Методология педагогической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:37, реферат

Описание работы

Неясность начинается с самого определения методологии. Нередко оно выводится не столько из анализа реальных потребностей и тенденций развития образования и изучающей его науки, сколько из общих философских оснований, не дающих однозначного понимания. Само слово «методология» связано в сознании многих с чем-то абстрактным, далеким от жизни, сводящимся к цитатам из философских текстов, идеологических и административных документов, слабо связанных с педагогикой вообще и текущими нуждами педагогической теории и практики в частности.

Работа содержит 1 файл

психология методология психологической науки.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Национальный банк Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Полесский государственный  университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема реферата: «Методология педагогической науки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ващук Марина

студентка 1курса

группа 811311

 

Проверил:

Вечорко Г.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пинск 2008

Понятие «методология педагогической науки»

 

Наука может развиваться  лишь в том случае, если она будет  пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

В кругу понятий, с  которыми приходится иметь дело педагогу, «методология» выступает как  одно из самых неопределенных, многозначных и даже спорных.

 

Неясность начинается с  самого определения методологии. Нередко  оно выводится не столько из анализа  реальных потребностей и тенденций  развития образования и изучающей  его науки, сколько из общих философских  оснований, не дающих однозначного понимания. Само слово «методология» связано в сознании многих с чем-то абстрактным, далеким от жизни, сводящимся к цитатам из философских текстов, идеологических и административных документов, слабо связанных с педагогикой вообще и текущими нуждами педагогической теории и практики в частности.

 

Термин «методология» - греческого происхождения. Он означает дословно «учение  о методе» или «теория метода». Методология занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса.

 

Понятие «методология» является сложным  и не всегда понимается однозначно. Оно употребляется, прежде всего, в  широком смысле общей методологии  наук. В таком случае это понятие  означает исходную философскую позицию научного познания, общую для всех научных дисциплин. Универсальной научной методологией является сочетание материалистической и идеалистической философии, изучающих законы развития общества, природы, мышления и давших формулировки:

 

- закона перехода количества  в качество,

 

- закона отрицания, 

 

- объективных экономических законов  (например, соответствия производственных  отношений характеру производительных  сил).

 В широком смысле ее трактуют  как систему принципов и способов  построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Согласно другому, тоже широкому, определению — это учение о методе научного познания и преобразования мира. В более узком смысле слова «методология» означает теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах. В. А. Штофер определяет ее так:

 

«В отличие от методологии в  широком философском смысле, методологии, заостряющей внимание на анализе  методологической роли и эвристического значения главным образом онтологических принципов, законов и категорий, методология науки в более узком смысле является частью гносеологии; она представляет собой теорию научного познания и призвана изучать закономерности сложного процесса познания в тех его многообразных и взаимосвязанных формах и проявлениях, которые характерны для науки».

 

 В современной литературе  идет речь прежде всего о  методологии научного познания, которую понимают как учение  о принципах построения, формах  и способах научно-исследовательской  деятельности. Нечеткость представлений о методологии порождается прямым переносом то одного, то другого из этих определений  на  педагогическую действительность без учета особенностей педагогической науки.

Всякая методология выполняет  регулятивные и нормативные функции. Но методологическое знание может выступать либо в дескриптивной, либо в прескриптивной форме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности.

Дескриптивная методология как  учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная – направлена на регуляцию деятельности.

В нормативном методологическом анализе  преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных  рекомендаций и правил осуществления  научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.

Смешение разных понятий — философских, административных и особенно методологических — в немалой степени обусловлено  тем, что десятилетиями советским педагогам-исследователям приходилось «онаучивать» указания вышестоящих инстанций, и лишь немногие в какой-то степени противостояли таким установкам. Поэтому у педагогов не было особого интереса к методологическим и теоретическим проблемам нашей науки, отсюда же и качество педагогических исследований, как правило, оставляющее желать лучшего.

