Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:17, реферат
Экологическую культуру нельзя привезти в страну, как какую-либо вещь, экологическая культура - есть знание, понимание природы как необходимого основополагающего и незаменимого компонента существования всего человечества на Земле; она рождается как результат взаимодействия природы и человека. Хорошо известно, что в нашей стране, осталось слишком мало регионов с благоприятной экологической обстановкой. Согласно исследованиям экологов, в большей части территории России экологические проблемы существуют не один год и в ближайшее будущее положение дел в лучшую сторону не измениться.
1. Экологическое воспитание как актуальное направление дошкольной педагогики
2. Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного
возраста методом моделирования
3. Виды моделей, используемые в экологическом воспитании дошкольников.
а) характеристика моделей в экологическом воспитании;
б) графические модели и моделирующая деятельность в процессе
ознакомления детей с природой;
в) предметное моделирование различных объектов природы.
4. Общая методика введения моделей и метода моделирования в процесс
экологического воспитания дошкольников.
5. Роль метода моделирования и использования наглядных пособий в
экологическом воспитании детей.
6. Заключение.
Можно выделить три
типа календарей, имеющих широкое применение
в дошкольных учреждениях и отражающих
те явления природы, которые находятся
в поле зрения детей и составляют содержание
частых наблюдений.
I. Календарь
наблюдений за сезонными явлениями природы
Этот календарь отражает
состояние природы (неживой, растительного
и животного мира) в ту неделю, когда происходят
ежедневные наблюдения (см. выше). Заполнение
страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений,
неотъемлемая часть "недельной методики"
ознакомления детей с сезонными явлениями
природы.
Страница календаря
подготовительной к школе
- время представлено условным "месяцем" с четырьмя полными неделями по семь дней;
- неживая природа представлена графой "погода" семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения;
- живая природа
- большая неразделенная часть
страницы, на которой изображаются
в виде рисунка растительность
(1-2 дерева, куст), покров земли и
животные (главным образом, птицы
и насекомые), которых можно увидеть
в это время.
Заполнение календаря, т.е. собственно
моделирование, производится значками
и рисунком в полном соответствии с наблюдениями.
Ежедневно после прогулки, во время которой
дети наблюдали за природой, они под руководством
воспитателя закрашивают клетку дня недели
и в соответствующем окошечке значками
изображают погоду. В середине недели
после рассматривания покрова земли, дерева
и куста, которые выбраны для отображения
в календаре, дошкольники рисуют их в графе
"Живая природа". В конце недели, после
специального наблюдения за птицами, насекомыми
и другими сезонно появляющимися животными,
дети изображают их значками или рисунками
в графе "Живая природа", т.е. дополняют
имеющийся пейзаж. В итоге заполненная
страница календаря имеет: раскрашенные
клетки дней одной недели (столбики трех
недель остаются белыми), заполненные
значками окошечки "погоды", рисунок-пейзаж
с изображением дерева, куста, покрова
земли и каких-либо животных - все соответствует
конкретному моменту состояния природы.
Таким образом, заполненная
страница календаря - это графическая
модель состояния природы определенного
периода определенного времени года, модель,
в которой сочетается реалистическое
изображение природы с символическим
обозначением отдельных явлений.
Важную роль в этом
моделировании играет специальная страница
календаря, на которой изображены значки
и символы, - она помогает правильно заполнять
календарь. Каждый день недели имеет свое
обозначение цветом, наиболее приемлемой
является радужная гамма: понедельник
- фиолетовый, вторник - синий, среда - голубой,
четверг - зеленый, пятница - желтый, суббота
- оранжевый, воскресенье - красный. Значки
погодных явлений - это маленькие пиктограммы,
схематические, но понятные детям образы
солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла
и холода обозначается схематическим
изображением человечка, закрашенного
символическим цветом: в жару - красным,
в теплое время - желтым, в прохладу - зеленым,
а в мороз - синим. Животных можно изображать
как рисунком, так и значками, (например,
птиц - "галочками" характерного для
вида цвета).''
Заполнение календаря, т.е. моделирующая
деятельность, - важный эколого-педагогический
процесс, который осуществляется в повседневной
жизни детьми под руководством воспитателя.
Чтобы эта деятельность не вызывала трудностей
у взрослого и доставляла радость дошкольникам,
можно использовать специальный прием:
рисовать по трафареткам карандашами.
Трафаретки воспитатель делает из плотного
прозрачного полиэтилена, с их помощью
легко и быстро дети раскрашивают дни
недели, отмечают погоду, создают рисунок
дерева. В ряде случаев рисунок в карандаше
дополняется краской, что облегчит создание
пейзажа в календаре: снег на земле, зеленая
или желтая листва на дереве, трава весной
или летом вполне могут быть изображены
гуашью или акварелью.
