Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:35, реферат
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно п разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А С Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны Много
Введение……………………………………………………………………………………………… стр.3
1. Жизнь и деятельность А. С. Макаренко………………………………………. стр.3
2. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко……………………………………………………………………………………………. стр.4
3. Воспитание в коллективе и через коллектив………………………………. стр.5
4. О трудовом воспитании…………………………………………………………..…... стр.7
5. Значение игры в воспитании………………………………………………..……... стр.8
6. О семейном воспитании…………………………………………………………….. стр.9
Заключение……………………………………………………………………………............. стр.11
Список литературы…………………………………………………………………………….. стр.11
“Участие в коллективном труде,— говорил А. С. Макаренко,— позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда”.
5.Значение игры в воспитании
А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Будущий деятель, говорил он, воспитывается прежде всего в игре: “Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу”. Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.
Он предлагал не торопиться “отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу”. Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят “из детства в серьезную жизнь игровые установки”. Поэтому нужно так организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались “качества будущего работника и гражданина”.
Освещая вопросы методики игры, А. С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать их самыми различными игрушками: “Дети... в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае,, наиболее частом, без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых”. Макаренко отличал игры в дошкольном возрасте от, игр малышей. Он говорил также об особенностях игр в старшем школьном возрасте.
Говоря о руководстве
детскими играми, А. С. Макаренко указывал,
что сначала родителям важно
комбинировать индивидуальную игру
ребенка с коллективными
Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделял следующие типы:
1). Игрушка готовая или
механическая: куклы, лошадки, автомобили
и т. д. Она хороша тем,
что знакомит со сложными
2). Игрушка полуготовая, как-то: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т. д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.
3). Самый благодатный игровой
элемент — это различные
В игровой деятельности детей
дошкольного возраста необходимо комбинировать
эти три типа игрушек, считал Макаренко.
Он так же подробно анализировал содержание
игр младших и старших
6.О семейном воспитании
А. С. Макаренко уделял огромное
внимание вопросам семейного воспитания.
Он утверждал, что семья должна быть
коллективом, в котором дети получают
первоначальное воспитание и который,
наряду с учреждениями общественного
воспитания, влияет на правильное развитие
и формирование личности ребенка. Макаренко
утверждал, что только в тон семье
дети получат правильное воспитание,
которая сознает себя частью советского
общества, в которой деятельность
родителе?! рассматривается как
Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив”, который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок нс только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.
В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.
Родители, как уже говорилось,
должны проявлять к детям
А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А. С. Макаренко сыграл огромную
роль в развитии советской педагогической
науки. Исходя из учения основоположников
марксизма-ленинизма и
Творческий опыт А. С. Макаренко,
как и его педагогические произведения,
является прекрасным убедительным доказательством
превосходства советской
Список литературы
1.Бушканец М.Г., Леухин БД, «Хрестоматия по педагогике» под редакцией З.И. Равкина, Москва, «Просвещение
2.А.С. Макаренко, «Собрание сочинений в 4-х томах», Москва, «Правда»
3.М.П. Павлова, «
4.А.А. Фролов, «Организация
воспитательного процесса в
5. История педагогики - http://www.gala-d.ru/