Методика изучения умственно отсталых дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 11:44, доклад

Описание работы

Используемые специальной психологией методы дают возможность определять своеобразие психического развития аномального ребенка. Изучение психических особенностей должно быть объективным и осуществляться с учетом динамики развития. Кроме того, оно должно носить аналитико-синтетический и комплексный характер. Наконец, во время исследования необходимо обеспечить индивидуальный подход к ребенку.

Работа содержит 1 файл

методы изучения у.о.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

МЕТОДЫ  ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ  УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

      Используемые  специальной психологией методы дают возможность определять своеобразие  психического развития аномального  ребенка. Изучение психических особенностей должно быть объективным и осуществляться с учетом динамики развития. Кроме того, оно должно носить аналитико-синтетический и комплексный характер. Наконец, во время исследования необходимо обеспечить индивидуальный подход к ребенку.

      Наибольшая  объективность исследования достигается за счет изучения психики аномального ребенка в реальных условиях его жизни и деятельности. Принцип динамичности выражается в изучении психики ребенка в развитии. Аналитико-синтетический принцип предполагает всестороннее и взаимосвязанное рассмотрение

      психических проявлений ребенка. Требование комплексного подхода заключается в использовании  клинического, психолого-педагогического  и логопедического исследования. Принцип индивидуального подхода  основывается на строгом учете возможностей и особенностей конкретного ребенка.

      Выбор метода определяется задачами исследования. Однако в каждом конкретном случае важно руководствоваться названными выше принципами.

      В процессе изучения умственно отсталого  ребенка олигофренопедагог должен ставить перед собой следующие задачи:

  • установить особенности психического развития;
  • определить структуру дефекта психики;
  • вскрыть уровень и особенности умственного развития;
  • выявить положительные стороны психики;
  • наметить оптимальные условия коррекционного воспитания и обучения.

      Большое значение в процессе исследования психики  аномального ребенка имеет ознакомление с медицинскими данными и личным делом ученика. Медицинские сведения включают анамнез и отражают результаты соматического, неврологического и  психопатологического исследования. Они необходимы для установления имеющихся отклонений в психофизическом развитии ребенка. Знакомясь с личным делом, педагог-дефектолог узнает о времени, обстоятельствах и особенностях проявления дефекта.

      Одним из основных методов изучения психики умственно отсталого школьника является наблюдение. Целенаправленность, плановость, систематичность, проведение исследования в естественных условиях — основные особенности этого метода. Наблюдение, в частности, позволяет выяснить особенности познавательной деятельности ребенка и процесса овладения им учебными знаниями, умениями и навыками. Педагог наблюдает за учеником в процессе выполнения им различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой и др. На основании данных наблюдения ведется дневник, в который вносятся следующие сведения: дата, наблюдаемые факты, коррекционно-воспитательная работа и ее результаты. Однако метод наблюдения ставит исследователя в относительно пассивную позицию, так как позволяет лишь фиксировать проявления той или иной стороны психики. Поэтому в процессе психолого-педагогического изучения умственно отсталых школьников исследователь не ограничивается только этим методом.

      Другим  важнейшим методом исследования является эксперимент. При его использовании  исследователь занимает активную позицию, сам создает условия и вызывает интересующие его проявления психики умственно отсталого школьника.

      Эксперимент позволяет точно, четко установить влияние конкретных факторов на психические  явления. Возможность повторения эксперимента способствует накоплению интересующих исследователя данных, установлению типичности или случайности изучаемого явления. Эксперимент может быть лабораторным или естественным. Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях с использованием приборов. Например, с помощью периметра определяют поле зрения, с помощью эстезиометра — пороги тактильных ощущений, с помощью камертона — дифференциацию высоты звука, с помощью тахистоскопа — скорость и объем восприятия, точность памяти и др. Естественный психолого-педагогический эксперимент осуществляется в привычных для учащегося условиях деятельности.

      При проведении эксперимента необходимо предусмотреть: 1) моделирование обычной психической деятельности; 2) нацеленность на качественный анализ получаемых данных; 3) учет количественных показателей (время работы, объем работы, количество ошибок и др.). Эксперимент требует объективного и точного регистрирования фактов. В протоколе записываются действия испытуемого, его вопросы и речевые реакции, фиксируется отношение к своим ошибкам, отмечается необходимость и достаточность оказываемой помощи.