Очень важно, чтобы рисунок
правильно отражал состояние природы:
только в этом случае календарь становится
моделью. Например, рассматривая с детьми
березу на третьей неделе сентября, воспитатель
обращает внимание на следующие моменты:
много или мало листьев на дереве; есть
ли листья под ним на земле; где их больше
- на дереве или на земле; какого цвета
листья на березе, под ней; каких листьев
на дереве больше - зеленых или желтых;
где находятся зеленые листья (на макушке,
снизу кроны или сбоку), а где - желтые;
как красивы золотистые листочки на ярко-зеленой
траве. Все это имеет значение для правильного
отображения в календаре состояния дерева,
куста, покрова земли в начале осени. При
этом важно подобрать карандаши и краски,
чтобы они с максимальным приближением
к натуре передавали осенние цвета природы.
Аналогичный рисунок на третьей неделе
октября будет выглядеть иначе: на березе
останется мало листьев, все они будут
желтыми, зато под ней вся земля будет
усыпана золотом листьев и т.д.
И уж совсем иным будет пейзаж
с березой в ноябре: дерево голое, опавшая
листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая,
трава завяла, желтая или тоже жухлая,
лужи и мокрая земля. Для создания такого
пейзажа нужны другие карандаши и краски.
Одна неделя наблюдений за погодой
и их фиксация в календаре - это "срез"
состояния природы в определенный период
сезона. Модель всего сезона получается
в результате проведения такой работы
ежемесячно: три заполненные страницы
календаря (например, сентябрь, октябрь,
ноябрь) отражают последовательно три
периода осени - ее начало, разгар, конец.
Календарь наглядно демонстрирует динамику
осенних изменений природы, в нем отражается
зависимость состояния живой природы
от погодно - Климатических факторов. Именно
поэтому календарь сезонных изменений
природы становится экологической моделью,
в которой наглядно и одновременно представлен
сезон с его существенно меняющимися характеристиками.
Заполненные страницы календаря
за 12 месяцев - это круглогодичная модель
сезонных изменений в природе. Ценность
такого моделирования велика: календари
заполняются самими детьми на основе непосредственных
наблюдений в природе; аккуратно и правильно
заполненные календари превращаются в
хорошее наглядное пособие, которое можно
использовать с разной целью и в разные
моменты воспитательно-образовательного
процесса.
С детьми старшей группы создается
такой же календарь, его содержание немного
проще, чем в подготовительной к школе
группе: графа "Время" может состоять
из одной недели, в графе "Живая природа"
обязательными элементами являются одно
дерево и покров земли.
Покров земли всегда имеет ярко
выраженные сезонные признаки. Например,
в средней полосе России сентябрь - это
зеленая трава, много цветущих осенних
растений (астры, ноготки, золотые шары
и др.), кое-где опавшая листва; в октябре
все покрыто ковром листьев, они разной
окраски, цветов уже нет, трава желтая;
в ноябре на земле лужи, листья превратились
в покров неприглядного цвета, травы и
цветов нет, иногда бывает снег; в марте
преобладает снежный покров, редкие проталины
голой рыжеватой земли; апрель - это негустая
нежная зелень, кустики мать-и-мачехи,
в тенистых местах еще встречаются оголенные
участки земли; май - это буйная молодая
зелень, множество желтых одуванчиков
и т.д.; летом каждый месяц имеет свои цветы
- их обязательно надо нарисовать в календаре;
зимой покров земли однообразно снежный,
один месяц от другого отличается только
толщиной снежного покрова. Поэтому воспитатель
использует палку-снегомер, которым вместе
с детьми измеряет его глубину в разных
местах участка. На зимних страницах календаря
слева или справа нарисован такой же снегомер
с условными делениями. Снег в календаре
дети рисуют белой гуашью, его толщина
соответствует измерениям. В итоге в календаре
января полоска снега будет шире, чем такая
же полоска на странице декабря, а в феврале
она будет еще шире.
Колебания погоды не имеют принципиального
значения, закономерность -сезонных изменений
в природе проявляется в любом случае,
так как она связана с движением нашей
планеты вокруг Солнца, с увеличением
и уменьшением тепла и света на Земле.
Поэтому календарь, изображающий природу
в апреле, будет иным, чем в марте или мае
- в этом и состоит сущность графической
модели сезонных явлений природы. (Это
относится ко всем широтам и не зависит
от климата территории.)
Календарь сезонных изменений
природы для детей младшего и среднего
возраста - это набор картинок с изображением
отдельных явлений неживой природы и одного
дерева, растущего на участке, в разных
его сезонных вариациях. Наблюдения проводятся
также в течение одной недели в месяц,
но дети 3-4 лет ничего не рисуют, т.е. не
создают модели сезонных, изменений природы
в том понимании и в том виде, как это делают
старшие дошкольники. Они отображают (фиксируют)
те явления, которые наблюдали во время
прогулки, заранее приготовленными картинками.
