Мода и вкус

Автор: Марина Кочкова, 19 Ноября 2010 в 19:06, доклад

Описание работы

Вкус и мода - понятия прежде всего индивидуалистического общества. Появление этих феноменов в жизни коллективистического и в особенности тоталитарного общества свидетельствует о начинающихся в его недрах брожении и разложении.

Понятие вкуса существенно уже понятия здравого смысла. Вкус касается только совершенства каких-то вещей и опирается на непосредственное чувство, а не на рассуждение. Кант характеризовал вкус как "чувственное определение совершенства" и видел в нем основание своей критики способности суждения.

Понятие вкуса первоначально было моральным, и лишь впоследствии его употребление сузилось до эстетической сферы "прекрасной духовности".

Работа содержит 1 файл

Вкус и мода.docx

— 25.92 Кб (Скачать)

Ранее уже отмечалось, что появление после хрущевской оттепели первых отступлений от общепринятого  стиля одежды - узких брюк, ярких  галстуков, туфель на толстой подошве - было почти единодушно воспринято обществом резко отрицательно. 

В 60-е гг. ситуация начала меняться: мода и эстетика все  более активно вторгались в жизнь. Поверхностно это объяснялось предстоящим  в ближайшие десятилетия вступлением  в коммунизм, реально это было внешним проявлением ослабления коммунистического общества и его  идеологии. 

Слово "эстетика" перекочевало из философских трактатов  в популярные издания, и никого уже  не шокировал заголовок "Эстетика колхозного рынка" [3]. Выяснилось, что  советская женщина не всегда изящно выглядит: "Неприлично, когда из-под  юбки торчат штаны, неприлично, когда  женщина, одетая в юбку, взбирается на леса, и не только вполне прилично, но и необходимо надевать брюки женщине-строителю, крановщице, сварщице..." [4]. Не было еще  сомнения, что женщина должна варить сталь и месить бетон, но - изящно и эстетично. 

Майор с Дальнего Востока открыл широкую дискуссию: "Достойное ли занятие для женщины - манекенщица?" Мнения разделились, но большинство уверенно отвечало: вполне, но с условием, что внешность  не будет затенять суть [5]. Советская  манекенщица выступила на ЭКСПО-67, а стюардесса Аэрофлота выиграла в Монреале конкурс красоты 15 авиакомпаний. Гордясь этими победами, неизменно  подчеркивали: "И все говорят  не столько о белизне зубов, длине  ног, объеме талии и бедер, сколько  об образе советской женщины" [6]. "Переворот 

1 Зиновьев А.А.  Зияющие высоты. Кн. вторая. С. 38.

2 Там же. С. 39.

3 См.: Огонек. 1965, № 43.

4 Ефремова Л.  И модно, и красиво // Эстетика  поведения. М., 1965. С. 89. "Хорошие носки и начищенные ботинки - один из важных признаков кльтуры" (Там же. С. 98).

5 См.: Огонек. 1965. № 43.

6 Огонек. 1968. №  10. 

  

515 

произошел и  в цветовой гамме страны, - отмечают П. Вайль и А. Генис. - Запестрели щиты реклам, оживились витрины, засияли неоновые вывески. Граждане одинаково, на манер Китая, наряженные в китайские же синие плащи, вдруг накрутили яркие шарфы, надели светлые пальто и вышли на пляж в пестрых ситцевых халатах. Никого уже не смущали безумные сочетания ярко-красного с ярко-зеленым: "рязанская гамма"... Яркость эпохи отразилась на лице народа буквально: в косметике. Прежде применение косметики носило корпоративный характер: красились женщины из мира искусства, или зрительницы в театре, или, наконец, женщины легкого поведения. Массовое употребление косметики стало протестом против мещанского ханжества и закреплением права на красоту в индивидуальном порядке" [1]. 
 

Тоталитаризм, считающий  себя "естественным" состоянием общества, не любит косметику, как и все  другое, порывающее, как ему кажется, с "естественным". Гитлер так передает представляющиеся ему остроумными рассуждения Розенберга о преимуществах индусских женщин в сравнении с европейскими: "...Наши светские дамы считают себя культурными женщинами, но стоит только один раз их увидеть рядом с индусскими женщинами на каком-нибудь устроенном индусами приеме, чтобы сразу "прозреть": европейские женщины размалеваны, в пух и прах разряжены, все время бурно жестикулируют, а рядом индуски, настоящие аристократки, естественный цвет лица, никаких румян или белил, скромно, но со вкусом одеты и всей своей манерой держаться выражают достоинство и самообладание. Во время танцев европейские женщины скачут, прыгают, стремятся обратить на себя внимание и добиться успеха. Индуски, и прежде всего балинезки, танцуя, выполняют все движения спокойно, с подлинной страстью и пылом, и потому они само совершенство" [2]. 

1 Вайль П., Генис А. 60-е. С. 145.

2 Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. С. 262-263. 

В заключение можно  отметить, что не только коллективистические  общества, но и коллективистические  сообщества явственно тяготеют к  единообразию в одежде. Не только военные, но и служители церкви одеваются  одинаково, хотя в этом случае одежда с большей выразительностью подчеркивает различие в ранге и может быть богатой. Члены тоталитарной партии обычно похожи друг на друга не только своими убеждениями и поведением, но и одеждой. Корпоративная психология, господствующая в коллективистическом  сообществе, диктует его членам не только исполнительность и полную лояльность сообществу, но и внешнее сходство и в первую очередь - сходство в  одежде. 

Информация о работе Мода и вкус