Методика изучения межличностных отношений «социометрия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:24, лекция

Описание работы

Методика «социометрия» выявляет особенности межличностных взаимоотношений детей группы.
Социометрия – это вызванный исследователем акт выбора испытуемым других членов группы для совместной деятельности.
Инструкция к проведению.Каждому ребенку группы предлогается три открытки разной степени привлекательности.

Работа содержит 1 файл

Методика изучения межличностных отношений.docx

— 21.79 Кб (Скачать)

      Методика  изучения межличностных  отношений

                         «социометрия».

  Методика  «социометрия» выявляет особенности  межличностных взаимоотношений  детей группы.

  Социометрия – это вызванный исследователем акт выбора испытуемым других членов группы для совместной деятельности.

  Инструкция  к проведению.Каждому ребенку группы предлогается три открытки разной степени привлекательности. Ему нужно по секрету разложить эти открытки в шкафчики детей группы. Самую красивую он должен положить тому ребенку, который ему больше всех нравится, менее красивую – тому, кто нравится немножко меньше, , чем первый; третью картинку он должен положить ребенку, который нравится ему после этих двух.

  Методика  учитывает психологические особенности  возроста испытуемых: в нее включены игровые моменты , элемент таинственности; при ее проведении предупреждается возможность сговора детей, они по одному заходят в раздевалку и выполняют задание, а потом выходят из групповой комнаты в помещение или на улицу; в ходе проведения предупреждается отрицательный воспитательный эффект эксперемента, детям, не получившим выбор, педагог сам подкладывает открытки в шкаф.Открытки подсчитать.

  Можно использовать другой вариант методики.Он отличается от предыдущего тем, что организуется в форме беседы. Каждый из детей группы отвечает на вопрос : «С кем из детей своей возрастной группы ты бы хотел дружить, в первую, вторую и третью очередь?» Ребенок, отвечая на данный вопрос, не должен видеть детей группы. Он беседует с экспертом наедине.

  Результаты  фиксируются в бланке.

  В таблице  знаком * отмечены выборы, сделанные  ребенком в отношении трех детей  группы.

  Взаимные  выборы,определяются следующим образом. Анализируется, кого выбрал данный ребенок  и соотносится с тем выбрали  ли его эти дети.

  По итоговому  количеству выборов каждого ребенка  определяется его социометрический статус:

  «звезда» - 6 и более выборов; «предпочитаемый» - 3-5 выборов; «принебрегаемый» - 1-2 выбора; «изолированный» - 0 выборов.

  Эти расчеты  верны для группы, состоящей примерно из 30 детей. Если детей 15-25, то числовые показктели статусных категорий  немного уменьшаются.

   Анализ разультатов.Количественный и качественный анализ социометрической таблицы позволяет получить следующую информацию.

  1.Статус  каждого ребенка, указывающий  на его благополучие «звезда», «предпочитаемый» или неблагополучие  «пренебрегаемый», «изолированный».

  2.Уровень  благополучия взаимоотношений в  группе: высокий, если большинство детей оказалось в статусных категориях «звезды» и «предпочитаемые»; средний, если статусные категории благополучных и неблагополучных соотносятся одинаково; низкий, если в группе больинство детей «отвергаемые» или «изолированные».

  3.Количество  взаимных выборов у каждого  ребенка (их отсутствие).

  Эта информация важна, т.к. установленно, что если у  ребенка есть хотя бы одна взаимная привязанность, он не очень остро  переживает свое обьективно плохое положение  в системе личных взаимоотношений.

Информация о работе Методика изучения межличностных отношений «социометрия»