Логика развития лагерной смены

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:02, доклад

Описание работы

Смена в ДОЛ делится на 3 периода, каждый из которых своеобразен по своей направленности и содержанию.

Работа содержит 1 файл

Лекция_2_Логика развития лагерной смены.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

    Логика  развития лагерной смены

    Смена в ДОЛ делится на 3 периода, каждый из которых своеобразен по своей  направленности и содержанию. 

    Организационный период 

    Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь все плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".  

    Задачи  орг.периода:

    1.Знакомство  детей друг с другом, со взрослыми  и с условиями проживания;

    2.Адаптация  в коллективе, обеспечение детям  чувства защищенности, самостоятельности;

    3.Принятие  в коллективе сверстниками и взрослым;

    4.Определение  места (статуса) в коллективе;

    5.Формирование  умения найти "золотую середину" между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

    6.Формирование  чувства "Мы" (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

    7.Погружение  в тематику смены 

    Девизом первых трех дней в отряде является фраза: «Ни минуты покоя!». От того, как вожатый справится с этой задачей, будет зависеть дальнейшее взаимопонимание его с ребятами, успех деятельности отряда на дружинном и общелагерном уровне. 
 

    1 день 

    Ключевые  дела:

  • Расселение
  • Игры знакомств
  • Знакомство детей с лагерем
  • Сбор отряда по утверждению законов лагерной жизни (законы лагеря, дежурство, правила поведения в палатах, правила хранения вещей, вопросы гигиены, использование второй обуви и т.п.)
  • Утверждение названия и девиза отряда
  • Отрядное посвящение
  • Огонек знакомств
  • Организованный отбой
 

    Результаты  дня:

  • Составлен паспорт отряда
  • Придумано название отряда и девиз
  • Сделаны таблички (гербы на дверях)
  • Составлен и вывешен график дежурств в палатах и в корпусе
  • В отряде создана доброжелательная обстановка
  • Вожатый устал, но доволен первым днем и отрядом
  • Ребята легко ориентируются по лагерю
 

    2 день 

    Ключевые дела:

  • Операция «Полундра» - совместный подъем и выход на зарядку
  • Конкурс «моя тумбочка лучше всех»
  • Подготовка творческой визитки отряда
  • Оформление отрядного уголка
  • Оборудование отрядного места
  • Проведение КТД
  • Анализ дня

    Результаты  дня:

  • Сделаны основные моменты отрядного уголка
  • Придуманы идеи визитки отряда
  • Все дети знают друг друга по именам
  • Выявлены лидеры отряда
 

    3 день

    Ключевые  дела: 

    
  • Создание  органов самоуправления в отряде
  • Завершение подготовки отрядного уголка
  • Смотр-конкурс «Самая чистая палата»
  • Проведение отрядного КТД, можно совместно с ребятами
  • Отрялный огонек (подведение итогов Орг.периода, поощрение и награждение лучших)

    Результаты  дня: 

    
  • Начали  действовать органы самоуправления отряда
  • Создана система поощрений в отряде
  • Завершилась адаптпция ребенка к условиям жизни отряда и лагеря, ребята чувствуют себя комфортно.
 
 
    Для ребенка важно      Для педагога важно 
    Познакомиться с отрядом 

    Ориентироваться в лагере

    Чувствовать себя комфортно 

    Почувствовать себя нужным

    Узнать  план смены 

    Ориентироваться в режимных моментах

    Запомнить имена всех детей

    Выявить лидера

    Выявить интересы и потребности детей

    Сплочение коллектива

    Выработать  стиль общения и поведения с детьми отряда

    Выстроить перспективы на смену

    Предъявление  ЕПТ (единых педагогических требований)

    Выстроить работу с напарником

 

    20 дел, которые вы  можете провести  в начале смены:

  1. Тропа доверия
  2. КВЧГ (Кто во что горазд)
  3. Огонек знакомств
  4. Конкурс врунов "Как меня собирали в лагерь".
  5. Первая организованная вылазка в лес.
  6. Операция "Вперед, спасатели!" - по 'спасению' территории вокруг корпуса от мусора.
  7. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку.
  8. Выпуск газеты-аппликации "Это мы!"
  9. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.
  10. Веселая спортивная эстафета "Мишки Гамми" с бегом и прыжками.
  11. Музыкальный час с разучиванием новой песни.
  12. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке "Курочка Ряба".
  13. Загадочный вечер, т.е. вечер по отгадыванию загадок.
  14. Организация телестудии "Спокойной ночи, малыши".
  15. Музыкальный час с разучиванием второй новой песни.
  16. Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей или последующей стиркой.
  17. Викторина "В стране Мульти-Пульти".
  18. Турнир по мини-футболу.
  19. Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.
  20. Игра на территории "Шифровка"

    Основной  период

    Основной  период - самый длинный период смены. Постоянно нужно помнить, что главное в лагере – это занятость детей. Дети ничем не занятые превращаются в бесконтрольных детей. Но установкой должна быть не «занятость ради занятости», а «занятость ради развития детей».