Это своего рода подготовка к графическому
моделированию.
Воспитатель сам делает набор
таких картинок. Оптимальный вариант -
6 картинок на один сезон - по две картинки
на начало, разгар и конец сезона: на одной
- дерево изображается в тихую, а на другой
- в ветреную погоду.
Подготовкой к графическому
моделированию является и игровой прием
- одевание картонной куклы на прогулку.
Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие
картинки погодных явлений, ставят их
на подставку и вместе с воспитателем
одевают куклу для улицы так же, как были
одеты сами, "выпускают ее на прогулку"
(ставят возле картинок). Смысл этих действий
в том, чтобы через игровой прием научить
детей обозначать температурные явления
- степень тепла и холода (в старших группах
эти явления дошкольники обозначают значком
"Человечек"), Таким образом, работа
с картинками и куклой, проводимая с детьми
младших и средней групп, предшествует
заполнению календаря сезонных явлений,
т.е. подготавливает процесс графического
моделирования.
II.Календари наблюдений
за ростом и развитием живых существ.
Второй тип графического
моделирования - создание календаря наблюдений
за ростом и развитием растения или животного.
Фиксировать изменения растущих растений
значительно проще, чем изменений молодых
животных. Это объясняется тем, что последние
обладают поведением и поэтому во время
роста и развития приобретают не только
новые внешние черты, но и новые моменты
в поведении. Например, только что родившийся
хомячок маленький, голый, розовый, малоподвижный,
в основном лежит. Со временем он покрывается
шерстью, открывает глаза, начинает подниматься
на ножки, перемещаться в пространстве
гнезда. Далее, по мере его роста, изменения,
характеризующие развитие, проявляются
главным образом в поведении: он становится
шустрым - бегает, лазает, все грызет, играет,
вертится в колесе, борется с другими молодыми
хомячками, убегает от них или догоняет
их.
Именно поведение отличает
молодые особи от взрослой мамы, образ
жизни которой совсем иной - она продолжает
кормить молоком и охранять потомство,
заботится о нем.
Создание модели развития млекопитающего
на примере хомяков - это интересный для
детей процесс, который лучше осуществлять
с помощью готовых картинок. Особенно
это важно в первые десять дней после рождения
маленьких хомячков из-за скрытого образа
их жизни и невозможности наблюдения за
гнездом. Картинки в этом случае дополняют
и иллюстрируют рассказ воспитателя о
том, что происходит в домике, как выглядят
и растут хомячки, как мама заботится о
них.
Набор картинок включает следующие
моменты:
1) 2-3 новорожденных детеныша лежат в гнезде;
2) мать лежит в гнезде, детеныши ее сосут;
3) хомяки недельного возраста (начали
покрываться шерстью, открывать глаза,
вставать на ножки) находятся в гнезде;
4) малыши двухнедельного возраста начали
выходить из домика, но мать затаскивает
их в гнездо, беспокоится, охраняет;
5) трехнедельные хомяки пытаются есть
сами корм, обследуют ближайшее пространство;
6) четырехнедельные хомяки бегают друг
за другом, залезают на домик, в колесо,
борются, играют.
Моделирование роста и развития
хомяков можно осуществить на 4 страницах
белой плотной бумаги альбомного размера,
каждая из которых соответствует одной
неделе развития животных. Внизу 2-4-й страниц
- полоска "неделя", которую дети раскрашивают
в соответствующие цвета или делают аппликацию
цветных квадратиков. Оставшаяся часть
страницы заполняется готовыми картинками,
на которых изображены маленькие животные
(их состояние и поведение соответствуют
возрасту). Картинки можно вставить в прорези
или временно прикрепить каким-либо другим
способом. В итоге получается календарь
роста и развития детенышей, который по
сути является моделью, отражающей с помощью
картинок морфофункциональные изменения
животного организма в процессе онтогенеза.
Моделирование роста и развития
растений также осуществляется с помощью
рисунков. Это может быть календарь наблюдений
за ростом редиса или огурца. Во всех
возрастных группах один раз в неделю
можно фиксировать (рисовать на отдельных
страницах) прорастающий в банках репчатый
лук. Графическая модель будет особенно
интересной, если несколько луковиц прорастают
в разных условиях специально созданной
опытнической ситуации и на каждой странице
изображается разноцветная полоска времени
- "неделя". Все рисунки делаются с
помощью двух картонных трафареток - банки
и луковицы. Дети с удовольствием их обводят,
пририсовывают корни и зелень, т.е. легко
воспроизводят натуру. Такая модель
в виде календаря наблюдений за растущим
луком может быть создана как с детьми
младшего, так и с детьми старшего дошкольного
возраста. Со временем лук съедают,
банку с луковицей ликвидируют, а модель
остается - ее можно многократно рассматривать
как в свободное время, так и на специальных
занятиях.
