Методы воспитания в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:25, реферат

Описание работы

А.С. Макаренко – один из отечественных педагогов советского периода, наследие которого вызывало и вызывает массу разноречивых оценок.
Мы рассмотрим его основные взгляды, идеи, требования к личности учителя, и эти споры станут понятными. Нам также предстоит рассмотреть, сохранили ли идеи и принципы А.С. Макаренко свою актуальность до наших дней. Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: “Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему”. В труднейших условиях хозяйственной разрухи разработал и воплотил систему воспитания педагогически запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войн и социальных бедствий. В основе педагогики Макаренко — теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде. Система воспитания (а не только так называемого перевоспитания малолетних преступников), созданная А.С. Макаренко на самом деле выходит за рамки советской коммунистической педагогики, а также за пределы собственно педагогического опыта. По сути дела в своих коммунах Макаренко начал создавать альтернативную общественную структуру. Коммунары производили электрооборудование и фототехнику по австрийской и немецкой технологиям, получая своим трудом немалый доход, которым делились с государством. Подобная модель организации производства в западных странах стала широко практиковаться только после второй мировой войны и дала положительный эффект в плане личной мотивации сотрудников, которые были не только работающими по найму за зарплату, но и совладельцами.

Работа содержит 1 файл

А.С. Макаренко. Педагогікаdoc.doc

— 584.00 Кб (Скачать)

Актуальны ли его идеи сейчас? Да и можно ли говорить в  наше время о педагогической системе, основанной на марксистско-ленинских принципах? Применимы ли принципы Макаренко в отношении личности педагога к сегодняшнему дню?

Я думаю, да. Требования Макаренко  к личности учителя актуальны  во все времена, потому что содержат мысли, которые человечество пронесло через все время своего существования.

Прежде всего, это уже  названные требования к учителю  быть гуманным человеком, воспринимать ребенка с позитивной стороны.

Большое место в воспитании Макаренко отводит коллективу –  как педагогическому, так и ученическому.  Эта мысль в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог должен прежде всего воспитывать именно коллектив. А что представляет собой современное общество, хотя бы нашей страны? Его можно образно назвать «толпой одиночек». И насколько же важно для учителя воспитывать именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать их к мысли, что они – коллектив,  крепко спаянный товариществом и дружбой. Если в наше время молодое поколение будет подрастать с мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь в нашей стране станет лучше? И само собой, коллектив учеников может воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель – всегда пример для своего ученика во всем.

Макаренко считал, что  педагог должен воспитывать человека-деятеля, строителя нового общества. Во времена Макаренко это будущее общество считалось коммунистическим. Мы можем сделать поправку на то, что сейчас ситуация другая и коммунистическое будущее поставлено под большое сомнение, но ведь многое здесь применимо для наших дней: мы сейчас живем в каком-то промежуточном периоде, и необходимо создать новое, стабильное общество. Не подходит ли здесь идея Макаренко о воспитании учителем человека – строителя нового?

Ну и конечно же, в полной мере могут быть рекомендованы на сегодняшний день идеи Макаренко о педагогической цели учителя, отношениях педагогов и воспитанников, самостоятельной работе педагога, его опыте, творчестве учителе и его свободе а также о различных педагогических приемах учителя. На мой взгляд, эти мысли Макаренко актуальны в наше время, как и в любое другое, так как пока существует общество, будет существовать и учитель.

Список использованной литературы:

 

  1. Джуринский А. Н. «История педагогики» – М.: ВЛАДОС, 1999
  2. «История педагогики» Ч.2  - с XVII в. до сер. XX в./под ред. ак. Пискунова А. И. – М.: Т.Ц. «Сфера», 1997
  3. «История педагогики в России». Хрестоматия /сост. Егоров С. Ф. – М: «Академия», 2000
  4. Кроль Т. Г. «А. С. Макаренко» – М. – Л.: «Просвещение», 1964
  5. Макаренко А. С. «О воспитании» /сост. И авт. вступит. статьи В. С. Хелемендик – М: Политиздат, 1988
  6. Павлова М.П., «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва, «Высшая школа», 1972г.
  7. Педагогика /В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов – М.: Школа –Пресс, 1997
  8. «Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания» /под ред. Кротова В. М. – М: Педагогика, 1989
  9. Фролов А.А., «Организация воспитательного процесса в практике А.С. Макаренко» под редакцией В.А. Сластенина и Н.Э. Фере, Горький, 1976
  10. http://www.hrono.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

    1. Введение
    2. Основная часть реферата
    1. Факты биографии А. С. Макаренко
    1. Основные педагогические принципы
    2. Основы педагогики Макаренко
    3. А. С. Макаренко  о требованиях к личности учителя

 

    1. Заключение
    2. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

 профессионального образования

 «Ярославский государственный  технический университет»

Кафедра Профессионального обучения

 

 

Реферат принят

с оценкой 

Преподаватель

Доктор пед. наук, профессор 

Валерий Филиппович                            Шевчук

             

 

 

 

 

 

Педагогика  А. С. Макаренко

Реферат по дисциплине  «Введение в профессионально-педагогическую специальность»

 

ЯГТУ 050501.65-019 Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Задание выполнила

    студентка гр. МО-19

                    Д.Ю. Николаева 

 

 

 

Ярославль, 2006 г.


Информация о работе Методы воспитания в педагогике