Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:20, контрольная работа
Под исследованием в психолого-педагогической области можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях организации учебно-воспитательного процесса. Планирование исследования является одним из первоначальных этапов научной деятельности.
Введение………………………………………………………………с.3
1. Этапы психолого-педагогического исследования…………....с.4-7
2. Стадии процесса психолого-педагогического исследования……………………………………………………с.8-10
3. Определение объекта и предмета исследования. Построение гипотезы……………………………………………………….с.11-13
Заключение…………………………………………………………....с.14
Список использованных источников………………………………..
Надо знать, во-первых, что научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы; а во-вторых, она отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе.
Чтобы перейти от практической задачи к научной проблеме, необходимо совершить по крайней мере две процедуры: а) определить, какие научные знания необходимы; б) установить, имеются ли эти знания в науке. Если знания есть, то их необходимо отобрать, систематизировать и использовать в исследовательской деятельности. Если необходимых знаний нет или их очень много, возникает проблема.
Итак, выбор проблемы исследования – очень важная и трудная фаза любой научной работы. Это процесс весьма интенсивного размышления, серьёзной интеллектуальной деятельности, на которую, как правело, уходит большое время.
И всё же, формируя тему и конкретную проблему, важно выбрать свой подход, свой угол зрения, свой аспект рассмотрения, своё «поле» поиска.
Выявив
нерешённый вопрос, необходимо формулировать
тему своего исследования. Надо заметить,
что удачная в смысловом
Рекомендации
по выбору темы психолого-педагогического
исследования
1. Тема исследования должна быть актуальной, отражать потребности современной науки и практики;
2.
Всякое психолого-
3. Тема психолого-педагогического исследования должна быть связана с инновационными процессами обучения и воспитания.
Определение
объекта и предмета исследования. Построение
гипотезы
Объект и предмет познания – не одно и то же, хотя нередко их неправомерно отождествляют.
Гносеология в качестве объекта познания определяет только те связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта. Это может быть или процесс, в нём происходящий, или аспект проблемы, который, собственно, и исследуется.
Определив объект и предмет исследования необходимо переходить к обоснованию цели и задач исследования
Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить. (5; 776) Цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования формируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Психолого-педагогическая цель – это предвидение педагогом результатов своей научно-исследовательской деятельности.
Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Задача – то, что требует выполнения, разрешения. (5; 181) Задача исследования – это порция, часть цели. Другими словами, задачи исследования конкретизируют его цель.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. Третья – со способами преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и условий повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.(4; 14-18)
Разработав программу исследования, необходимо переходить к построению гипотезы.
Гипотеза (от греч. hyptnesis – основание, предположение) – научно обоснованное предположение о характере и формах связи исследуемых явлений, о причинах, закономерностях, противоречиях, обусловливающих эти явления.
В самом общем виде можно сказать, что гипотеза – это развёрнутое научное предположение, где максимально подробно изложены или модель, или система мер, или парадигма, или механизмы того нововведения, благодаря которому ожидается получить высокую результативность работы.
Построение и формирование гипотезы – весьма сложный и пока ещё малоисследованный вопрос.
При выдвижении гипотезы происходит движение от анализа научных явлений, фактов, процессов, не объясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее исследования, которая затем и развёртывается в гипотезу.
В этом сложном процессе значительную (если не ведущую) роль играют психические качества исследователя как проблемное видение, альтернативное мышление, творческое воображение, интуиция, способность к прогнозированию, моделированию, проектированию и т.д.
Гипотезы бывают: а) описательные (предполагается существование какого-либо явления); б) объяснительные (вскрывающие причины его); в) описательно-объяснительные; г) индуктивные (гипотеза рождается из наблюдения за фактами, явлениями, процессами и т.д.); д) дедуктивные (гипотеза выводится из анализа теории, практики, от которых отталкивается исследователь).
По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно научное предположение, или разветвлённый, когда необходима проверка нескольких научных предположений.
Исследования показали, что гипотез может быть несколько, и какие-то из них подтверждаются, а какие-то нет. Необходимо помнить, что в случае, когда гипотеза аксиоматична или абсурдна, не может быть ничем не обоснована, работу над исследованием необходимо начать заново.
В ходе исследовательской деятельности гипотеза может дополняться, развиваться, отвергаться. Здесь важно знать, что без гипотезы нет и не может быть никакого исследования, никакого рождения новшества вообще.
Научная гипотеза должна отвечать ряду требований:
Соответствие фактам. Иногда исследователи формулируют проблему в одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы, которую он хотел решать.
Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме. Если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории.
Доступность проверке. Последний признак – важнейший. Если не найден способ проверки гипотезы, она не может быть исследована. Поэтому уже при формулировании гипотезы нужно предусмотреть способы её проверки, опираясь и в этом на определённую научную культуру. По-своему характеру гипотеза может быть выдвижением принципиально нового положения или модификацией известных законов.
Таким образом, сама гипотеза представляет собой вероятное познание. Если гипотеза подтвердилась, если она доказана, то это познание становится истинной теорией. Решающим фактором в переводе гипотезы в истинную теорию является практическая проверка идеи, которая заключается в её основе. (4; 18-20)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психолого-педагогическое исследование проходит ряд этапов: Первый этап (вступительный) – определение проблемы и выбор темы.
Второй этап (подготовительный) – выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических идей, положений; построение гипотезы исследования; выбор методов исследования и разработка методики исследования.
Третий этап (основной) – построение гипотезы исследования организация и проведение констатирующего эксперимента; организация и проведение уточняющего эксперимента; проверка гипотезы исследования; организация и проведение преобразующего эксперимента; окончательная проверка гипотезы исследования; формулировка выводов исследования.
Четвертый этап (завершающий) – анализ и оформление результатов педагогического исследования.
Пятый этап – пропаганда и внедрение результатов исследования.
Как
правило, каждый из этапов не является
единым актом, следующим в жесткой
последовательности один за другим, а
тесно связан с несколькими другими.
(1; 5)
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Логика психолого-педагогического исследования