Несколько иначе выглядит календарь,
в котором зафиксирован! рост овощной
культуры (например, быстро растущей редиски)
в открытом грунте. На каждой странице
такого календаря, кроме изображения самого
растения, имеются параметры: время ("неделя"),
за которое происходит изменение растения;
условия, при которых происходит рост
культуры (погода в сочетании с трудовыми
операциями по уходу). Таким образом моделирование
роста и развития редиса - это ежедневное
раскрашивание дня недели и фиксация погоды,
обозначение значками трудовых операций
в те дни, когда они были совершены, еженедельный
осмотр и рисование растения со всеми
его новыми признаками. Такой календарь
-полноценная графическая модель экологического
содержания: в ней наглядно представлены
морфофункциональные изменения растения
во взаимосвязи со средой обитания. Аккуратно
и правильно заполненный, ярко раскрашенный
календарь становится хорошим демонстрационным
пособием, используемым в самых различных
вариантах воспитательно - образовательном
и работы с детьми. Календарь можно
рассматривать осенью и зимой, когда редиска
не растет, весной - когда только готовится
ее посев. Календарь вообще детям интересно
рассматривать, потому что они сами рисовали,
сами трудились и собирали урожай, а потом
ели салат из редиса.
III. Календарь наблюдений
за птицами
Зимняя подкормка птиц - одно
из важных природоохранных и экологически
значимых мероприятий, правильной организацией
которого детский сад может оказать реальную
помощь в сохранении их видового разнообразия.
Подкормка птиц несложное, но педагогически
целесообразное и высокоэффективное в
воспитательном отношении дело, в котором
могут участвовать дети всех возрастных
групп. Птицы зимой голодают: световой
день короткий, еды мало, энергетические
затраты восполнить трудно. Особенно нелегко
им бывает в сильные морозы: от холода,
но, главным образом, от голода.
Организуя зимнюю подкормку
птиц, педагог осуществляет следующее:
- Начинает подкормку (в средней
полосе России) в конце октября - начале
ноября (в это время в поисках корма зимующие
птицы приближаются к жилищу человека).
- На территории детского сада
на значительном расстоянии друг от друга
(не рядом с игровыми площадками) развешивается
несколько стационарных деревянных кормушек
- из расчета одна на 2-3 группы. Их можно
повесить на окнах второго этажа или в
таких местах, где они будут хорошо видны
из окон.
- Воспитатели приучают детей
собирать крошки хлеба, остатки сухих
каш в специальную банку с крышкой, регулярно
выкладывать корм, семена собранных в
теплое время года дикорастущих трав на
кормушки. Группы, прикрепленные к одной
кормушке, после недельного кормления
птиц сменяют друг друга и следят за ним,
чтобы не было перерывов.
Четкая организация подкормки
птиц в начале зимы имеет большое значение:
птицы привыкают к месту подкормки - синицы,
голуби, стайки воробьев держатся вблизи
участка, регулярно объявляются возле
кормушек, на ветках ближайших деревьев
и кустов ожидают людей. После Нового года
начинается цикл наблюдений за зимующими
птицами. В это же время одну - две недели
в специальном календаре фиксируются
наблюдения. Этот календарь, как и другие,
является моделью. Он имеет три постепенно
усложняющиеся модификации: для младшего
и среднего возраста, для старшей и подготовительной
к школе групп.
Календарь для младших дошкольников,
а также верхняя часть календаря для старшей
группы заполняются карточками с рисунками
зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим
способом производится каждый день заново
и графических "следов" не оставляет.
Нижняя часть календаря старшей группы
и весь календарь подготовительной к школе
группы заполняются иначе: ежедневно в
полосках соответствующего дня проставляются
цветные "галочки" (символическое
обозначение птиц).
Календари различаются не только
способом фиксации наблюдений, но и содержанием.
Объем моделируемого содержания для старших
дошкольников значительно больше: вводится
параметр времени (дни недели), фиксируются
разные особенности поведения птиц (кто
ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто
под ней, кто летает над участком и следит
за птичьим обедом). В календаре подготовительной
к школе группы можно фиксировать погоду
и состав корма (внешние условия), на фоне
которых птицы посещают место кормления.
Главным содержанием календарей
всех возрастных групп (а для младшей -
единственным) является состав птиц. Заполнение
календаря один раз в две недели в разгар
зимней подкормки позволяет детям познакомиться
с многообразием зимующих птиц, особенностями
их внешнего облика и поведения.
Троекратное внесение календаря
в подготовительной к школе группе - в
самом начале подкормки (конец октября),
в ее разгаре (январь) и в конце марта -дает
возможность проследить динамику изменений
состава птиц, связанную с их осенне-весенними
миграциями: осенью еще можно заметить
диких уток, увидеть пролет журавлей, в
марте - зафиксировать в календаре прилет
грачей, уток. Таким образом, самыми старшими
дошкольниками будет создана более обстоятельная,
чем в предыдущей группе, графическая
модель жизни птиц в холодное время года.
