Менделеев Д.И. как педагог

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 08:15, реферат

Описание работы

Свой реферат я хотела бы начать с того, что натолкнуло меня к его написанию, и почему я выбрала именно эту тему.
Во-первых, до написания этой работы я знала немного о Д. И. Менделееве. Его величайшим открытием было создание периодической системы химических элементов, которой сейчас пользуются во всём мире. Это меня заинтересовало и подтолкнуло к созданию данной работы.

Содержание

1) Введение………………………………………………………………..3
2) Педагогическая деятельность Д. И. Менделеева……………………5
3) Менделеев Д.И. о высшем и школьном образовании……………….8
4) Заключение……………………………………………………………..12
5) Список литературы…………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Менделеев как педагог.docx

— 31.31 Кб (Скачать)

Менделеев Д.И. всегда горячо сочувствовал высшему женскому образованию, не смотря на то ,что был вначале профессором Владимирских, потом Бестужевских женских курсов, в Петербурге. При участии Д. И. Менделеева создалось в России и высшее женское образование. 

Раньше  в России не было  женских школ. Существовали только закрытые институты  для дочерей знаменитых и богатых  дворян и чиновников. Многие преподаватели  того времени мечтали об открытии женской гимназии. Эта мечта осуществилась  лишь в конце 50-х годов 19 века благодаря  профессору Главного педагогического  института, учителю Дмитрия Ивановича  Менделееву. 

В своих  трудах Менделеев интересовался  вопросам высшего образования. Если начать говорить о высшем образовании, по мнению Дмитрия Ивановича, именно оно определяет успешное решение государственных задач в целом. Менделеев не считает, что глубокое знание математики или литературы достаточно для управления государством: каждая сфера деятельности требует своей подготовки. Свое внимание ученый акцентирует на том, что высшее образование должно начинаться с базовой подготовки, фундамента. Он приводил множество примеров, в которых образование на младших курсах начиналось  с высшей алгебры, физики на базе высшей математики, а уже на старших курсах появляются специальные предметы.  

Так же у Менделеева Д.И. было особое отношение  и мнение о проведении экзаменов  в школьных и высших учреждениях. Вообще, проблемы педагогики великий ученый начал рассматривать с анализа экзаменов как непременной составляющей учебного процесса. Он  считал, что такие экзамены как устные и массовые при обучении следует уничтожить, а на вступительные следует смотреть только как на необходимость, определяемую числа желающих поступить к числу принимаемых. 

    Педагог выдвинул две  главные  причины отмены экзаменов. Первая, как форма оценки учебной успеваемости  учащихся, не выдерживает критики,  ибо при правильном отношении  педагога к своему делу он  уже до экзаменов правильно  судит об уровне подготовки  и способности учеников. Издержками  системы образования и лишней  тратой времени называл Менделеев  экзамены в гимназиях по второй  причине, когда по результатам  экзаменов судят о работе учителей. Их работу не могут проверить  сами учителя. Правильность всей  системы образования проверяет  только жизнь. «В живом деле, в лабораториях и клиниках  надо искать замены экзаменов», – подчеркивал великий ученый. «Очевидно, что проверять надо  учителей вовсе не на экзаменах,  а на самом ходе преподавания, хотя главную-то проверку дадут  сами ученики – когда вырастут, осмотрятся и вспомнят, что и  как внушал им тот или другой  учитель». «Корень дела в подготовке  учителей» – вот главная мысль  Менделеева относительно эффективности  среднего образования.

  
 
 
 

4) Заключение. 

Без всяких сомнений можно с уверенностью сказать, что Дмитрий Иванович Менделеев  -великий русский ученый, который добился во многих науках грандиозного успеха. Он занимался математикой и химией, астрономией и философией, метрологией и экономикой, техникой и искусством, внес свой вклад в российское образование.  Результаты его деятельности оказали огромное влияние на некоторые стороны и интеллектуальной и материальной жизни страны. Остается удивляться, как это все мог сделать один человек.

Несомненно, все знают Менделеева Д.И. , как  создателя естественной классификации химических, явившейся выражением Периодического закона химических элементов. Но следует и помнить, что этот великий человек открыл и множество других вещей.

В последних  крупных работах "Заветные мысли" и "К познанию России" Менделеев  суммировал свои идеи, связанные с  общественной, научной и экономической  деятельностью. Уже при жизни  пользовался мировой славой. Менделеев  оставил свыше 500 печатных трудов 

Помимо  открытия периодического закона химических элементов и написания "Основ  химии" , в котором впервые вся неорганическая химия изложена на основе Периодического закона. К числу крупнейших работ Д.И. Менделеева относятся исследования в области физико-химической природы растворов, состояния газов, теплотворной способности топлива. В своих трудах много внимания он уделял развитию отечественной промышленности, химизации сельского хозяйства. Ученый проводил исследования в области химической технологии, физики, метрологии, воздухоплавания, сельского хозяйства, экономики, просвещения, а также в других областях науки и техники, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России.

 Можно много говорить о его вкладах в химию и другие естественные науки, но хотелось также отметить этого человека в такой науки, как педагогика.

Проблемы  педагогического образования, которыми занимался Д.И. Менделеев, являются актуальными и в наше время. Так, в программе модернизации педагогического  образования отмечается, что, являясь  составной частью системы образования  России, педагогическое образование  выполняет актуальную задачу кадрового  обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного  образования, а также начального, среднего и высшего профессионального  образования. Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым  обществом к педагогическим кадрам. 

За выдающиеся заслуги в науке Д.И. Менделеев  был избран почетным членом многих зарубежных академий наук, был почетным доктором ряда университетов и почетным членом многочисленных научных обществ. 
 

 «Истина  одна, а путей отыскания много» - вот лейтмотив его научного  метода, сравнительного метода. Но  вместе с тем Д.И.Менделеев  хорошо понимал, что истина  конкретна, и любил доводить  любое начатое дело до конца  и притом так, чтобы из него  вышла польза людям, прежде  всего его страны, и всему человечеству, его мирной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 

5) Список литературы. 

1) http://turboreferat.ru/pedagogy/di-mendeleev-o-narodnom-prosveshhenii/11298-59916-page1.html

2) Смирнов Г.В. Заветы великого педагога //Народное образование в России. М., 2000. - С. 264 - 268.

3) Менделеев Д.И. Основы химии: В 2 т. Т. 1. - Л., 1947.

4) Менделеев Д.И. Заветные мысли. М., 1995.

5) Швакова Э.В. Д.И. Менделеев педагог и общественный деятель второй половины XIX - начала XX в. в России: Автореф. дис. . канд. пед. наук - Петрозаводск, 1997.

6) Макареня А.А. Д.И. Менделеев и физико-химические науки: Опыт научной биографии Д.И. Менделеева. — М.: Энергоиздат, 1982.

Информация о работе Менделеев Д.И. как педагог