на основе выделенных этапов была проведена диагностика развития информационной культуры 163 преподавателей с точки зрения использования ресурсов Интернет в процессе обучения. Диагностирование происходит поэтапно.
1 этап - сбор сведений о преподавателях при помощи анкетирования;
2 этап - построение
иерархической модели оценки
уровня развития
3 этап - интерпретация
результата, выработка рекомендаций
по повышению уровня развития
информационной культуры для
каждого конкретного
Были выработаны рекомендации, после выполнения которых возможна организация повторного диагностирования с целью отслеживания динамики развития информационной культуры.
Результаты диагностирования по уровням развития информационной культуры преподавателя распределены следующим образом: на первом уровне - 17,2%, на втором - 54,5%, на третьем - 28,3% преподавателей. Такое распределение позволяет сделать вывод о том, что более половины преподавателей систематически используют в своей деятельности ресурсы Интернет и методы обучения, связанные организацией удаленного взаимодействия.
В целом использование ресурсов Интернет не только способствует развитию информационной культуры преподавателя, но и направлено на достижение комплексного результата образовательной деятельности, создает благоприятные условия для получения знаний студентами.
III/ Мы предлагаем
модель профессиональной компетентности
современного преподавателя, на наш взгляд,
обеспечивающую успешную профессионально-педагогическую
деятельность в ИОС вуза. Она включает
две базовые компетентности, каждая из
которых предполагает определенный набор
компетенций (рис. 1).
Рис. 1. Модель профессиональной компетентности современного преподавателя
В свою очередь
каждая компетенция включает ряд
дескрипторов, описывающих ее. Каждый
дескриптор может развиваться с помощью
определенного инструмента. Так, например,
компетенция "Создание учебных текстов"
может быть описана следующими дескрипторами
и их компонентами (рис. 2).
Рис. 2. Описание компетенции "Создание учебных текстов"
Предложенная
модель профессиональной компетентности
современного преподавателя обусловила
создание Карты компетенций
Рис. 3.
Алгоритм выбора индивидуальной траектории
обучения
ЛИТЕРАТУРА:
Информация о работе Модель информационной культуры преподавателя вуза