Однако вопреки всему именно за последние десятилетия методология  получила существенное развитие. Для того чтобы определить место методологии в общей системе методологического знания, нужно учесть, что различают несколько уровней методологии. Э.Г. Юдин выделяет 4 уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии

 

составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень - общенаучная методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.) представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень - конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например в педагогике. Методология специальной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области (например, соотношение педагогики и психологии), так и вопросы предыдущих уровней, например системного подхода или моделирования в их применении к педагогике. Четвертый  уровень - технологическая методология - образуемый методикой и техникой исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

Следует различать понятия  методология и методика. Понятие  «метод» применяется в узком  смысле слова. Чаще всего оно означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в педагогике - метод научного наблюдения, метод опроса, метод  моделирования и т. п. То есть методика = техника. Термином методика мы обозначаем различные конкретные формы и способы использования методов, при помощи которых осуществляется более глубокое познание педагогических явлений и процессов.

 

В философской литературе нет общепринятого определения методологии. Ее иногда определяют как совокупность приемов исследования, как учение о методах научного познания и преобразования мира. Но действительное содержание методологии шире. Методология - это система теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа.

 

Своеобразие методологических принципов заключается в том, что теоретическое обоснование  их выходит за границы, задачи и возможности науки, в которой они используются, а каждый такой принцип представляет какое-либо теоретическое знание, играющее роль метода. По мнению М.А. Данилова, методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.

 

Методология педагогики - это учение о педагогическом знании и о процессе его обретения, т. е. о познании. Она включает:

 

• учение о структуре  и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;

 

• исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, гипотезы, концепции), имеющие методологический смысл;

 

• учение о методах  педагогического познания (методология  в узком смысле этого слова).

 

Короче говоря, методология  образования - это:

 

- философия образования; 

 

- его идеология (например, идеология гуманизма);

 

- гносеология, т. е. теория познания.

 

 

Зачем нужно знать  методологию, видно сразу — без  методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое или любое  другое исследование. Такую грамотность  дает овладение методологической культурой, в содержание которой входят методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования.

 

Однако методологическая культура нужна не только научному работнику. В более общем смысле можно утверждать, что методологическая культура - это культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой  частью которой является рефлексия. Такая культура нужна практике не меньше, чем науке. Мыслительный акт в педагогическом процессе направлен на решение возникающих в этом процессе проблем, и здесь нельзя обойтись без рефлексии, т.е. размышлений о своей деятельности.

 

Существует различие между методологической культурой ученого и учителя, обусловленное тем, что первый получает научные педагогические знания, «производит» их, а второй их использует.

 

 

Для учителя обладать методологической культурой — значит знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. Основными составными частями культуры этого вида являются: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия. Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности учителя, характеризуют его как творческую личность.

 

Однако между ученым и учителем в этом отношении нет  непроходимого рубежа. Общим и  для того, и для другого является решение интеллектуальных задач в области педагогики, для чего требуются умения: видеть проблему и соотносить с ней фактический материал, выдвинуть предположение и мысленно представить себе последствия его реализации: «что было бы, если бы...», распределить решение задачи на шаги в оптимальной последовательности и т.п. При этом самым важным признаком методологической культуры учителя остается умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершенствования своей работы. Методологическая грамотность — это предпосылка плодотворной работы. Учителю важно представлять себе, как связаны педагогическая наука и практика, какое место занимает педагог в системе этой связи, какое применение могут найти методы исследования в его практической работе. Фактически в этой главе представлены знания, входящие в содержание методологической культуры любого педагога. Другими элементами методологической культуры учителя являются осознание и творческое решение задач, методическая рефлексия (умение осмысливать свою работу с позиций науки) и умение проектировать учебно-воспитательный процесс.

 

Если же иметь в  виду не методологическую культуру как  достояние каждого педагога, исследователя  и практика, а всю научную область, носящую название «методология педагогики» (третий уровень методологии), можно так сформулировать определение, сформировавшееся в науке после многолетних обсуждений, дискуссий и конкретных исследовательских разработок: методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

 

Как и наука в целом, эта отрасль научного познания выступает  в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской 

 

 

деятельности. Имеются в виду два  вида деятельности — методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых — выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить

исследование методологически — значит использовать методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.




Информация о работе Методология педагогической науки