Методика преподавания математики в школах 3 и 4 видов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:18, доклад

Описание работы

В учебном процессе любой метод обучения редко выступает в чистом виде, хотя очень часто один метод можно выделить как главный, а остальные как вспомогательные.
Различные методы обучения проникают друг в друга и исполь¬зуются часто в сочетаниях друг с другом. Например, объяснение учителя может включать элементы беседы и сопровождаться орга¬низованным обследованием учащимися изучаемых объектов.

Работа содержит 1 файл

методы обучения маием.doc

— 38.00 Кб (Скачать)


В учебном процессе любой метод обучения редко выступает в чистом виде, хотя очень часто один метод можно выделить как главный, а остальные как вспомогательные.

Различные методы обучения проникают друг в друга и исполь­зуются часто в сочетаниях друг с другом. Например, объяснение учителя может включать элементы беседы и сопровождаться орга­низованным обследованием учащимися изучаемых объектов.

Аналогичным образом оперирование раздаточным материалом, выполнение учащимися практической работы требует от учителя школы для слепых словесной регуляции и специфических пояснений. Взаимное проникновение методов, их одновременное примене­ние отражает неизбежную диалектическую связь методов, что в со­временной литературе по педагогике отмечается многими авторами (М.И. Моро, А.М. Пышкало, Ю.К. Бабанский и др.).

Таким образом, налицо взаимосвязь методов обучения в реаль­ном педагогическом процессе.

Общая характеристика методов обучения математике.

Метод – это путь к чему-либо

Вопрос о методах – это вопрос о чём и как учить, чтобы добиться высоких воспитательных и образовательных результатов в обучении.

Классификация методов может быть:

1.    По совместной дельности учителя и ученика

    Объяснение материала учителем (рассказ)

    Беседа

    Самостоятельная работа

2.    В зависимости от способа приобретения знаний детьми различают:

                Догматические

                Эвристические

                Исследовательские

3.    С точки зрения пути, по которому движется мысль

    Индуктивный (от частного к общему)

    Дедуктивный (от частного к общему)

    По аналогии

4.    По источнику приобретения знаний

    Словесный (рассказ, магнитофонная запись)

    Наглядные (предмет, рисунок, модель)

    Практические (вычерчивание, измерение, анализ свойств различных фигур)

 

 

Особенности использования методов изучения математического материала

 

Отбор методов определяется:

1.      Общими задачами обучения;

2.      Содержанием материала;

3.      Уровнем подготовленности детей

Образовательные задачи могут быть успешно решены, если в методике математике предусмотрены определённые ступени:

      Подготовка к изучению нового материала

      Ознакомление с новым материалом

      Закрепление знаний, умений и навыков

Особенности изучения математического материала – система упражнений.

1.      Упражнения могут быть различными по своей математического структуре:

      Выражение

      Уравнение

      Сравнение

      Задачи

      Примеры

2.      Упражнения могут предлагаться по разному:

      На доске

      На карточках

      В учебнике

      Диктант

Упражнения могут даваться в обычной или занимательной форме (дидактическая игра).

Целесообразность использования методов на разных ступенях работы над программным материалом

I. Подготовительная работа.

Система упражнений:

1.      Способствовать созданию или расширению опыта;

2. Воспроизведение у учащихся умения выполнять умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, отвлекаться от несущественного).

Приёмы сравнения:

      Рассказать всё, что знаешь о сравниваемых объектах;

      Затем сказать, чем они похожи;

      Чем отличаются

II. Ознакомление с новым материалом.

1.      Рассказ

2.      Беседа

Индуктивный путь:

К системе упражнений при индуктивном пути ознакомления с новым материалом представляет ряд т требований:

      Наглядная основа;

      Учить выделять существенные стороны;

      Наблюдение – основа для формирования знаний.

В математике есть противоположные понятия (+; -). Для раскрытия использовать приём противопоставления, то есть выделить существенное различное. При знакомстве с новым материалом, который сходен с раскрыть в составлении сходным выделяя существенное сходство.

 

Дедуктивный путь:

К правильному применению дедукции помогают упражнения конкретизации и упражнения в классификации понятий.

Самостоятельная работа как метод обучения даёт возможность ученику сознательно и прочно усвоить материал, проявить умственную активность.

III. Закрепление ЗУН – система упражнений на применении е знаний.

Требован6ия к упражнениям:

1.      усложняться постепенно;

2.      обогащать формирование знаний;

3.      раскрывать новые стороны;

4.      способствовать установлению связей между новыми и уже имеющимися знаниями.

 

 



Информация о работе Методика преподавания математики в школах 3 и 4 видов