Методика эстетического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психологического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными условиями. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему – процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Содержание

1. Актуальность
2. Аудитория
3. Цель и задачи
4. Формы, методы и средства
5. Литература

Работа содержит 1 файл

Методика эстетического развития золотарева.docx

— 13.38 Кб (Скачать)

План работы.

  1. Актуальность
  2. Аудитория
  3. Цель и задачи
  4. Формы, методы и средства
  5. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Актуальность.

 

Формирование личности –  сложный, многозначный процесс, выступающий  в форме физиологического, психологического и социального становления человека и определяющийся внутренними и  внешними естественными условиями.1 Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему –    процесс,  в основе  которого  лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма  отношения человека к явлениям действительности,

обусловленная их соответствием  или несоответствием потребностям человека.

“Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так  ясно и верно нас самих и наши отношения к миру,  как  наши  чувствования:  в  них слышен  характер  не  отдельной  мысли,  не  отдельного  решения,  а   всего содержания души нашей и ее строя” – говорил К.Д.Ушинский2.

Особую   группу  чувств  составляют  высшие   чувства:   эстетические,

нравственные и интеллектуальные.

Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть формирования гармоничного развития личности, воспитания высших чувств. Эстетическое развитие – это развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое  воздействие на личность с целью  ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического  сознания, правильного понимания  прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.

Эстетическое воспитание младших  школьников осуществляется с помощью  таких средств и видов деятельности: как игра и игрушка, искусство, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная  художественно-творческая деятельность, праздники и развлечения. Одним  из важных средств формирования социальных и эстетических чувств является творческая коллективная деятельность во время  досуга, которая позволяет ребёнку  выражать свои эмоции, чувства, отношение  к происходящему в личной и  общественной жизни.

Потребность в отдыхе – это биолого-физиологическая  особенность детского организма. Досуг, проводящийся в определённой культурной форме, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая  характеризуется целенаправленностью  и продуманностью, осуществляется в  свободное время и протекает  как индивидуально, так и коллективно. Он отличается относительной свободой выбора досуговых мероприятий и  намерений взрослых, связанных с  развитием, общением, оздоровлением  на основе добровольности и инициативы, как отдельного ребёнка, так и  различных групп. Досуговая деятельность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры поведения и формирует  у ребёнка такие качества, как  человечность, гуманность, порядочность, увлеченность. Под воздействием культурно-досуговой  деятельности происходит формирование личностных и характерологических  качеств индивида, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования  личности, осуществляется усвоение и  передача нравственных и эстетических ценностей от одного поколения к  другому3.

Коллективная досуговая деятельность предоставляет возможности для  свободного общения, самовыражения, способствует полному раскрытию индивидуальности ребенка, именно в совместной деятельности реализуется взаимодействие детей, она учит ребенка общаться с партнером, выслушивать его, радоваться достижениям  других детей, оказывать необходимую  помощь.

При любом виде досуга дети неизменно  испытывают состояние раскрепощенности, а следовательно более готовы к восприятию новой информации, отличной от их собственной точки зрения.

Организованная досуговая деятельность имеет  огромные возможности для  воспитания ребенка, обогащения и развития его личностного опыта, художественно - эстетического развития его личности и играет одну из ведущих ролей  в гармоничном развитии личности.

 

2. Аудитория.

 

В младшем школьном возрасте (6,5 – 9 лет) отмечается бурное развитие и перестройка всех физиологических  систем организма ребенка. По своим  характеристикам головной мозг ребенка, данной возрастной категории, в большей  степени приближается к показателям  мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период  подготовлен  к более высокой ступени развития, предполагающей интенсивные умственные и физические нагрузки.

К специфическим чертам младших  школьников относится формирование у них творческо-экспериментальной  активности. Младшие школьники более  склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых  ощущений, и с трудом приспособляется  к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный  характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов  и социального положения. Интерес  к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер.

В младшем школьном возрасте активно формируются основы будущей  личности, (зачатки которой были заложены в дошкольном детстве), в  т.ч. нравственное и эстетическое восприятие.

Музыка, танец, художественное слово, изобразительное искусство –  источник особой детской радости. Познавая красоту окружающего мира, младший  школьник  испытывает положительные  эмоции, на основе которых и возникают  более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга; формируются образные представления, развивается мышление, воображение.

В процессе эстетического  развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также  представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к  осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению  во внутреннюю сущность изображаемого. Дети замечают связь между содержанием  произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определенных жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что  услышанное со знакомым и подходить  к некоторым обобщениям.

У них отчетливо проявляется  стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Дети становятся способными сознательно  добиваться выразительности образа в танце, в пении, в драматизации4.

           В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится хореографическому искусству.  Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения становятся как бы слышимыми. Живописность и графичность поз и положение танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого профиля5.

Детство – пора формирования нравственности, из которой произрастают затем навыки духовной жизни целого поколения. Только богатство внутренней жизни, наполненность  чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам одухотворяет танец, делает самые простые движения содержательными. Активно развиваются  художественно-творческие способности, появляется оценочное отношение  к творческим проявлениям, как своих  сверстников, так и со своим собственным6.

Эстетическое воспитание младших школьников – важнейшее  средство формирования отношения ребёнка  к действительности, средство его  нравственного и умственного  воспитания, и в конечном итоге  средство формирования духовно богатой  и всесторонне развитой личности.

Богатейшее поле для эстетического  развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность.

Танец снимает перегрузку, связанную с переходом младшего школьника в новую социальную роль- роль учащегося школы, улучшает физическое и душевное состояние  детей и даже повышает общую успеваемость7.

Танцевальное искусство - массовое искусство. Оно доступно всем и с каждым годом приобретает  все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически  развитой, духовно богатой личности.

Весь процесс хореографической работы способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию.

 

 

 

 

3. Цель и задачи.

 

Цель методики — эстетическое развитие детей средствами танцевального искусства.

Задачи:

1. включение детей в коллективную  культурно-досуговую деятельность.

2.создание условий для неформального  общения.

3.приобщение родителей к знаниям  о формировании культуры личности  ребенка, о значении эстетического воспитания.

4. создание условий для становления  хорошего музыкального вкуса.

5.Создать условия для развития  творческой активности детей,  участвующих в танцевальной деятельности.

6.Создать условия для совместной  деятельности детей и взрослых (праздники)

7.Ознакомить младших школьников  с различными видами танцев.

8.Приобщить детей к танцевальной  культуре, обогатить их танцевальный  опыт: знания детей о танце,  его истории, устрой танцевальных  профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной  технологии.

9.Развить у детей интерес  к танцевально-игровой деятельности.

 

4. Формы, методы и средства.

Для вышеизложенной цели и задач, необходимы формы информационно-просветительной  направленности, связанные с реализацией  задачи №3, №7 и №8; формы художественно-зрелищной, игровой, праздничной направленности можно использовать для реализации остальных задач, а так же задач  №7 и №8.

Формы

Методы

Средства

Информационно-просветительной направленности

 Лекция

Беседа со специалистами

экскурсия

Формирование общественного сознания

( убеждение, пример)

Аудитория, специалисты, наглядные  и технические средства

Художественно-зрелищной направленности

Театрализованная экскурсия

Концерты

Детский утренник

Музыкальный спектакль

Театрализация и Иллюстрация

Формирование общественного сознания

(заражение)

 

Вовлечения в СКД

Аудитории, актеры, сценические площадки, ауди-визуальная  техника, костюмы, музыкальные инструменты, музыканты  – исполнители, декорации, зрительный зал.

Игровой направленности

Дидактические игры и конкурсы.

Музыкальные викторины

Вовлечения в СКД

Стимулирование социально-культурной активности (поощерение)

Игрушки для инсценирования (мишки, куклы, мячи, машины и т.д.), ростовые куклы, аудиозаписи, аудио техника.  Площадки, призы, зрительный зал, ведущие.

Праздничной направленности

Музыкальные праздники  «Встреча Осени», фольклорные праздники

Стимулирование социально-культурной активности (поощерение)

Вовлечение в СКД

Зрительный зал, сценические площадки, наглядные и технические средства, актеры, костюмы, подарки

Развлекательной направленности массовые танцы «Потанцуй со мной, дружок!»

Вовлечение в СКД

Сценические площадки, аудитории, спортивные площадки, актеры-ведущие, аудио техника, декорации 


1. Литература.

1. Подласый И. П. Педагогика. —  М.: «Просвещение», 1996

2. Ушинский К.Д. Избр.труды.  Кн.1.Проблемы педагогики.- М: Дрофа.  – 2005

3. Эстетическое воспитание  школьников, - М., Просвещение, 1994

4. Петров И.С. Формирование  музыкальной культуры у учащихся, - М., 1990

5. А.Баранов « Развитие  артистизма у детей в детских  хореографических коллективах»,- М., «Дополнительное образование»,-2003

 

 

  Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996

 Ушинский К.Д. Избр.труды.Кн.1.Проблемы педагогики.- М: Дрофа. - 2005

 

  Эстетическое воспитание школьников, - М., Просвещение, 1994.

 

  Эстетическое воспитание школьников, - М., Просвещение, 1994.

 

 

  Петров И.С. Формирование музыкальной культуры у учащихся, - М., 1990

  Эстетическое воспитание школьников, - М., Просвещение, 1994.

  А.Баранов « Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах»,- М., «Дополнительное образование»,-2003


Информация о работе Методика эстетического развития