Хорошо оформленные, четко прорисованные
календари наблюдений за птицами в зимнее
время становятся наглядными демонстрационными
пособиями, которые могут быть использованы
в самых различных вариантах.
Особое место в графическом
моделировании занятиях по экологическому
воспитанию детей занимает мненемотехника.
Мненемотехника -это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
В качестве дидактического материала используется мнемотаблица .Мнемотаблица.- это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
-.развитие основных
психических процессов - памяти, внимания,
образного мышления;
- перекодирование информации,
т. е. преобразование из абстрактных символов
в образы;
- развитие мелкой моторики
рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Работа состоит из нескольких
этапов:
Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодировки осуществляется пересказ, т.е происходит отработка метода заполнения.
Этап 4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении таблицы основной упор делается на объекте рассказа. Через мнемотаблицы очень хорошо знакомить детей с явлениями природы. С этой целью используются обучающие мнемотаблицы, т.е такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям.
в) предметное
моделирование различных объектов природы
Кроме моделирования закономерных
процессов природы (сезонные изменения,
рост и развитие живых существ) с детьми
можно изготовить целый ряд моделей, которые
воспроизводят отдельные явления или
объекты природы и позволяют дошкольникам
познать их существенные стороны. Графическое
моделирование может быть использовано
при составлении карты-схемы помещения
группы, участка детского сада, территории
ближайшего природного окружения.
Моделирование пространства, в котором
протекает жизнедеятельность ребенка,
помогает ему по-новому взглянуть на окружающий
мир. Составление карты-схемы особенно
целесообразно при создании экологической
тропы, определении маршрута в природу,
по которому дети регулярно совершают
прогулки и экскурсии.
С детьми старшего дошкольного
возраста можно сделать самодельный глобус
(из папье-маше на мяче или воздушном шаре,
либо другим способом).
Такой глобус позволяет давать
информацию о Земле постепенно и небольшими
порциями: в течение учебного года приклеивать
материки, обозначать государства, города,
моря,; которые так или иначе оказались
в поле зрения детей, наносить1 печатными
буквами их названия. Большой интерес
у дошкольников вызывают путешествия
по глобусу, приклеивание изображений
животных, проживающих в океанах, на других
материках.
Полезна демонстрация картонных
моделей, на которых представлено одно
из закономерных и широко распространенных
явлений животного мира - защитная окраска
покровов: маскировочная, отпугивающая,
расчленяющая. Воспитатель сам или вместе
с детьми может изготовить модель бабочки
павлиньего глаза на коре дерева и с помощью
подвижных крыльев демонстрировать то
маскировочную окраску нижней их стороны,
то яркие и отпугивающие, похожие на глаза,
пятна на верхней их стороне. Модель можно
использовать многократно, показывая
морфофункциональную приспособленность
насекомого к окружающей среде: бабочка
неподвижно отдыхает на дереве, сложив
крылья (в этот момент ее защищает маскировочная
окраска); бабочка тревожится - открывает
и закрывает крылья, отпугивая всех, кто
к ней приближается, крупными синими "глазами"
на верхней стороне крыльев.
Другая модель дает возможность
формировать у детей обобщенное представление
о маскировке как таковой. После демонстрации
на пестрой и белой части панели 3-4 фигур
(геометрических и в форме животных) в
неподвижном состоянии и в движении вдоль
прорези, дети начинают понимать, что для
маскировки любого объекта необходимо
сочетание двух условий: окраски, совпадающей
с фоном, и неподвижности. Таким образом
становится очевидной объективно существующая,
но скрытая от восприятия ребенка связь
между строением, поведением животного
и его средой обитания.
В познавательную деятельность
детей целесообразно включить такие предметные
модели, с которыми они смогут совершать
практические действия. Дошкольникам
можно показать, что длина ног влияет на
скорость передвижения: чем ноги длиннее,
тем животное быстрее перемещается в пространстве.
Процесс моделирования этого явления
можно организовать следующим образом:
на столе перед каждой парой детей надо
положить большой лист белой бумаги с
обозначенными на нем стартовой линией
и двумя дорожками, по которым будут шагать
картонные "ноги" -у одного ребенка
длинные, а у другого короткие. Каждый
из детей делает одинаковое количество
шагов (например, по пять), отмечая их карандашом
на дорожке, а затем сравнивают результат:
дальше ушел тот, у кого "ноги" длиннее.
Делают больше шагов, меняются "ногами",
но результат остается неизменный - всегда
дальше уходят более длинные "ноги".
Надевая сверху на них гоишки разных животных,
моделирование можно превратить в игру
соревнование "Кто из животных скорее
прибежит к финишу".
