Автор: Марина Кочкова, 19 Ноября 2010 в 19:06, доклад
Вкус и мода - понятия прежде всего индивидуалистического общества. Появление этих феноменов в жизни коллективистического и в особенности тоталитарного общества свидетельствует о начинающихся в его недрах брожении и разложении.
Понятие вкуса существенно уже понятия здравого смысла. Вкус касается только совершенства каких-то вещей и опирается на непосредственное чувство, а не на рассуждение. Кант характеризовал вкус как "чувственное определение совершенства" и видел в нем основание своей критики способности суждения.
Понятие вкуса первоначально было моральным, и лишь впоследствии его употребление сузилось до эстетической сферы "прекрасной духовности".
Ранее уже отмечалось,
что появление после хрущевской
оттепели первых отступлений от общепринятого
стиля одежды - узких брюк, ярких
галстуков, туфель на толстой подошве
- было почти единодушно воспринято
обществом резко отрицательно.
В 60-е гг. ситуация
начала меняться: мода и эстетика все
более активно вторгались в жизнь.
Поверхностно это объяснялось предстоящим
в ближайшие десятилетия
Слово "эстетика"
перекочевало из философских трактатов
в популярные издания, и никого уже
не шокировал заголовок "Эстетика
колхозного рынка" [3]. Выяснилось, что
советская женщина не всегда изящно
выглядит: "Неприлично, когда из-под
юбки торчат штаны, неприлично, когда
женщина, одетая в юбку, взбирается
на леса, и не только вполне прилично,
но и необходимо надевать брюки женщине-строителю,
крановщице, сварщице..." [4]. Не было еще
сомнения, что женщина должна варить
сталь и месить бетон, но - изящно
и эстетично.
Майор с Дальнего
Востока открыл широкую дискуссию:
"Достойное ли занятие для женщины
- манекенщица?" Мнения разделились,
но большинство уверенно отвечало:
вполне, но с условием, что внешность
не будет затенять суть [5]. Советская
манекенщица выступила на ЭКСПО-67,
а стюардесса Аэрофлота выиграла
в Монреале конкурс красоты 15 авиакомпаний.
Гордясь этими победами, неизменно
подчеркивали: "И все говорят
не столько о белизне зубов, длине
ног, объеме талии и бедер, сколько
об образе советской женщины" [6].
"Переворот
1 Зиновьев А.А. Зияющие высоты. Кн. вторая. С. 38.
2 Там же. С. 39.
3 См.: Огонек. 1965, № 43.
4 Ефремова Л. И модно, и красиво // Эстетика поведения. М., 1965. С. 89. "Хорошие носки и начищенные ботинки - один из важных признаков кльтуры" (Там же. С. 98).
5 См.: Огонек. 1965. № 43.
6 Огонек. 1968. №
10.
515
произошел и
в цветовой гамме страны, - отмечают
П. Вайль и А. Генис. - Запестрели щиты реклам,
оживились витрины, засияли неоновые вывески.
Граждане одинаково, на манер Китая, наряженные
в китайские же синие плащи, вдруг накрутили
яркие шарфы, надели светлые пальто и вышли
на пляж в пестрых ситцевых халатах. Никого
уже не смущали безумные сочетания ярко-красного
с ярко-зеленым: "рязанская гамма"...
Яркость эпохи отразилась на лице народа
буквально: в косметике. Прежде применение
косметики носило корпоративный характер:
красились женщины из мира искусства,
или зрительницы в театре, или, наконец,
женщины легкого поведения. Массовое употребление
косметики стало протестом против мещанского
ханжества и закреплением права на красоту
в индивидуальном порядке" [1].
Тоталитаризм, считающий
себя "естественным" состоянием общества,
не любит косметику, как и все
другое, порывающее, как ему кажется,
с "естественным". Гитлер так передает
представляющиеся ему остроумными рассуждения
Розенберга о преимуществах индусских
женщин в сравнении с европейскими: "...Наши
светские дамы считают себя культурными
женщинами, но стоит только один раз их
увидеть рядом с индусскими женщинами
на каком-нибудь устроенном индусами приеме,
чтобы сразу "прозреть": европейские
женщины размалеваны, в пух и прах разряжены,
все время бурно жестикулируют, а рядом
индуски, настоящие аристократки, естественный
цвет лица, никаких румян или белил, скромно,
но со вкусом одеты и всей своей манерой
держаться выражают достоинство и самообладание.
Во время танцев европейские женщины скачут,
прыгают, стремятся обратить на себя внимание
и добиться успеха. Индуски, и прежде всего
балинезки, танцуя, выполняют все движения
спокойно, с подлинной страстью и пылом,
и потому они само совершенство" [2].
1 Вайль П., Генис А. 60-е. С. 145.
2 Пикер Г. Застольные
разговоры Гитлера. С. 262-263.
В заключение можно
отметить, что не только коллективистические
общества, но и коллективистические
сообщества явственно тяготеют к
единообразию в одежде. Не только военные,
но и служители церкви одеваются
одинаково, хотя в этом случае одежда
с большей выразительностью подчеркивает
различие в ранге и может быть
богатой. Члены тоталитарной партии
обычно похожи друг на друга не только
своими убеждениями и поведением,
но и одеждой. Корпоративная психология,
господствующая в коллективистическом
сообществе, диктует его членам не
только исполнительность и полную лояльность
сообществу, но и внешнее сходство
и в первую очередь - сходство в
одежде.