Макаренко, как теоретик семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:23, реферат

Описание работы

А. С. Макаренко внёс много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.

Содержание

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Требования к семье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-4
3. Виды ложного авторитета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-5
4. Методы воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-6
5. «Книга для родителей». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-8
6. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
7. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

Работа содержит 1 файл

макаренко.docx

— 29.05 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

Учреждение образования  «Белорусский Государственный Педагогический

Университет имени Максима  Танка»

 

Кафедра общей и детской  психологии

 

Реферат по курсу:

 Историческое образование и педагогические мысли

на тему:

Макаренко, как теоретик семейного воспитания

 

 

Подготовила:

студентка II-ого курса группы 206

Лаптик Янина Александровна

 

 

Минск 2011

 

Содержание

  1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
  2. Требования к семье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-4
  3. Виды ложного авторитета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-5
  4. Методы воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-6
  5. «Книга для родителей». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6-8
  6. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
  7. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

 

А. С. Макаренко внёс много  нового, оригинального в освещение  проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских  педагогов, занявшихся разработкой  этой важной проблемы.

А. С. Макаренко утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.

Указывая на то, что советская  семья должна быть коллективом, Макаренко  подчеркивал, что это “свободный советский коллектив”, который не может подчиняться произволу  отца, как это имело место в  старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны  в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий  гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом.

Макаренко выдвинул требования к семье:

  1. Наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение, где имеет место чёткий режим и трудовая деятельность. Режим- это средство и способ воспитания. При семейном режиме необходимо учитывать возраст детей, их способности, обстановку в семье, величину квартиры, удобства, дорогу в школу, оживленность улиц, количество детей и т.п. Взрослый должен показывать пример режима дня. Режим не должен быть неизменным - должен меняться. Он должен быть целесообразным и разумным, определённым и без исключений.
  2. Выполнение семьёй всех функций
  3. Разновозрастной коллектив. В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей, разного возраста. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

Родители, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным. Ложному авторитету он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Макаренко дал тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей:

  1. Авторитет подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры.
  2. Авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям.
  3. Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, когда дети хвалятся достижениями своих родителей.
  4. Авторитет панибратства. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство.
  5. Авторитет любви. По мнению Макаренко, он является одним из самых опасных ложных авторитетов. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку.
  6. Авторитет педантизма. Авторитет, при котором родители боятся допустить какие-либо ошибки.
  7. Авторитет резонёрства - авторитет поучительства.
  8. Авторитет доброты. Авторитет, при котором детям всё разрешается. Дети начинают «садиться на шею» родителям, а оказывать сопротивление уже поздно.
  9. Авторитет дружбы.
  10. Авторитет подкупа. Это наиболее безнравственный авторитет. Макаренко резко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. Он указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

А. С. Макаренко справедливо  подчеркивал, что истинный авторитет  родителей, основанный на разумных требованиях  к детям, нравственном поведении  самих родителей как граждан  советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие  условия хорошо поставленного семейного  воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в  семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами.

Методы воспитания детей в семье имеют свою специфику:

 • влияние на ребенка  индивидуальное, основано на конкретных  поступках и приспособлено к  личности;

 • выбор методов  зависит от педагогической культуры  родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного  воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько  разновидностей методов. Все родители используют общие методы семейного  воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет),  личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания), воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения  воспитательных задач в семье. Среди  этих средств слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

1. Знание родителями своих  детей, их положительных и отрицательных  качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие  трудности испытывают, какие отношения  с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более  всего ценят в людях и т.  д. Личный опыт родителей, их  авторитет, характер отношений  в семье, стремление воспитывать  личным примером также сказываются  на выборе методов. 

2. Если родители отдают  предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические  методы. Интенсивное общение во  время совместного труда, просмотров  телепередач, походов, прогулок  дает хорошие результаты: дети  более откровенны, это помогает  родителям лучше понять их. Нет  совместной деятельности — нет  ни повода, ни возможности для  общения. 

3. Педагогическая культура  родителей оказывает решающее  влияние на выбор методов, средств,  форм воспитания. Замечено издавна,  что в семьях педагогов, образованных  людей дети всегда лучше воспитаны. 