Интересную модель хищной птицы
можно сделать из черной бумаги. Прикрепив
ее с помощью резинки к концу палки, легко
демонстрировать нападение с воздуха
и защитное поведение горных животных.
Нападение хищника на жертву в природе
-," видеть практически невозможно (а
дошкольникам и не нужно), поэтому моделирование
в этом случае становится особенно уместным.
Таким образом, модели и моделирование
позволяют демонстрировать существенные
экологические связи в природе, поэтому
процесс моделирования и использования
готовых моделей является методом экологического
воспитания.
4. Общая методика введения моделей и метода моделирования в процесс экологического воспитания дошкольников.
Модель как вид наглядности
может быть использована во всех возрастных
группах в том случае, когда необходимо
выделить в объектах и явлениях природы
существенные признаки и связи. Демонстрация
модели используется при условии предварительного
ознакомления детей с природой с помощью
других методов, обеспечивающих живые
представления о признаках, свойствах,
связях и отношениях ее объектов. Рассматривание
модели при этом является лишь частью
занятия.
Этапы овладения
детьми моделями.
Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. Вначале необходимо изучить саму модель и только затем использовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению модели проводить не следует.
Начинать введение модели рекомендуется
на занятиях по рассматриванию объектов
живой и неживой природы. В первой части
такого занятия воспитатель организует
рассматривание растения или животного,
обучает детей обследовательским действиям,
с помощью которых абстрагируются разнообразные
признаки объектов природы: цвет, величина,
форма, характер поверхности, количество
частей, пространственное расположение
и т. д.
На этом этапе решается важная познавательная
задача - расчленение целостного объекта,
процесса на составляющие компоненты,
абстрагирование каждого из них, установление
связи функционирования.
Для усвоения принципа
моделирования определенное значение
имеет использование модели для описания
нового объекта. В этом случае воспитатель
дает детям задание: «Расскажите о новом
растении (или.животном) подробно, какое
оно. А чтобы ни о чем не забыть, смотрите
на эту модель».
Полезно также использовать
демонстрацию моделей в процессе сравнения
объектов и нахождения признаков их отличия
и сходства.
На втором этапе -
осуществляется замещение предметно-схематической
модели схематической. Это позволяет подвести
детей к обобщенным знаниям, представлениям.
Формируются умения отвлекаться от конкретного
содержания и мысленно представить себе
объект с его функциональными связями
и зависимостями. Далее рассматривается
та или иная модель сенсорных признаков
(модель цвета, формы, количества и т. д.).
Для демонстрации воспитатель готовит
модели крупного размера. На первых занятиях
следует показывать детям модели 1—2 признаков,
а после того как смысл замещения признаков
реальных объектов будет понят детьми,
можно представить в модели всю необходимую
группу выделенных признаков.
Следующим этапом в демонстрации
моделей является абстрагирование существенных
признаков природных объектов, значимых
для деятельности. Например, для установления
потребностей растений в воде воспитатель
организует с детьми опыт с проращиванием
семян фасоли, помещая их в два блюдца.
В одном из них семена замачиваются, в
другом остаются сухими. В схематической
модели вычленяется взаимосвязь состояния
семян от наличия или отсутствия влаги.
Воспитатель условно изображает два блюдца
с семенами, а над ними — два знака: голубой
кружок, означающий наличие влаги в одном
из блюдец, и пустой кружок — ее отсутствие.
Через несколько дней, когда в одном из
блюдец семена дадут ростки, в схеме отражается
их новое состояние: к изображению семян
подрисовываются ростки. Данная схема-модель
помогает наглядно связать появление
ростков с голубым кружком, означающим
наличие влаги.
Третий этап -
самостоятельное использование усвоенных
моделей и приемов работы с ними в собственной
деятельности.
В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:
- начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;
- целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;
- обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.
Демонстрация моделей используется и для обобщений, а на этой основе — для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия «птицы» модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки: среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, способ передвижения. Воспитатель демонстрирует модель во время беседы о птицах. В первой части беседы идет рассматривание птиц по картинам и сравнение их, а также обсуждение вопросов об образе жизни некоторых из них. Во второй части — нахождение общих для всех птиц признаков и демонстрация их в модели, в третьей — обобщение. С этой целью воспитатель показывает детям картины с изображением неизвестных им птиц и некоторых насекомых и просит доказать, опираясь на модель, принадлежность животного к определенному классу.
5. Роль метода моделирования и использования наглядных пособий в экологическом воспитании детей.
Демонстрация моделей позволяет
воспитателю научить ребенка выделять
существенные признаки и компоненты наблюдаемых
природных явлений, устанавливать связи
между ними, а следовательно, обеспечивает
более глубокое понимание фактов и явлений
окружающей действительности.
Усвоение «живых» знаний вызывает
эмоциональный отклик у детей, что является
важным для формирования бережного отношения
к природе.
