Методика воспитательной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

Дидактический фактор, или фактор обучения представляет собой целостный комплекс для изучения. Прежде всего, в процессе анализа данного понятия стоит обратить внимание на его составные элементы. Таким образом, мы получаем два взаимосвязанных понятий «дидактика» и «фактор»

Работа содержит 1 файл

заказ 52512 педагогика контрольная.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

1. Характеристика понятия «дидактический фактор»

 

Дидактический фактор, или фактор обучения представляет собой целостный  комплекс для изучения. Прежде всего, в процессе анализа данного понятия  стоит обратить внимание на его составные  элементы. Таким образом, мы получаем два взаимосвязанных понятий «дидактика» и «фактор».

Фактор определяется в справочной литературе как «причина, движущая сила какого-либо процесса, развития и  т.д.; условия, влияющие на протекание тех  или иных процессов». Таким образом, мы получаем следующую картину. Дидактический фактор представляется нам как совокупность причин или условий, влияющих на протекание процесса обучения.

Специалисты, сталкивающиеся с процессом  обучения, знают, что таких факторов может быть огромное множество, начиная от внешних факторов (потребности общества к содержанию образования, научно-технических прогресс, методологические пристрастия ведущих ученых в области педагогики, разрабатывающих школьные программы и т.д.)

Помимо этого выделяется целая  группа дидактических факторов, которые связаны непосредственно с процессом и результатом обучения. Для выделения и анализа факторов обучения принято брать за основу понятие «результативность». В качестве элементарной единицы для выделения факторов принято брать «продуктогенную причину» как смыслонеделимую малейшую причину, влияющую на процесс обучения. Совокупность продуктогенных причин образует дидактический фактор, несколько факторов образуют общий фактор, совокупность общих факторов становятся комплексным дидактическим фактором, совокупность комплексных факторов  образуют генеральный. Специфические факторы представляют собой совокупность продуктогенных причин, которые не могут быть объединены в какой-либо комплексный фактор. Таким образом, выстраивается целая иерархия дидактических факторов.

Факторный анализ процесса обучения помогает решать многие дидактические  проблемы.  В качестве факторов могут  выступать мотивация учащихся, время  обучения, структура и содержание учебного процесса и т.д.

2.Сравнительная характеристика проектного обучения и развивающего обучения

2.1. Общая характеристика проектного обучения.

Данная технология противопоставляет  обучение посредством накопительной  системы обучению эвристическому, посредством  действия. Существенным и основным моментом технологии проекта является решение поставленных учителем проблем посредством моделирования и организации образовательных ситуаций. Прежде всего, для применения данной технологии необходима постановка и осмысление решаемой проблемы вне зависимости от ее контекста – социальная, нравственная, познавательная проблемы. Данная проблема не имеет лежащего на поверхности решения, для его поиска необходимы интеграция знания и рассмотрения множества вариантов решения. В результате завершения работы над проектом группа получает определенный продукт, будь то макет, презентация, программа исследования, модель и др. Работа над проектом подразумевает работу и индивидуальную, и работу в малых группах по два-три человека, и работу групп большого состава. При работе над проектом для учащихся должна быть организована рабочая «территория» соответствующим образом, т.е. позволяющая получить доступ к информации (книги, справочники, Интернет и др.) и дающая возможность удобной работы в группах.

Н.Ф. Голованова выделяет несколько видов проектной работы. Это исследовательские, творческие, информационные, социальные проекты.

Исследовательский проект сопряжен с  активной исследовательской деятельностью, включающей все этапы научного исследования: постановку проблемы, определение объекта  и предмета исследовательского проекта, формулировку гипотез, разработку программы и проведение собственно исследования. Полученные результаты, выраженные в проверке гипотез, оформляются в виде докладов, статей и др.

Творческий проект наиболее неопределенный по свое форме. Творческий проект не ограничивается со стороны педагога, а подчинен законам эвристической деятельности, фантазии, воображения, творчества и инсайта.

Социальный проект вполне оправданно выстраивается вокруг социально  значимой проблемы, вызывающей определенный интерес у рабочей/творческой группы. Социальные проекты несут в себе большую степень ответственности, так как связаны с решением актуальных социальных проблем.