     

    Задачи  периода:

    1. создание условий для включения  ребенка в активную деятельность: моделирование ситуации успеха, предоставление свободы выбора;

    2. Создание и поддержание положительного  эмоционального настроя;

    3.Организация  взаимодействия;

    4.Поддержание  групповых норм

    Этап  делового сотрудничества - главная потребность здесь - возможность ребят реализовать себя в отряде.

    Задачи  педагога:

  1. Реализация ребенка через общественные отношения.
  2. Деятельность должна быть интересной, отвечать возрасту или проводиться по возрастным подгруппам.
  3. Налаживаются основы самоуправления.
  4. Содержание деятельности должно нести элемент новизны и неожиданности.
  5. Обязательно давайте оценки, определяйте места, подсчитывайте баллы. Но: победителями должны быть все.
  6. Подводя итоги дня, мероприятия, обязательно отмечайте успехи и неудачи (как общие в отряде, так и у отдельных ребят).

    Этап  скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие - нет. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий. Не каждая конфликтная ситуация переходит в конфликт. Если изменить ситуацию общения до появления конфликта, можно преодолеть его с меньшими потерями.

    Вожатый – источник конфликта, если для него характерно:

  • авторитарный  стиль общения
  • завышенные требования
  • двуличие
  • неоправданное вмешательство во взаимоотношения детей
  • несправедливая, заниженная или завышенная оценка деятельности детей
 

    Этап  морально-волевого напряжения. Главная потребность детей - преодолеть существование в отряде разобщения.  

    Этап  творческого союза. Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.

    Задачи  педагога:

  1. Поддерживать организационно-творческих лидеров и содействовать их утверждению.
  2. Добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности.
 
    Для ребенка важно     Для педагога важно
    Не  поссориться, т.е. продолжать дружить  и контактировать.

    Бодро пересечь 'экватор смены'.

    Участие в межотрядных и дружинных делах.

    Реализация  собственных идей.

    Самореализоваться, как личность.

    Чему-то научиться.

    Дышать  свежим воздухом.

    Проявить  себя в необычных формах проведения свободного времени.

    Проявление  своей самостоятельности.

    Возможность проявить себя лидером

    Мотивация детей на активное участие в смене.

    Дать  возможность каждому ребенку  реализоваться.

    Сплоченный  отряд.

    Не  переутомлять детей.

    Обсуждение  проведенных дел с детьми.

    Анализ  прожитого дня.

    Заложить  основы самоуправления.

    Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел.

    Больше  времени на природе.  

     

    Формы работы:

  1. КТД различной  направленности (интеллектуальные, творческие, спортивные)
  2. Отрядные огоньки
  3. Тренинги, групповое взаимодействие

    4.  Участие в дружинных мероприятиях

    Итоговый  период

    - заключительный период смены, основными задачами которого являются рефлексия и подведение итогов пребывания детей в лагере путем коллективных творческих отчетов, организаций выставок поделок, реадаптация детей.

 

    Задачи  периода:

    1.Организация  подведения итогов смены; 

    2.Закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т.д.);

    3.Организация  личной и групповой рефлексии; 

    4.выстраивание  перспектив на будущее 
 
 
 

    Для ребенка важно      Для педагога важно 
    Не  потерять новых друзей в городе

    Чтобы оценили его труд

    Обогащение личного багажа знаний

    Услышать  как можно больше теплых слов

    
    Подведение  итогов смены с детьми

    Анализ  смены с напарником

    Планы на будущее 

    Оформление  итогов

    Настрой детей на лирический, но оптимистический лад

 

    Отрядные  дела:

  1. Итоговые огоньки (разговор "Расскажи мне обо мне")
  2. Итоговый сбор с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?
  3. Анкетирование.
  4. Костер.
  5. Дружинное братание.
  6. Музыкальные вечера.
  7. Гала-концерт (награждение по различным творческим номинациям).
  8. День Ангела Хранителя.

    Одним из важнейших пособий в работе вожатого является план-сетка, в которую  заранее продумываются и вписываются мероприятия планируемые в отряде. План-сетка составляется руководителем программы (старшим вожатым лагеря) на все отряды, а затем каждый вожатый дополняет эту план-сетку отрядными мероприятиями в зависимости от возраста и интересов детей.  

Информация о работе Логика развития лагерной смены