Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:37, реферат
Преподаватели вузов являются одной из социально-профессиональных групп, на которую обществом возложены две чрезвычайно важные и взаимосвязанные задачи:
- сохранение и приумножение культурного (в широком смысле) наследия общества и цивилизации в целом;
- социализация личности на ответственном этапе ее формирования.
Международная модель преподавателя высшей школы
К содержанию номера журнала: Вестник КАСУ №1 - 2008
Автор: Рулёва
Я.С.
Преподаватели вузов являются одной из социально-профессиональных групп, на которую обществом возложены две чрезвычайно важные и взаимосвязанные задачи:
- сохранение и приумножение культурного (в широком смысле) наследия общества и цивилизации в целом;
- социализация личности на ответственном этапе ее формирования.
Однако настоящее время диктует новые требования к преподавателю высшей школы. Это, прежде всего, связано с глобализацией образования, т.е. единого образовательного пространства. В образовании Казахстана проводится реформа – внедрение кредитной системы образования. В связи с этим целесообразно говорить и о преподавателе университета нового поколения. Он должен соответствовать всем тем качествам, которые важны для педагога в любой стране мира.
Таким образом, создание международной модели преподавателя университета, которая соответствует мировым стандартам и требованиям, является актуальной темой. Для этого необходимо выполнить две важные задачи: изучить мнение отечественных и зарубежных авторов и, проанализировав информацию, определить необходимые профессиональные и личные качества данной модели. Вторая задача: провести собственное исследование, проведя анкетирование среди студентов, преподавателей и администрации, как в вузах Казахстана, так и вузах США, и на их основе составить международную модель преподавателя высшей школы.
В данной статье мы планируем выполнение первой задачи, т.е. определение личных и профессиональных качеств преподавателя.
По мнению российских и зарубежных экспертов в области высшего образования, общие требования к преподавателю вуза формируются следующим образом:
- высокая профессиональная компетентность;
- педагогическая компетентность;
- социально-экономическая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- высокий уровень профессиональной и общей культуры.
По нашему мнению,
преподавателя следует
В первом блоке мы рассмотрим личные качества преподавателя, его поведение и отношение к студентам. Второй блок включает деятельность преподавателя, его знания и способности, а также его компетентность.
Говоря о личных качествах преподавателя, необходимо отметить, что самым важным условием для человека данной профессии - это приверженность своему делу, а главное - любовь и уважение к студентам. Необходимо все время помнить, что каждый студент - это личность со своими индивидуальными особенностями. Конечно, очень трудно учитывать личностные особенности студентов, если в группе 30 человек, а на потоке - 200, но необходимо к этому стремиться. Говоря всерьез, очень важно, какой образ преподавателя запечатлеется у студентов.
Не менее важно и уважение студентов по отношению к преподавателю, для этого последний должен пользоваться авторитетом. Авторитет преподавателя имеет прямое отношение к результатам обучения и влияет не только на обучение, но и на обучаемых. Важно преподавателю быть человеком высокой педагогической культуры и нравственности, доброжелательным, терпеливым, тактичным, неравнодушным к преподаванию, считающим своей основной ценностью служение делу.
Во все времена нравственные ориентиры одинаковы: доброта, которая сегодня особенно в дефиците, гуманность, трудолюбие, честность, правдивость и др. Поэтому преподаватель должен обладать целым рядом положительных качеств, таких как устремленность, справедливость, настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество, как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом.
Только обладая данными качествами, можно воспитать их в студентах. Нельзя воспитать порядочность, не будучи самому порядочным. Конечно, преподавателю высшей школы нужны глубокие знания по своей дисциплине, умение передать их студентам, но очень важно любить своих подопечных, верить в их способности, создать такую атмосферу, чтобы студент захотел учиться.
В связи с
этим, преподавателю необходимо следить
за тем, чтобы установить контакт
доброжелательного и
Ведущим принципом современной педагогики является педагогическое взаимодействие, в основе которого лежит совместная работа участников образовательного процесса и параметрами которого являются взаимоотношение, взаимоприятие, доверие. Если установится система взаимодействия педагога и обучаемых, то у последних формируется активное отношение к овладению информацией, снижается страх перед неправильным высказыванием (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и закрепляются доверительные отношения с преподавателем, который постоянно побуждает к нестандартному мышлению.