Информационные проекты основаны на сборе информации, ознакомлении с нею заинтересованной стороны. Данные вид проектной деятельности требует аналитический склад ума от участников проекта.

Т.О. проектная технология позволяет  развить и усовершенствовать  навыки самостоятельной работы учеников в организационной деятельности (определение темы проекта, разработка плана работ, распределение ролей на этапе реализации), в аналитической деятельности (анализ проблемы, требующей решение, выбор метода решения, оценка полученных результатов), развитие коммуникативных навыков при работе в группе (умение договариваться и идти на компромисс при решение проблемы), творческих способностей (необходимость поиска нетрадиционного нового решения проблемы, поиск наиболее продуктивной демонстрации результатов работы над проектом).

2.2 Общая характеристика  развивающего обучения.

Развивающее обучение составляет в  нашем задании оппозиционную  пару для сравнения. Активно указанная  тема исследовалась в советский  период. Научно обосновал идею развивающего обучения Л.С. Выготский, соотнеся процессы обучения и развития.

Существует несколько вариантов  развивающего обучения, которые разрабатывались  учеными-психологами с опорой на экспериментальные данные.

Наиболее известны принципы обучающего поведения Л.В. Занкова. Он считал, что  образование, а в особенности  начальное, должно осуществляться целостно. Изучаемые предметы должны быть единым комплексом, приемы и методы не должны быть разрозненными элементами, а представлять собой единое целое, т.о. дидактическая система должна отличаться комплексностью.

Л.В. Занков предложил ряд  основополагающих и связанных между собой принципов развивающего обучения:

1. обучение на высоком уровне  трудности. Ребенок при обучении  должен преодолевать препятствия,  справляться с проблемами и  трудностями, а не принимать  легкий и доступный материал «для усваивания».

2. ведущая роль теоретических  знаний, особенно в начальном  образовании. Предполагалось, что  практические знания должны получаться  как вторичные на основе хорошо  усвоенной теории.

3. обучение быстрым темпом. Принцип направлен против многократного повторения материала, низких темпов продвижения вперед. Подразумевает всесторонний глубокий охват изучаемого материала.

4. осознание школьниками процесса  учения. Принцип подразумевает сознательный  элемент в учебном процессе  со стороны учащегося.

5. систематическая работа над  развитием всех учащихся.

Л.В. Занков говорил, что процесс  обучения выступает как причина, а развитие – как следствие. Этим оправдывается название «развивающее обучение».

Развивающее обучение нацелено на всестороннее развитие личности, на развитие личности каждого учащегося не по указанному шаблону и образцу, а имеет  случайный ненаправленный характер.

Развивающее обучение представляет собой  новый, деятельный тип обучения. Данная дидактическая система учитывает закономерности развития ребенка, адаптируется к уровню развития и особенностям обучающегося.

Среди всех определений «развивающего  обучения» можно выделить следующее: «развивающее обучение как технология обучения, ориентирующаяся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей».

Таким образом, развивающее обучение – это система обучения, ориентированная  на потенциальные возможности человека и на успешную их реализацию.

    1. Сравнительный анализ

Стоит отметить, что основными принципами  развивающего обучения являются:

  • проблемность обучения
  • оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности
  • индивидуализация и дифференциация обучения
  • специальное формирование как эвристических, так и алгоритмических приемов интеллектуальной деятельности.

В проектном обучении значительными  и важными характеристиками являются:

    • ориентированность на ученика и развитие его способностей
    • деятельный подход к образовательному процессу
    • учет индивидуального уровня каждого ученика при работе над проектом, индивидуальный темп работы
    • комплексность в разработке проектов (обеспечивает гармоничное развитие учащегося)
    • усвоение знаний посредством применения их в различных ситуациях.

Если в случае развивающего обучения, мы можем весть образовательный  процесс перевести на данную технологию, то в случае с проектной технологией  – это более чем нецелесообразно.

Развивающее обучение требует от преподавателя  высоких педагогических навыков для организации работы таких образом, чтобы учитывать потребности каждого ученика. Высокие аналитические способности, тестирование уровня развития ребенка и обеспечение продуктивного учебного процесса  - это необходимый минимальный  уровень знаний и навыков педагога.