Познание дошкольниками окружающего
мира, явлений природы возможно не только
посредством наблюдений - большую помощь
в этом может оказать моделирующая деятельность.
Многообразие природных явлений, составляющих
непосредственное окружение детей, создает
видимость их легкого познания в процессе
наблюдений. Но пугливость и скрытый образ
жизни многих животных, растянутая во
времени изменчивость развивающихся организмов
или сезонных явлений природы, незаметные
для восприятия связи и зависимости внутри
природных сообществ рождают объективные
трудности для дошкольников, мыслительная
деятельность которых находится в становлении.
Это и вызывает необходимость моделирования
некоторых явлений, объектов природы.
В дошкольном возрасте преобладает
образное мышление, потому формирование
разнообразных реалистических представлений
о природе проходит особенно успешно,
если воспитатель постоянно использует
различные формы наглядности. Демонстрационные
учебные картины и маленькие раздаточные
картинки, слайды, диафильмы, репродукции
и видеофильмы позволяют рассказ воспитатель
его объяснения, чтение познавательной
литературы сделать образным, показать
ребенку то, что стоит за словом и недоступно
пока его наблюдению.
Каждое дошкольное учреждение
и отдельные воспитатели имеют различный
иллюстративный материал, правдиво и разнообразно
отражающий природу: наглядные пособия,
фотографии, вырезки из календарей и журналов,
репродукции произведений известных художников.
Весь этот материал может быть использован
в педагогическом процессе самым различным
образом - для рассматривания, рассказывания,
беседы, для формирования у детей новых
представлений и уточнения имеющихся,
для оформления выставок, игр-путешествий,
досугов. Выше уже отмечалась роль картинок
для календарей: карточки, на которых изображены
новорожденные хомячки, полностью восполняют
пробел наблюдений; карточки с изображением
атмосферных явлений служат средством
фиксации наблюдений за погодой.
Особую ценность имеют цветные,
большого размера учебно-наглядные пособия,
на которых изображены разные экосистемы
(лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный
край, пруд или озеро, море), а также картины,
на которых представлена природоохранная
или сельскохозяйственная деятельность
людей. В этом ряду наиболее значимыми
являются картины с изображением леса
и лесных животных в разные времена года.
В России лес разного состава
занимает большие пространства; он широко
представлен в народных и авторских сказках,
в литературных произведениях, в живописи.
Тема леса традиционно является важной
в ознакомлении детей с природой.
Экологическое воспитание дошкольников
на примере лесной экосистемы имеет очень
большое значение, оно базируется на ряде
существенных аспектов:
- Все лесные животные имеют
ярко выраженные внешние морфофункциональные
приспособительные особенности, доступные
познанию детям дошкольного возраста
(маскировочная окраска покровов, например,
у зайца-беляка, белки, ежа, ящерицы, лягушки;
приспособленность к быстрому передвижению
по земле и по деревьям; приспособленность
к нахождению и поеданию пищи, к защите
от врагов, выращиванию потомства).
- Жизнь леса подчинена сезонным
закономерностям неживой природы: деревья,
кустарники имеют сезонный облик, так
же как и покров лесной почвы (грибы, ягоды,
травы, опавшие хвоя и листья); образ жизни
животных также носит сезонно приспособительный
характер (например, зимняя спячка бурого
медведя, ежа; выведение потомства разными
животными в весенне-летний период; линька,
запасание кормов и пр.).
- Лес - это сообщество растений
и животных, все они связаны между собой
цепочками питания (растительноядные
животные поедают разные части растений,
хищники нападают на растительноядных
животных).
Все эти моменты, если они представлены
на картине учебного пособия, дают возможность
формировать у детей первоначальные представления
о лесе как экосистеме, причем картина
в силу своей статичности позволяет длительно
ее рассматривать, многократно обсуждать,
сосредоточивать внимание ребят на разных
явлениях из жизни леса, т.е. в определенном
отношении, для детей дошкольного возраста,
картина является универсальной наглядностью,
она важнее, чем видео или слайд-фильм.
Рассматривание картин экологического
содержания может предшествовать экскурсии
в лес и завершать ее.
Начинать рассматривать такие
картины с целью формирования у детей
отчетливых и правильных представлений
целесообразно со средней группы. У четырехлетних
дошкольников преобладают сказочные представления
о лесе и его обитателях, их собственный
опыт в этой области еще невелик, поэтому
картина дает возможность: показать реальные
объекты и события; сделать доступным
восприятию из жизни лесной экосистемы
то, что обычно скрыто, показать лесных
животных в их естественной среде.
Формирование реалистических
представлений о природе на основе картин
пойдет эффективнее и быстрее, если воспитатель
в процессе их рассматривания употребляет
правильные обозначения-термины (например,
не зайчик, а заяц-беляк; не мишка, а бурый
медведь), делает пояснения достоверного
содержания, исключает уменьшительно-ласкательные
формы и обороты речи.
