Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:30, доклад
Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируютформирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.
Методы семейного воспитания как
способы взаимодействия родителей с детьми, которые
помогают последним развивать свое сознание,
чувства и волю, активно стимулируютформирование
опыта поведения, самостоятельную детскую
жизнедеятельность, полноценное моральное
и духовное развитие.
Выбор методов.
В первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:
Наиболее сложным для
Реализация метода родительского требования
Непосредственное |
Опосредованное |
(прямое) |
(косвенное) |
родительское требование |
родительское требование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные условия действенности родительского требования
· Положительный пример родителей · Благожелательность · Последовательность · Учет возрастных особенностей детей · Учет родителями своих индивидуальных психофизиологических особенностей · Единство в предъявлении требований со стороны отца, матери, всех членов семьи, родственников |
|
Кнут
или пряник?
Если родители воспитывают ребенка только
добротой, постоянно исполняя все его
требования, запросы, капризы, тогда в
семье вырастет безответственный, безвольный
ребенок, он будет проявлять неуважение
к другим людям и самолюбование. Ему будет
присущ открытый, скрытый или утонченный
эгоизм. Если же родители воспитывают
ребенка только строгостью, постоянно
требуют что-то выполнять, контролируют
каждый его шаг, при этом проявляют неудовлетворенность
и подозрительность, в такой семье вырастет
ребенок, чертами которого будут лицемерке,
подозрительность, грубость, агрессивность,
недисциплинированность, лживость, жестокость
и т. п.
Большинство отечественных и зарубежных
ученых-педагогов, а также родителей сходятся
во мнении, что в воспитании детей одновременно
необходимы и любовь, и требовательность,
их органическая взаимосвязь и взаимодействие.
Это же подтверждает н народная мудрость:
"Люби дитя так, чтобы любви не знало",
"Дай детям волю, сам будешь в неволе"
и др.
Детям всегда нужна родительская любовь.
Под ней понимается доброжелательное
отношение родителей не только друг к
другу, но н к детям. Доброжелательное
отношение к детям — это нежность и ласка,
близость и симпатия, забота и помощь,
защита и уважение достоинства.
Во Франции был проведен эксперимент:
созданы ясли, в которых строго выполнялись
режим дня и правила гигиены. В них определяли
детей из бедных семей. Специалисты считали,
что в этих яслях дети
будут полноценно развиваться, расти здоровыми,
получат хорошее воспитание. Однако результаты
оказались самыми неожиданными: дети плохо
развивались, их здоровье не улучшилось,
а, наоборот, ухудшилось. Чего же не хватало
в образцовых детских яслях? Ответ однозначен:
детям не хватало того, что они привыкли
получать в семье (если, разумеется, они
в ней желанны), — родительской любви,
ласки, нежности, заботы. Они не ощущали
поддержки, сочувствия, соучастия, сопереживания,
защищенности. Даже взрослый человек без
любви становится неактивным, грустным,
неудовлетворенным, что уж говорить о
ребенке. В ходе одного из исследований
ученые выяснили, если в возрасте от 4 до
5 месяцев ребенок не получает необходимой
материнской любви, то уже в школьные годы
н позже он может стать безразличным к
другим, агрессивным, жестоким, равнодушным
человеком.
А вот пример, который приводит французский
специалист по воспитанию детей Л. Пэрну
в книге "Маленький мир вашего ребенка".
Одна молодая женщина имела двух дочерей
и очень хотела родить сына. Однако у нее
родилась третья дочь. Женщина была разочарована.
Она обеспечивала младшую дочь всем необходимым,
но не любила ее. Девочка уже в младенческом
возрасте чувствовала себя нежеланной,
не видела улыбки матери, не ощущала нежности
ее рук, когда училась ходить, не слышала
ее ласкового голоса, когда произносила
первые слова. В результате и улыбка, и
ходьба, и речь девочки были замедленными.
Для ребенка дошкольного и младшего школьного
возраста любовь и ласка матери, отца,
эмоциональное самочувствие и защищенность
в семье остаются самой большой ценностью.
Для него все это более важно, чем материальный
достаток или модная одежда.
Понаблюдайте за своими детьми и вы увидите,
как они часто спрашивают, любите ли вы
их. Делают они это для того, чтобы почувствовать
себя защищенными, уверенными, ощутить
надежность своего положения в семейном
микро-коллективе и в жизни вообще. Когда
дети ощущают любовь, ласку, заботу, то
чувство страха и тревоги покидает их,
исчезает неуверенность в действиях и
поступках.
Для подростков, юношей и девушек родительская любовь, ласка и забота также важны. Если нх в семье нет или недостает, дети, как правило, отстают в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Например, если у ребенка нет семьи (он воспитывается в детском доме, школе-интернате, доме ребенка), то отставание в развитии будет весьма ощутимым. Причем, если интеллектуальное развитие такого ребенка можно будет как-то компенсировать, то эмоциональное — никогда. Всю дальнейшую жизнь этот ребенок будет эмоционально "толстокожим", не сможет тонко понимать других людей, сочувствовать и сопереживать нм, по-настоящему любить собственных детей.
