Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:35, статья
Описываются один из вариантов медицинского сопровождения, разработанных в Центре реабилитации детей с ограниченными умственными возможностями, и его применение в общем педагогическом процессе. Такое сотрудничество позволяет совершенствовать качество оказываемой помощи.
МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
Н.Э. Есина
Муниципальное учреждение «Социальный центр реабилитации детей с ограниченными
умственными возможностями», г. Астрахань.
Описываются один из вариантов медицинского сопровождения, разработанных в Центре реабилитации детей с ограниченными умственными возможностями, и его применение в общем педагогическом процессе. Такое сотрудничество позволяет совершенствовать качество оказываемой помощи.
С момента работы центра с аномальными детьми (1995 г.) в той или иной степени всегда участвует медицинское сопровождение. С годами его роль постепенно расширилась, т.е. осуществляется не только первичная диагностика, но лечение и динамическое наблюдение. В последние годы в стенах Центра трансдисциплинарной модели сопровождения была поставлена задача применения стандартов для обеспечения качества необходимой помощи, для ее дальнейшей индивидуализации. В связи, с чем в Центре используется клиническое руководство «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств» под редакцией профессора В.Н.Краснова и профессора И.Я.Гуровича, согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации № 311 от 06.08.99 с целью повышения эффективности диагностики и лечения больных с психическими и поведенческими расстройствами. Набор необходимых инструментальных методик стал включать в себя аудиограмму с целью проверки слуха, что необходимо для правильной тактики в коррекции психических нарушений, эхо-энцефалографию (ЭЭГ) — метод ультразвукового исследования мозга для выявления внутричерепной структурно-дислокационной патологии, рэо-энцефалографию (РЭГ) для оценки функционального состояния мозговых сосудов и электроэнцефалографию (ЭЭГ), характеризующую биоэлектрическую активность мозга, что позволяет оценить особенности функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и интегративную деятельность.
Огромное диагностическое значение имеет выявление патологических форм активности на ЭЭГ, что позволяет правильно оценить состояние ребенка, необходимость противосудорожного лечения, а также возможность посещения им одного из отделений Центра. В случаях снижения порога судорожной активности дети принимаются в группы с оповещением всего педагогического состава о имеющихся нарушениях, с целью создания режима особого внимания, который должен не ослабевать не только в период соматических заболеваний, так как даже подъем температуры выше 37°С может спровоцировать приступ, но и для создания щадящего режима во время шумных, подвижных игр, а в некоторых случаях ограничения определенных видов упражнений. Показания ЭЭГ для каждого возраста специфичны, но есть параметры, позволяющие судить о нейропсихологических составляющих: так недостаточность лобных, теменно-затылочных областей влечет за собой нарушение зрительного гнозиса, нарушение активного внимания, повышенную отвлекаемость, нарушение регуляции сложных психических актов, а также двигательных механизмов речи; патология в височной области связана с анализом и синтезом речевых звуков, с задержкой формирования личностных черт, памяти. Выявленные изменения РЭГ свидетельствуют об ухудшении кровоснабжения коры головного мозга, что также влечет за собой значительное снижение психических процессов. При обследовании ребенка путем сопоставления микро - и макроаномалий, а также собирая анамнез развития и болезни по показаниям, к стандартным методам обследования присовокупляется и цитогенетическое обследование для выявления наследственно приобретенных заболеваний, что позволяет определить прогноз качества жизни ребенка и возможности его обучения.
Анализ имеющихся нарушений доводится до сведения педагогов, участвующих в процессе коррекции психических нарушений у детей на педсоветах по группам, которые собираются в расширенном составе (зав. отделением, дефектолог, логопед, трудотерапевт, музыкальный работник, инструктор ЛФК врач-психиатр, врач-педиатр, воспитатели) 1 раз в квартал, а при необходимости — 1 раз в две недели в более узком составе. Знание педагогами вышеизложенной патологии дает возможность оказания более качественной помощи в процессе обучения, ее индивидуализации. Опираясь на клиническую картину, учитывая стандартизированные заключения, период болезни, глубину поражения, возраст (физический и психический), разрабатывается тактика курсового лечения (до 4-х курсов в год различной степени длительности) с использованием специфических лекарственных препаратов, избирательно влияющих на структуру болезненного состояния, адаптационные возможности головного мозга, что позволяет улучшить работоспособность, память, внимание, уменьшить истощаемость, утомляемость, эмоционально-волевую неустойчивость и положительно влияет на качество обучения и реабилитации больного ребенка, создавая благоприятную атмосферу в системе «педагог—ребенок». Врачом-психиатром постоянно посещаются различные занятия (как индивидуальные, так и групповые) с целью наблюдения за аномальными детьми, оценки динамики их развития и возможности обучения с последующим обменом мнением с участниками педагогического процесса для разработки индивидуальных программ или внесения в них необходимых дополнений.
Удельный вес детей, страдающих речевыми дефектами, вызванными органическими поражениями ЦНС, достаточно велик, в связи, с чем существенным звеном в медицинском сопровождении является совместная работа с логопедом для выявления этиологии речевого дефекта, сопутствующей неврологической симптоматики, приводящей к нарушению тонуса в артикуляционной мускулатуре, нарушению координации движений, следствием чего является назначение комплекса специализированного сочетанного массажа, включающего в себя массаж сегментарного шейного отдела позвоночника и биологически активных точек (БАТ) артикуляционной зоны, непосредственно перед занятием логопеда, а при необходимости и назначение физиотерапевтических процедур — электрофореза (различной модификации), криотерапии. Во второй год продолжается целенаправленная комплексная работа по развитию мелкой моторики, что также, кроме основной задачи, способствует улучшению речедвигательных актов. Этот комплекс включает в себя «пальчиковый» массаж перед занятием с трудотерапевтом и сеансы лечебной физкультуры, направленной на развитие мелкой моторики. Для улучшения эффективности в работе и донесения до каждого специалиста информации по проведению комплекса мероприятий, проводимых ребенку, вся лекарственная терапия, а также параклинические методы лечения (массаж, физиопроцедуры, ЛФК) отражаются в специальных листах-графиках, в которых в зависимости от обозначений (цветовых или буквенных) отражается специфика курсового лечения того или иного ребенка, что позволяет педагогам планировать занятия с определением нагрузки на ребенка в данный временной отрезок. В зависимости от выбранной процедуры и вводимого лекарственного вещества вовлечение в учебный процесс ребенка в этот период времени становится гибким и максимально щадящим.
Осуществляя совместно со всеми специалистами анализ проделанной работы как на микроконсилиумах, так и на педсоветах, отмечается, что в результате комплексного медицинского сопровождения достигается ослабление имеющихся болезненных проявлений, улучшается качество обучения и адаптации ребенка к внешней среде, создается более благоприятная атмосфера в системе «педагог—ребенок». А благодаря обмену информации между всеми участниками коррекционного процесса повышается уровень профессиональной грамотности специалистов, улучшается видение проблемы ребенка как с точки зрения медицинских аспектов развития болезни, так и с психолого-педагогических аспектов, что позволяет в дальнейшем успешно осуществлять реабилитацию детей с проблемами в умственном развитии ограничения определенных видов упражнений.