Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:18, доклад
В учебном процессе любой метод обучения редко выступает в чистом виде, хотя очень часто один метод можно выделить как главный, а остальные как вспомогательные.
Различные методы обучения проникают друг в друга и исполь¬зуются часто в сочетаниях друг с другом. Например, объяснение учителя может включать элементы беседы и сопровождаться орга¬низованным обследованием учащимися изучаемых объектов.
В учебном процессе любой метод обучения редко выступает в чистом виде, хотя очень часто один метод можно выделить как главный, а остальные как вспомогательные.
Различные методы обучения проникают друг в друга и используются часто в сочетаниях друг с другом. Например, объяснение учителя может включать элементы беседы и сопровождаться организованным обследованием учащимися изучаемых объектов.
Аналогичным образом оперирование раздаточным материалом, выполнение учащимися практической работы требует от учителя школы для слепых словесной регуляции и специфических пояснений. Взаимное проникновение методов, их одновременное применение отражает неизбежную диалектическую связь методов, что в современной литературе по педагогике отмечается многими авторами (М.И. Моро, А.М. Пышкало, Ю.К. Бабанский и др.).
Таким образом, налицо взаимосвязь методов обучения в реальном педагогическом процессе.
Общая характеристика методов обучения математике.
Метод – это путь к чему-либо
Вопрос о методах – это вопрос о чём и как учить, чтобы добиться высоких воспитательных и образовательных результатов в обучении.
Классификация методов может быть:
1. По совместной дельности учителя и ученика
Объяснение материала учителем (рассказ)
Беседа
Самостоятельная работа
2. В зависимости от способа приобретения знаний детьми различают:
Догматические
Эвристические
Исследовательские
3. С точки зрения пути, по которому движется мысль
Индуктивный (от частного к общему)
Дедуктивный (от частного к общему)
По аналогии
4. По источнику приобретения знаний
Словесный (рассказ, магнитофонная запись)
Наглядные (предмет, рисунок, модель)
Практические (вычерчивание, измерение, анализ свойств различных фигур)
Особенности использования методов изучения математического материала
Отбор методов определяется:
1. Общими задачами обучения;
2. Содержанием материала;
3. Уровнем подготовленности детей
Образовательные задачи могут быть успешно решены, если в методике математике предусмотрены определённые ступени:
Подготовка к изучению нового материала
Ознакомление с новым материалом
Закрепление знаний, умений и навыков
Особенности изучения математического материала – система упражнений.
1. Упражнения могут быть различными по своей математического структуре:
Выражение
Уравнение
Сравнение
Задачи
Примеры
2. Упражнения могут предлагаться по разному:
На доске
На карточках
В учебнике
Диктант
Упражнения могут даваться в обычной или занимательной форме (дидактическая игра).
Целесообразность использования методов на разных ступенях работы над программным материалом
I. Подготовительная работа.
Система упражнений:
1. Способствовать созданию или расширению опыта;
2. Воспроизведение у учащихся умения выполнять умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, отвлекаться от несущественного).
Приёмы сравнения:
Рассказать всё, что знаешь о сравниваемых объектах;
Затем сказать, чем они похожи;
Чем отличаются
II. Ознакомление с новым материалом.
1. Рассказ
2. Беседа
Индуктивный путь:
К системе упражнений при индуктивном пути ознакомления с новым материалом представляет ряд т требований:
Наглядная основа;
Учить выделять существенные стороны;
Наблюдение – основа для формирования знаний.
В математике есть противоположные понятия (+; -). Для раскрытия использовать приём противопоставления, то есть выделить существенное различное. При знакомстве с новым материалом, который сходен с раскрыть в составлении сходным выделяя существенное сходство.
Дедуктивный путь:
К правильному применению дедукции помогают упражнения конкретизации и упражнения в классификации понятий.
Самостоятельная работа как метод обучения даёт возможность ученику сознательно и прочно усвоить материал, проявить умственную активность.
III. Закрепление ЗУН – система упражнений на применении е знаний.
Требован6ия к упражнениям:
1. усложняться постепенно;
2. обогащать формирование знаний;
3. раскрывать новые стороны;
4. способствовать установлению связей между новыми и уже имеющимися знаниями.
Информация о работе Методика преподавания математики в школах 3 и 4 видов