Как выразить свою любовь
Обычно родители выражают свою
Любовь к детям с помощью слов (вербально)
или жестов, взглядов, мимики, пантомимы
(невербально). К детям дошкольного и младшего
школьного возраста (от 1 года до 10 — И
лет) мама и папа обращаются со словами:
"Котик мой", "Зайчик", "Ласточка
моя", "Золотой(ая)", "Дорогой",
"Любимый", "Ты моя самая любимая",
"Ты мой самый лучший в мире".
К подросткам, юношам и девушкам в
некоторых семьях обращаются так
же, но чаще всего: "Ты у меня умница",
"Ты мой помощник", "Ты моя
дорогая хозяюшка", "Молодец!",
"Ты мой рыцарь", "Ты мой защитник",
"Ты мой будущий кормилец" и т. п.
Самыми распространенными способами невербального
выражения любви являются контакт
глаз и физический контакт.
Открытый и доброжелательный взгляд важен
для ребенка любого возраста. Он помогает
не только установить коммуникативное
взаимодействие, но и удовлетворить эмоциональные
потребности сына или дочери, избавиться
от неуверенности, страха, напряжения,
стресса. Отец и мать допускают серьезную
ошибку, если в качестве наказания нарочно
не смотрят в глаза сыну или дочери.
Не менее, чем контакт глаз, для полноценного
развития ребенка важен физический контакт.
С рождения до 7 — 8 лет ребенок желает,
чтобы его постоянно гладили, обнимали,
баюкали, ласкали, прижимали к груди, усаживали
на колени, целовали и т. п. Физическое
проявление любви является важным фактором
в развитии мальчика до 7 — 8 лет. В возрасте
8 лет дети становятся более независимыми
от родителей. Большинству из них уже не
нравится, если их ласкают и целуют на
людях. У детей появляется чувство собственного
достоинства, они хотят, чтобы их уважали,
часто подражают сверстникам. В этом возрасте
могут появиться плохие манеры (не моют
руки, плохо ведут себя за столом, толкают
друг друга), признаки бунтарства (особенно
у мальчиков).
Подростки в 11 — 15 лет все меньше склонны
"терпеть" объятия и поцелуи родителей.
Но потребность в любви, ласке, заботе
у них остается. Особенно это необходимо,
когда дети переживают, болеют, испытывают
трудности в учебе, страх во сне и т. п.
Поэтому не бойтесь обнять за плечи, прикоснуться
к руке, потрепать по голове, прижать к
себе ваших детей.
Требуйте по правилам
приучить детей к порядку, дисциплине
непослушанию, помните, что они должны
знать, какие поступки допустимы, а какие
нет. Требования старайтесь высказывать
не в форме приказания, что всегда вызывает
у детей протест, а спокойным, доброжелательным
тоном, при этом показывая личный пример
("Аккуратно моем руки", "Чистим
зубы", "Учимся красиво читать и говорить"
и т. п.). Когда дети проявляют очевидное
непослушание, то родители должны действовать
решительно и непримиримо, с тем чтобы
обязательно одержать победу. Однако после
этого необходимо ребенка успокоить, дать
ему. почувствовать, что его по-прежнему
любят. Кроме основных положений существует
еще ряд правил:
• Не смешивайте требование с назойливой
опекой, с постоянным одергиванием
ребенка ("Нельзя!", "Не кричи!",
"Не бегай!", "Не вертись!", "Упадешь!"
ит.п.).
Запрещая что-либо, все же давайте возможность
ребенку чаще "ошибаться", чтобы он
сам начинал понимать, что "хорошо",
а что — "плохо". Избегайте непонятных
для детей обращений; "Не делай больше
плохого!", "Не будь гадкий мальчиком!",
"Не дружи с плохой девочкой!" и т.
п.
Самая распространенная ошибка неопытных
родителей, особенно молодых, заключается
в том, что они ожидают немедленного
выполнения детьми их требований: "Бросай
игру, одевайся!", "Заканчивай подготовку
уроков, собирайся!", "Перестань
читать, иди ужинать!". Опытные родители
в данном случае требуют неназойливо:
"Заканчивай игру, через Ю минут выходим
из дома", "Закончишь подготовку уроков,
начинай собираться, мы тебя ждем", "Не
забывай, что ужин через полчаса". Особенно
важно быть последовательными в своих
требованиях. Если в семье заведено. что
дети выполняют уроки каждый день с 15 до
17 часов, то при любых обстоятельствах
этот факт должен учитываться всеми членами
семьи. Несогласованность в требованиях
взрослых ("Сделай сейчас!", "Сделаешь
позже!", "Бросай подготовку к урокам,
сбегай в магазин!") приведет к необязательности
со стороны ребенка.
Бывает, что родители свои требования
выражают одними и теми же словами и фразами,
не задумываясь, что их можно
предъявить:
На основании исследований отечественных и зарубежных ученых — педагогов и психологов, а также опыта семейного воспитания были определены методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении детей.
В.В.Чечет, доктор психологических наук
Читайте продолжение Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.