Роджерс считает, что преподаватель сможет создать в аудитории нужную атмосферу, если он будет руководствоваться следующими принципами:
1) С самого
начала и на всем протяжении
учебного процесса
2) Он должен
помогать обучаемым в
3) Он должен всегда исходить их того, что у студентов есть внутренняя мотивация к обучению;
4) Он должен
выступать для студентов, как
источник разнообразного опыт, к
которому всегда можно
5) Он должен
развивать в себе способность
чувствовать эмоциональный
6) Он должен
быть активным участником
7) Он должен открыто выражать в группе свои чувства;
8) Он должен
стремиться к достижению
9) Наконец, он должен хорошо знать себя.
Таким образом,
оптимальный стиль общения - это
общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и студентов
совместной творческой деятельностью,
отражающее саму специфику формирования
личности специалиста в вузе и воплощающее
в себе взаимодействие социально-этических
установок педагога и навыков профессионально-
Что касается поведения преподавателя, здесь необходимо отметить, что студенты ценят, прежде всего, естественность. Часто естественность поведения преподавателя сглаживает в глазах студентов небольшие отклонения от принятых норм поведения. Актуален спрос на неординарную личность преподавателя - исследователя, педагога и практика в одном лице, вместе с тем, живого и не равнодушного к проблемам молодежи человека. Другими словами, преподаватель должен быть яркой индивидуальностью, с чувством юмора, ответственный, дисциплинированный, интеллигентный, обладающий харизмой. Скорее всего, и сильнее всего на нее работает сочетание трех элементов: компетентности в науке, любви и уважения к студентам и естественности поведения.
Педагогический такт - есть форма реализации педагогической морали в поведении преподавателя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.
В числе основных
составляющих элементов педагогического
такта преподавателя можно
- уважение к студенту и требовательность к нему;
- развитие самостоятельности уча
- внимательность
к психическому состоянию
- доверие к студентам и систематическая проверка их учебной работы;
- умение заинтересованно
слушать собеседника и
- уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях,
- принципиальность без упрямства,
- внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.;
- педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений со студентами и др.
Педагогический
такт во многом зависит от личных качеств
педагога, его кругозора, культуры,
воли, гражданской позиции и
Таким образом, подводя итог о личности преподавателя университета, можно сказать, что это - профессиональный, компетентный специалист, умеющий четко формулировать требования к предмету, сочетающий теоретическую подготовку с активной практической деятельностью, умеющий заинтересовать в своем предмете, обладающий преподавательским талантом, ораторским мастерством, творческим потенциалом, понимающий студентов, умеющий сотрудничать и выстраивать партнерские отношения со студентами на основе уважения к личности, общительный и доброжелательный, объективный и справедливый, интеллектуальный и эрудированный, обладающий харизмой и чувством юмора.
Понятие «профессионализм»
связано с определенным уровнем
и качеством трудовой деятельности.
Профессионализм
Говоря, о профессионализме преподавателя, необходимо определить те виды деятельности, которые присущи данной профессии. Итак, преподаватель осуществляет следующие виды деятельности: педагогическую, научно-исследовательскую, профессиональную, управленческую, коммерческую, общественную и административно-хозяйственную.
Специфика деятельности преподавателя высшей школы
– это совмещение собственно преподавания
и научной работы. В исследовании З.Ф. Есаревой
показано, что только сочетание научной
и педагогической деятельности преподавателя
высшей школы определяет его эффективность.
Однако, в современном обществе, подавляющее
большинство преподавателей и практически
все студенты не согласны с существующей
системой оценки деятельности профессорско-
Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и развития студентов (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая. В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются следующие группы задач:
1) Проектирование
- формирование и конкретизация
целей учебного курса с учетом
требований, предъявляемых педагогической
деятельностью; планирование
2) Конструирование. Отбор материала для данного занятия с учетом способностей студенческой аудитории к его восприятию; подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей; выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития студентов; планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей; разработка заданий для самостоятельной работы студентов; выбор системы оценки и контроля обучаемости студентов;
3) Организация.
Организация активных форм
4) Социально-психологическое
регулирование, стимулирование
В научном исследовании:
использование методик
В связи с тем, что педагогическая деятельность играет ведущую роль в деятельности преподавателя вуза, были установлены пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
Информация о работе Международная модель преподавателя высшей школы