Например, рассматривая с детьми
средней группы картину "Зайцы в зимнем
лесу", воспитатель может сделать примерно
следующие пояснения:
- "На картине нарисован настоящий
смешанный лес. В нем растет много разных
деревьев и кустарников. В этом лесу живут
зайцы-беляки".
- "Зимой в лесу все покрыто
снегом, травы нет. Зайцам - белякам совсем
нечего есть, поэтому они грызут ветки
кустов, кору деревьев. Зима - это трудное
время в их жизни".
Со старшими дошкольниками
эта же картина поможет обсудить следующие
вопросы: как они приспособлены к передвижению
по снегу, какие у них ноги, как они петляют,
ложатся в лежку, какие у них зубы и почему
они могут грызть кору. Рассматривая беляков,
воспитатель рассказывает о приспособительных
особенностях строения глаз, ушей, о значении
весенней и осенней линьки.
Не менее важными являются картины
сельской тематики: жизнь домашних животных
в разное время года, уход человека за
ними, их использование в хозяйстве - все
интересно детям, особенно городским,
которым не так часто доводится видеть
деревенскую жизнь.
Еще один тип демонстрационных
картин имеет большое значение для ознакомления
детей с природой - картины, на которых
животные представлены в крупном масштабе
и со своими детенышами. Такие "портретные"
картины особенно важны для младших дошкольников,
восприятие которых еще недостаточно
развито и легко сосредоточивается на
четко прорисованных (без излишней детализации)
цветных изображениях. Такие картины помогают
формировать у маленьких детей первоначальные
представления о домашних животных и их
детенышах, позволяют обучать, сравнивать,
обозначать словом увиденное, включать
картины в простейшие сюжетные игры (например,
"покормим корову сеном", "угостим
козу ветками" и т.п.). Для детей старшего
дошкольного возраста такого рода картины
целесообразны, если на них представлены
экзотические, малоизвестные животные.
Давая детям первоначальные
знания о животных на основе картин, воспитатель
должен смоделировать их реальные размеры.
При этом единицей измерения становится
он сам - действиями и движениями обозначает
истинные размеры животного. Например,
рассказывая о белке, воспитатель сообщает
и показывает, что это небольшой зверек:
он умещается на ладони взрослого человека.
Говоря о лосе, поднимает руку
вверх - это огромный зверь, намного выше
человека.
Наряду с большими картинами,
начиная со средней группы, используются
наборы маленьких карточек с четким цветным
изображением самых различных животных
и растений. Они используются как раздаточный
материал, с ними можно проводить дидактические
игры, упражнения, создавать проблемные
ситуации. Например, воспитатель старшей
группы комплектует одинаковые! конверты
для каждого ребенка с 10-15 карточками,
предлагает? разложить их в два ряда: в
один - домашних, а в другой - диких, животных.
Или: выбрать животных (летающих, живущих
в воде, в лесу, умеющих лазать, прыгать);
сделать ряды из растительноядных и хищников,
птиц и насекомых и т.д. Интересными могут;
быть проблемные экологические ситуации,
когда к картинам, изображающим среду
обитания (например, лес, озеро или море,
пустыня), дети подбирают животных, которые
могут в ней жить, а потом объясняют, почему
они сделали такой выбор.
Картины важны не только для
познавательного, но и для эстетического
развития детей: красивый пейзаж останавливает
взор, успокаивает и волнует одновременно,
оставляет сильное эмоциональное впечатление.
В дошкольном учреждении, как правило,
много пейзажей, выполненных в разной
технике (живопись, графика, репродукции,
металлографика, художественная фотография).
Можно вставить их в рамки и периодически
организовывать мини выставки на разные
темы. Воспитатели, посещая с дошкольниками
такие выставки, учат их видеть красоту
природы, отраженной в произведении искусства,
красоту предмета, созданного человеком
на основе впечатлений от природы, учит
радоваться красивому предметному окружению,
беречь его.
Яркие впечатления оставляют у детей познавательные
видеофильмы: если есть аппаратура, надо
собирать фильмы о лесе, пустыне, обитателях
арктических и тропических зон. Завораживающе
действует на детей, например, показ моря.
Неоднократный показ детям животных жарких
стран на картинках или в зоопарке расширяет
их кругозор, вызывает интерес к окружающему
миру. Есть учебные фильмы, в которых запечатлена
жизнь муравейника, пчелиной семьи, подводных
обитателей морей и океанов.
Важно иметь в фонотеке детского
сада различные музыкальные произведения
(классические, детские, современные),
отражающие природу, ее явления, деятельность
людей. Таким образом, наличие разнообразных
наглядных пособий и художественных произведений
в детском саду, содержательно и эмоционально
отражающих объекты и образы природы,
является важным условием полноценного
экологического воспитания детей.
Информация о работе Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников