Методика преподавания темы "Измерительные трансформаторы" в колледже

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью междисциплинарного курса данной курсовой работы является обучение учащихся рассчитывать нагрузки и потери напряжения, рассчитывать разомкнутые и замкнутые системы, токи короткого замыкания, заземляющие устройства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ документации по специальности……………………………4
Глава 2. Разработка методики проведения темы……………………………..9
Глава 3. Разработка учебно-методической документации по теме отдельного занятия……………………………………………………………….................13
Заключение……………………………………………………………………..24
Библиографический список…………………………………………………..25
Приложения

Работа содержит 1 файл

мпо (Восстановлен).docx

— 47.96 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Анализ документации по специальности……………………………4

Глава 2. Разработка методики проведения темы……………………………..9

Глава 3. Разработка учебно-методической документации по теме отдельного занятия……………………………………………………………….................13

Заключение……………………………………………………………………..24

Библиографический список…………………………………………………..25

Приложения 

 

Введение.

     В данной курсовой работе разрабатывается  методика проведения темы «Контрольно-измерительные  приборы и измерительные трансформаторы», которая входит в дисциплину «Электроснабжение  сельского хозяйства». Эта тема, безусловно, является актуальной в  настоящее время, и не потеряет своей  актуальности еще долгое время, ведь электроснабжение это важнейшая  отрасль жизнедеятельности человека. Современный мир невозможно представить уже без электричества, и сельское хозяйство в частности. В сельском хозяйстве не допустимы перебои в подаче напряжения, т.к. это может принести большие убытки, поэтому необходимо постоянно следить за подачей электроэнергии потребителю, измерять падения напряжения, сопротивление, и для этого, несомненно, нужны специальные измерительные приборы, о которых и идет речь в данном разделе.

     Целью междисциплинарного курса данной курсовой работы является обучение учащихся рассчитывать нагрузки и потери напряжения, рассчитывать разомкнутые и замкнутые системы, токи короткого замыкания, заземляющие устройства.

     Данная  методическая разработка необходима как  преподавателю, для облегчения объяснения материала, так и для обучающихся, для более эффективного усваивания данной темы.

 

Глава 1.

     В данной курсовой работе проводится анализ дисциплины «Электроснабжение сельского  хозяйства», она входит в цикл «Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятий». Данный цикл является обязательным при подготовке специалистов по специальности 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства». Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме получения образования на базе среднего (полного) общего образования по представленной специальности составляет 2 года 10 месяцев, а на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев, и в результате получает квалификацию техник-электрик.

     Область профессиональной деятельности выпускников  по этой специальности включает: обеспечение  работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей (электроустановок, приемников электрической  энергии, электрических сетей) и  автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.

     Объектами профессиональной деятельности выпускников  являются:

     - электроустановки и приемники  электрической энергии, электрические  сети;

     - автоматизированные системы сельскохозяйственной  техники;

     - технологические процессы монтажа,  наладки, эксплуатации, технического  оборудования и диагностирования  неисправностей электроустановок  и приемников электрической энергии, электрических сетей, автоматизированных систем сельскохозяйственной техники;

     - технологические процессы передачи электрической энергии;

     - организация и управление работой специализированных подразделений сельскохозяйственных предприятий;

     - первичные трудовые коллективы.

     Основные  виды профессиональной деятельности по специальности «Электрификация  и автоматизация сельского хозяйства»:

  1. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т.ч. электроосвещения), автоматизация сельскохозяйственных предприятий.
  2. Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятий.
  3. Техническое обслуживание, диагностирование неисправностей и ремонт электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.
  4. Организация и управление работой специализированного структурного подразделения сельскохозяйственных предприятий.
  5. Выполнение работ по одной или нескольким профессия рабочих[5]

     На  основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальности 110302 «Электрификация  и автоматизация сельского хозяйства» можно сделать выводы о том, что  должен знать и уметь учащийся в результате изучения обязательной части данного цикла.

     Итак, в результате изучения обязательной части цикла «Обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных предприятий» обучающийся должен:

     уметь:

     - рассчитывать нагрузки и потери энергии в электрических сетях;

     - рассчитывать разомкнутые и замкнутые  сети, токи короткого замыкания,  заземляющие устройства.

     знать:

     - сведения о производстве, передачи и распределении электрической энергии;

     - технические характеристики проводов, кабелей и методику их выбора  для внутренних проводок и  кабельных линий;

     - методику выбора схем типовых  районных и потребительских трансформаторных  подстанций, схем защиты высоковольтных  и низковольтных линий;

     - правила утилизации и ликвидации  отходов электрического хозяйства.

     Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу базовой  подготовки, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

     ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии ,проявлять к ней устойчивый интерес.

     ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы  и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность  и качество.

     ОК 3. Принимать решения в стандартных  и нестандартных ситуациях и  нести за них ответственность.

     ОК 4. Осуществлять поиск и использование  информации, необходимой

     для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного  развития.

     ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

     ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

     ОК 7. Брать на себя ответственность  за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

     ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального  и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать  повышение квалификации.

     ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

     А так же должен обладать профессиональными  компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

     ПК 2.1. Разрабатывать и реализовывать  мероприятия по бесперебойному электроснабжению сельскохозяйственных предприятий.

     ПК 2.2. Выполнять монтаж воздушных линий  электропередач и трансформаторных подстанций.

     ПК 2.3. Обеспечивать электробезопасность  и соблюдать экологические ограничения, предусматривать утилизацию и ликвидацию отходов электрического хозяйства.[5]

 

     Межпредметные связи.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 2.

     Тема  «Контрольно-измерительные приборы  и измерительные трансформаторы»  занимает не последнее место в  подготовке специалистов по специальности  «Электрификация и автоматизация  в сельском хозяйстве». Измерительные трансформаторы являются основой в изучении электрических машин, конструкция трансформаторов проста и не заменима, только изучив ее можно приступить к изучению конструкции других электрических машин. Измерительная техника является неотъемлемой частью материального производства. Без системы измерений, позволяющей контролировать технологические процессы, оценивать свойства и качество продукции, не может существовать ни одна область техники. Исходя из этого, можно сделать вывод, что и контрольно-измерительные приборы и измерительные трансформаторы должны обязательно изучаться при подготовке техников-электриков.

     Для преподавания данной темы целесообразно  использовать следующие методы:

    • Рассказ – словесный метод устного изложения. Ведущая функция данного метода – обучающая. Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.[3] При преподавании представленной темы обучающимся, рассказ, безусловно, необходим, т.к. он, главным образом, служит для студентов образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Но рассказ должен чередоваться с другими методами, иначе учащиеся потеряют интерес к занятию, станут отвлекаться и нарушать дисциплину. Рассказ применяется при объяснении нового материала.
    • Беседа. Относится к наиболее старым методам дидактической работы. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных выводов, рассуждений и обобщений. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений.[3] Роль беседы в преподавании темы велика, она заставляет мыслить учащегося, следить за мыслью учителя, учит правильно строить диалог. С помощью беседы учащийся может узнать дополнительную информацию о контрольно-измерительных приборах и измерительных трансформаторах, которая не излагается в основной части занятия. Данный метод подходит для таких этапов занятия как: работа с пройденным ранее учебным материалом и при первичном закреплении изученного материала.
    • Объяснение. Метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала.[4] Этот метод используется при изложении темы «Контрольно-измерительные приборы и измерительные трансформаторы», т.к. недостаточно просто рассказать что такое трансформаторы и какие бывают приборы, необходимо объяснить принцип работы и почему именно такое устройство имеет тот или иной предмет.
    • Демонстрация. Этот метод заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида, а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам.[3] Метод демонстрации необходим при изучении данной темы, т.к. учащийся должен видеть объект своего изучения, должен понимать, о чем идет речь, если показывать это только на плакатах или схемах, учащемуся будет сложно представить как в реальности выглядит трансформатор тока, микрометр и т.д.
    • Иллюстрация. Этот метод предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.[3] Представленная тема не может быть в полной мере изложена, если в ней не используется метод иллюстрации. Многочисленные схемы и таблицы, безусловно, должны быть представлены учащимся в наглядном виде, т.к. только по описанию невозможно полностью представить себе, как именно выглядит тот или иной предмет. Кроме того, информация преподнесенная в устном виде запоминается не так хорошо, как та информация которая сопровождалась наглядными образами.
    • Упражнение – это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.[3] При преподавании данной темы необходимо применять метод упражнения, т.к. только выполняя упражнение можно научиться решать задачи. Применять упражнения нужно при закреплении материала.

     Средства применяемые при преподавании раздела «Контрольно-измерительные приборы и измерительные трансформаторы»: речь преподавателя, мультимедийная система, макет трансформатора, штангенциркуль, микрометр, плакаты со схемами.

 

     Фрагмент  календарно-тематического  плана

     По  дисциплине «Электроснабжение сельского хозяйства»

     На 2009 – 2010 учебный год

     Группы 43 специальность «Электрификация  и автоматизация с/х».

п/п

Наименование  раздела и темы занятия Кол-во часов Календарн сроки Форма занятия Наглядные пособия  и ТСО Литература. Прим.
1 Контрольно-измерительные  приборы и измерительные трансформаторы.

Измерительные трансформаторы тока и напряжения, их устройство, назначение и область  применения

 
 
 
2
 
 
 
14.03.10
 
 
 
Комбинированный урок
Мультимедийная  система, слайды Акимов Е. Г. «Измерительные трансформаторы напряжения и комплекты трансформаторов постоянного тока»  
2 Контрольно-измерительные  приборы и измерительные трансформаторы.

Контроль  за состоянием изоляции в сетях с  изолированной нейтралью с помощью трансформатора напряжения.

 
 
 
 
2
 
 
 
 
21.03.10
 
 
 
 
Лабораторное  занятие
Стенд КС-115 К.С. Миронов. Методические рекомендации по курсу электроснабжение для студентов 2 курса.  
 

 

     Глава 3.

     Предмет: «Электроснабжение».

Информация о работе Методика преподавания темы "Измерительные трансформаторы" в колледже