Вопросам  семейного воспитания Макаренко посвятил «Книгу для родителей».    «Воспитание есть   процесс   социальный   в  самом  широком  смысле,— напоминает  Макаренко  в первой главе «Книги  для родителей».— Воспитывает все: люди, вещи, явления,  но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители  и педагоги». «Дети — «цветы  жизни»,—  против этой известной  метафоры  Макаренко   не  возражает.  Но  он  предостерегает  от уподобления   «цветов  жизни»  роскошному  декоративному  букету,   которым любуются,  испуская сентиментальные  ахи и  охи.  «Нет,  наши дети вовсе не такие  цветы...  —  убежденно  восклицает  Макаренко,—  это  не букет,  это прекрасный яблоневый  сад... Трудно,  конечно,  не любоваться  таким садом, трудно ему  не  радоваться, но еще  труднее не  работать  в таком саду». И поэтому, заканчивает свою мысль Макаренко, «давайте будем садовниками».

Книга  Макаренко  дает  богатейший  материал   для раздумий.  Вот,  например, две семьи. В  семье кузнеца  Степана  Денисовича Веткина тринадцать  детей.  Ютятся  все в одной  комнате. С  разносолами не густо. А в семье видного работника  Наркомзема Петра  Александровича Кетова всего  один  сын.  Да и  бытовые условия иные,  чем  у Веткиных:  квартира, материальный достаток.

Казалось  бы,  все преимущества на  стороне второй  семьи. Ведь одного ребенка  воспитать намного легче, чем 13 человек.  Но Макаренко убедительно демонстрирует преимущество  воспитания в многодетной семье  при том  условии,  что  семья  эта  представляет  дружный коллектив.  А система единственного  ребенка  приводит  даже  таких внимательных  родителей,  как Кетовы,  к  почти  неизбежному  педагогическому  краху.  Их   «единственный сын-царевич» вырастает  черствым, бездушным эгоистом. Причина этого, делает вывод Макаренко, «сводится к потере семьей качеств  коллектива...  в  семье просто  недостаточно физических элементов коллектива,  отец, мать и  сын  и количественно и по разнообразию  типа способны составить  настолько  легкую постройку, что она  разрушается  при первом  явлении диспропорции, и такой диспропорцией всегда становится центральное положение ребенка».

Останавливается Макаренко  и  на  таких специфических проблемах,  как воспитательная роль  денег в семье, значение  полового воспитания, сущность материнской любви.

Все  разнообразные  вопросы,  которые ставит  Макаренко в  «Книге  для родителей», можно  было бы  сгруппировать вокруг  единого  центра:  причина появления  эгоизма. Формы проявления эгоизма бесчисленны, но начинается  он обычно с мелочей.

 «Книга  для  родителей» была  задумана Макаренко как фундаментальное произведение в 4-х  томах, своего рода энциклопедия семейного воспитания. В первом, написанном томе  рассмотрен вопрос о структуре семьи-коллектива. «Я хотел... показать,— говорил писатель,— что для успешного воспитания ребенка семья должна быть, прежде  всего, советским коллективом». Содержанием второго тома должны были стать проблемы политического  и  морального  воспитания. В третьем  томе предполагалось  рассмотреть вопросы  трудового  воспитания  и выбора  профессии.  И,  наконец,   четвертый,  заключительный,   посвящался «важнейшему вопросу,  вопросу  о том, как  воспитать человека, чтобы он был  не только прекрасным работником, не только хорошим  гражданином, но чтобы он был  еще счастливым человеком».

А. С. Макаренко сыграл огромную роль в развитии советской педагогической науки. Исходя из учения основоположников марксизма-ленинизма и грандиозного опыта массового перевоспитания людей в условиях строительства  социализма, он разработал многие конкретные вопросы теории советского воспитания. Он создал замечательные произведения социалистического реализма, в которых  в художественно обобщенных образах  показаны типические черты нашей  действительности, раскрывается путь воспитания нового советского человека.

 

Используемая литература

  1. История дощкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» /М.Ф. Шабаева, В.А. Ротенберг, И.В. Чушаев и др.; Под ред. Л.Н. Литвина.- 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1989.-352с.
  2. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев.-5-е изд., доп. и перераб.-М.: Просвещение,1982.- 447с., ил.
  3. http://bibliofond.ru
  4. http://maximgorkiy.narod.ru
  5. http://pda.coolreferat.com

 


Информация о работе Макаренко, как теоретик семейного воспитания