      Вмешательство со стороны экспериментатора может  носить характер переспрашивания, повторения задания (это помогает ребенку уточнить собственные мысли), одобрения (хорошо, молодец, дальше), вопросов («Почему ты так сделал?») или критических возражений, подсказки, совета поступать тем или иным образом, демонстрации, показа действия, просьбы работать самостоятельно, длительного обучения ребенка процессу выполнения задания. Экспериментатору не следует быть многословным и чрезмерно активным, его вмешательство в ход эксперимента должно быть сдержанным и осторожным. Необходимо избегать необоснованных, произвольных толкований. Причины затруднений испытуемого при выполнении заданий различны — рассеянность, забывчивость, неумение обобщать и выражать мысль, строить логические умозаключения, работать со словесным материалом, недоразвитие отдельных анализаторов и др. Эксперимент проводится в сочетании с наблюдением и беседой.

      При проведении беседы необходимы ясность ее цели и четкость намеченных вопросов. Беседа должна носить характер непосредственного общения с ребенком. Педагог стремится расположить к себе ребенка и вызвать у него желание проявить свои возможности. С помощью беседы можно выявить круг представлений умственно отсталого ребенка об окружающей действительности, а также особенности его ориентировки в пространстве, во времени, в явлениях природы и общественной жизни. В процессе беседы педагог узнает о склонностях, интересах, потребностях ребенка, о его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В начале знакомства с ребенком удобно начинать беседу с простых деловых вопросов («Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты дружишь?»). Такой подход обычно успокаивает ребенка. В результате он быстро вступает в контакт с экспериментатором.

      Для изучения психики умственно отсталого  школьника используется и метод  анкетирования (например, в случае выяснения  интересов, отношений, мотивов, склонностей  и др.). При составлении анкеты и проведении анкетирования необходимо четко определить содержание вопросов, правильно и понятно их сформулировать, проинструктировать школьников о порядке заполнения анкеты, соотнести полученные ответы с реальной действительностью и поведением учащихся. Затем следует определить методику количественной и качественной обработки полученных данных. При количественной обработке материала используются альтернативный, корреляционный, дисперсионный анализ и другие математические методы. Альтернативный анализ позволяет выявить наличие у испытуемых тех или иных изучаемых качеств, признаков. Однако с его помощью нельзя установить зависимость между признаками. Корреляционный анализ позволяет установить степень взаимосвязи признаков психических явлений. Дисперсионный анализ используется для получения оценки факторов, влияющих на изучаемый признак, и определения меры влияния каждого из факторов.

      Одним из вспомогательных методов является изучение продуктов деятельности школьника (письменные работы, рисунки, лепка, аппликация и т. д.). В сочетании с психолого-педагогической характеристикой ученика, показателями его успеваемости этот метод позволяет педагогу установить характер и причины затруднений в обучении, наметить меры по повышению успеваемости и в дальнейшей коррекционно-воспитательной работе опереться на положительные качества личности и деятельности ученика.

      Во  вспомогательной школе для изучения психики умственно отсталых детей  используется катамнестический метод. Катамнез — совокупность сведений о больном, собираемых в течение  длительного времени. Этот метод широко применяется во всех отраслях медицины и в дефектологической практике. С помощью катамнеза можно проверить эффективность применямой коррекционно-воспитательной работы. При составлении катамнеза обращается внимание на анализ клинической картины истории болезни, на степень дефекта, его качественное своеобразие, на динамику развития ребенка в процессе обучения, на его поведение и общение. Путем бесед с бывшими воспитанниками школы, с их родными и близкими выясняются интересы, склонности, взаимоотношения в семье. Катамнестический метод используется для изучения особенностей психики умственно отсталых и после окончания ими вспомогательной школы. Так собираются, например, сведения о динамике дальнейшего развития личности, о трудоустройстве, о профессиональной устойчивости, о поведении на работе, об участии в общественной жизни. Источником этих знаний становятся беседы с сотрудниками по работе или письменные характеристики с производства.

      Обобщая данную тему, следует сделать вывод  о том, что указанные методы изучения психики умственно отсталых детей и школьников используются в оптимальном сочетании. Эти методы призваны служить совершенствованию коррекционной учебно-воспитательной деятельности и улучшению социальной адаптации учащихся вспомогательной школы.

 Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом

 История развития психолого-педагогических методов  исследования в специальной психологии связана с требованиями практики — медицинской и педагогической. Объектами изучения были дети, подростки, взрослые, имевшие различные нарушения психического и умственного развития.