В проектном обучении от педагога требуется обладание хорошими коммуникативными данными и организаторскими способности, наличие харизматической привязанности  к преподаваемому предмету, которая  сможет охватить интересом и его  учеников. Проектная работа требует больше творческих сил и креативности, осознанности и ответственности от самих учащихся, она сопряжена с гносеологической, аналитической и творческой деятельностью.

Проектная технология обучения позволяет  учащимся приобретать знания естественным путем без принуждения внешнего и внутреннего. Заинтересованность темой выполняемого проекта обеспечивает получение знаний и апробирование его посредством презентации результатов и глубокое его усвоение.

Проектная технология отличается свое деятельностной компонентой, как мы уже отмечали выше. Развивающее обучение делает акцент на усвоении теоретического знания, а затем на его основе приобретение практического опыта, опыта применения его. Сторонники развивающего обучения считают, если школьник формирует свое умение без предварительного овладения рациональным приемом, то, можно сказать, он овладевает неправильным умением. Развивающее обучение направлено на теоретическое мышление, использование таких методов как дедукция, анализ, рефлексия, моделирование.

В условиях групповой проектной  деятельности могут проявляться  и негативные эффекты, например, такие  как социальная леность, конформизм, квазиактивность, деструктивный конфликт и др.

Тем не менее стоит отметить, что  проектная деятельность обладает значительным развивающим потенциалом, выступает значимым средством развития познавательных интересов учащихся.

3.Анализ методов обучения  в условиях проектного обучения

 

Прежде всего, отметим, что по основному  виду учебной деятельности проекты могут выполнять различные функции и тем самым отражать цели выполняемой деятельности. Проекты могут быть мотивационные (направлены на конкретизацию и усиление потребностей учащихся в знаниях по данному предмету), проекты-объяснения (направлены на расширение знаний в предметной области), проекты-отработки (направлены на формирование практических и теоретических знаний и умений), проекты контроля ( для оценки достигнутого результата обучения), комбинированные проекты (сочетание нескольких вышеуказанных). 

Проектная технология оправдывает себя лишь при правильном и целевом применении. Переводить весь процесс обучения на данную технологию нецелесообразно, о чем мы говорили ранее. Нельзя отказаться от традиционных методов обучения таких как рассказ, объяснение, лекция, беседа, но и перевести их в проекцию проектного обучения не весьма логично. Условия школьной учебной деятельности требуют компактного и эффективного обучения, проектное обучение  достаточно эффективное, но в то же время весьма времязатратно. Здесь также возникает вопрос о соотношении самостоятельной и аудиторной работы, ведь выполнить проект в рамках ограниченного академического часа практически нереально.

Информационные проекты вполне могут обеспечить необходимыми знаниями и информацией, в то же время для  охвата и осмысления объема школьной программы необходима постоянная руководящая роль педагога.

С нашей точки зрения, проектное  обучение наиболее эффективно для закрепления  материала и углубления его. На предоставленную преподавателем канву учащиеся в ходе осуществления проекта наносят существенный слой новых знаний и умений. Это своего рода эффектная фиксация усвоенной информации.

Также уместно применение методов  по выработке умений и навыков  в контексте проектного обучения. Выполнение упражнений и лабораторных работ посредством проекта усилит акцент на самостоятельность и ответственность за качество полученных результатов.

Таким образом, проектное обучение имеет широкое, но обязательно соответствующее  учебной ситуации, применение.

 

 

 

Использованная литература

  1. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика / Н.Ф.Голованова. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 317 с. (241-244).
  2. Педагогические технологии// В.С.Кукушин. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с. (237- 257)
  3. Селевко, Г. К.  Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 224с. (71-80)
  4. Старовойтова, т.А., Развивающее обучение в начальной школе / Могилев. гос. ун-т.им. А.А. Кулешова. – Могилев: Изд-во Могилев.гос.ун-та, 1998. – 21 с. (19)
  5. Харламов, И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов. – минск: Университетское, 2000. – 560 с. (197-238)

 

 


Информация о работе Методика воспитательной работы