 В зависимости  от того, как разные исследователи  понимали сущность умственной отсталости, они разрабатывали методы, которыми пользовались для ее выявления.

 Первыми психофизическим недоразвитием  детей начали заниматься врачи-психиатры. Их усилия были направлены на отграничение умственной отсталости от душевных заболеваний, при этом они имели дело с наиболее глубокими и тяжелыми формами  недоразвития. В работах французских врачей Ж. Эскироля и Э. Сеге-на, первых исследователей проблем умственно отсталых, даются некоторые дифференциально-диагностические критерии. Так, Ж. Эскироль считал показателем интеллектуального развития состояние речи, что в значительной мере повлияло на преобладание в последующих тестовых системах заданий вербального характера. Э. Сеген придавал большое значение состоянию сенсорных и волевых процессов. Им была создана методика обучения глубоко умственно отсталых детей, частью которой были задания на сенсорное различение и развитие произвольных двигательных действий. Разработанные Э. Сегеном в 1866 г. «Доски форм» до сих пор популярны при обследовании умственно отсталых детей, они относятся к числу тестов действия, или невербальных тестов интеллекта. Следует отметить, что вплоть до середины XIX в. установление умственной отсталости оставалось преимущественно медицинской проблемой. С введением в некоторых странах всеобщего начального обучения появилась практическая потребность в выявлении детей, не способных к обучению в обычных школах. В связи с этим в 60-е гг. XIX в. открылись первые вспомогательные классы, а также специальные школы для умственно отсталых детей. Теперь определять умственную отсталость стало гораздо сложнее, так как приходилось иметь дело с более легкими ее формами, которые трудно отграничить от сходных состояний при различных отклонениях в развитии у детей. У прогрессивных врачей и педагогов вызывало беспокойство то обстоятельство, что во вспомогательные школы стали часто направлять детей на основании лишь одного показателя — неуспеваемости. При этом мало учитывались, а иногда и совсем не учитывались индивидуальные психологические особенности ребенка и причины, вызывающие неуспеваемость

 Возникла  необходимость упорядочения системы отбора детей во вспомогательные школы. Установление умственной отсталости превратилось в психолого-педагогическую проблему.

 На  помощь врачам и педагогам пришли психологи, которые в своем арсенале методик имели и появившиеся  в эти годы (конец XIX —начало XX в.) экспериментальные методы. Начались поиски наиболее объективных, универсальных путей обследования детей, что следует рассматривать как положительное явление в развитии психологии данного периода.

 Экспериментальные методы исследования детей стали  использоваться в целях диагностики способностей. Некоторые психологи неправильно понимали сущность умственной отсталости, рассматривая ее как простое количественное отставание в развитии интеллекта детей. Они сводили умственную отсталость к нарушению лишь отдельных функций и задачи эксперимента видели в изучении только этих функций. Их методический подход заключался в измерении «количества ума» у обследуемого, что на практике приводило к значительным ошибкам в диагностировании умственной отсталости. Это измерение проводилось с помощью тестов.

 Тест — это испытание, включающее в себя выполнение определенной задачи, идентичной для всех обследуемых субъектов, с применением точной техники для оценки успеха или неудачи или же для числовой записи результатов (А. Пьерон).

 Одним из первых начал тестирование английский биолог Ф. Гальтон. Он разработал несложные  испытания для исследования индивидуальных различий. При этом он считал главным  показателем умственных способностей состояние сенсорных функций  человека: остроту зрения и слуха, скорость психических реакций, способность различать тепло, холод, боль и т.п. Ф. Гальтон еще не употреблял термин «тест» в том значении, которое в него позже вкладывает А. Бине. Но это был первый отход от испытаний и проверок, основанных на интуиции.

 Идея  исследования физических и умственных способностей методом тестов нашла  свое развитие в трудах американского  психолога Дж. М. Кеттелла. С его  именем связано появление в психологической  литературе термина «интеллектуальный  тест». Дж. М. Кеттелл создал серию тестовых испытаний, направленных на определение состояния простых функций, сенсомоторных реакций, скорости протекания психических процессов, чувствительности и т.п., для установления индивидуальных различий. Заслугой Кеттелла была идея стандартизации тестов в целях получения более точной информации.

Информация о работе Методика изучения умственно отсталых дошкольников