Любопытный «почемучка» или как правильно развивать детскую любознательность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:32, статья

Описание работы

Наверное, нет среди вас таких родителей, которые не хотели бы, чтобы их ребенок вырос здоровым и успешным. И эту успешность вы напрямую связываете с обучением ребенка в школе. Ведь высокий уровень знаний открывает выпускнику широкие горизонты для поступления в престижные ВУЗы и для самореализации в дальнейшем. Поэтому вполне понятно, что современные мамы и папы стараются уже с 3 – 5 лет дать своему чаду большой объем знаний, научить читать, писать, считать. И это превращается в тяжелую обязанность и для детей, и для взрослых.

Работа содержит 1 файл

Любопытный.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Любопытный  «почемучка» или  как правильно  развивать детскую  любознательность. 

Наверное, нет среди вас  таких родителей, которые не хотели бы, чтобы их ребенок  вырос здоровым и  успешным. И эту  успешность вы напрямую связываете с обучением  ребенка в школе. Ведь высокий уровень знаний открывает выпускнику широкие горизонты для поступления в престижные ВУЗы и для самореализации в дальнейшем. Поэтому вполне понятно, что современные мамы и папы стараются уже с 3 – 5 лет дать своему чаду большой объем знаний, научить читать, писать, считать. И это превращается в тяжелую обязанность и для детей, и для взрослых. Куда важнее вызвать у ребенка интерес к окружающей действительности, желание узнать что-то новое, т.е. развивать его любознательность, т.к. именно она повышает познавательную активность, что в свою очередь влияет на уровень развития познавательных способностей. Любознательность появляется у ребенка в раннем возрасте, его привлекают все окружающие предметы, которые он обследует тактильно, на вкус, на слух. И хотя кажется, что ребенок выполняет простые манипуляции с игрушкой, для его развития это очень важно, так накапливается первый опыт о предметах и их свойствах: характере материала, цвете, величине, звуках, которые он издает. Чем больше ребенок имеет возможностей, тем шире его представления о мире. Это время развития разнообразных способностей, но развиваются те, для которых созданы условия. Ведь не случайно, в семье музыкантов дети бывают музыкально одаренными. Они с рождения слышат музыку и имеют возможность рано пробовать свои силы. Когда ребенок овладел речью, он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, что видит, слышит. Например: «Почему идет дождь? Что такое молния? Что внутри часов?» Не отмахивайтесь от детских вопросов фразами «вырастешь – узнаешь», «узнаешь в школе», даже если вам кажется, что ребенок не в состоянии понять ответ. Постарайтесь найти доступное возрасту объяснение, используйте схемы и рисунки, наглядно-образные средства помогают малышу осмыслить объяснения. На один и тот же вопрос в разном возрасте можно ответить по-разному. Ребенку 4 лет на вопрос: "«Как устроена Вселенная?» – достаточно с мамой рассмотреть иллюстрации в книге о космосе, обратите внимание на Солнце, Землю, можно назвать ближайших соседей Марс и Венеру, расскажите о значении Солнца и движении планет вокруг него. А с ребенком 5 – 6 лет можно сходить в Планетарий, где он получит научные знания и незабываемые впечатления. Не спешите на все вопросы давать малышу готовые ответы, предложите подумать или попытаться найти ответ, а для этого создайте «научную» библиотечку, где будут собраны детские энциклопедии по разным вопросам, справочники, подбор записей детских телевизионных познавательных передач (о динозаврах, космосе, Земле и ее обитателях).

Помогите  ребенку понять, что  на некоторые вопросы  нельзя дать однозначный  ответ, в науке  существуют различные  гипотезы и ученые до сих пор спорят о происхождении  человека, жизни на земле, почему вымерли  динозавры. Малыша следует  учить не только искать ответы на свои вопросы, но и отстаивать свою точку зрения. Устраивайте семейные диспуты. Если ребенок не задает вопросы, малоактивен, попробуйте организовать игры «Что, где, когда?», различные викторины, привлекайте к игре его друзей. Необходимо дать детям время для подготовки, чтобы они смогли получить знания по указанной вами теме, например: «Русские народные сказки», «Лесные животные». Стимулировать активность можно различными призами (интересные книги, альбомы для раскрашивания, настольно-печатные игры), только каждый ребенок должен получить свой приз за участие. В следующий раз поменяйтесь ролями: пусть дети придумают вопросы, а взрослые будут игроками, можно договориться, что призы дети сделают своими руками (закладки для книг).Развивают пытливость ума и любознательность различная исследовательская деятельность и проведение опытов. Можно создать настоящую «лабораторию»: купите садки для насекомых, где ребенок сможет наблюдать за их поведением, питанием, только сразу учите бережно относиться к живому существу, надо создать среду обитания, как в природе, обеспечить питание, доступ воздуха; семена, лейку, горшки с землей для посадки растений; лупу; микроскоп; часы и компас; весы; телескоп; мини-лабораторию для изучения физических явлений. На первых порах юному исследователю можно помочь отобрать темы опытов и наблюдений. Ребенку 5 – 6 лет следует объяснить, что такое гипотеза, как проводят и фиксируют наблюдения, делают выводы. За чем можно наблюдать? Да за чем угодно, например: за циклом развития растений, его потребностями (свет, тепло, вода); за развитием из куколки бабочки; за звездами (Полярная, созвездие Большой медведицы); за фазами Луны; за повадками животных, птиц; проверьте правильность народных примет; а еще очень интересно вырастить самостоятельно кристаллы. Ребенку дошкольного возраста важно на первых порах вместе со взрослым читать научно-популярную литературу, смотреть образовательные фильмы, посещать выставки и музеи обмениваться мнениями и впечатлениями друг с другом. Решение кроссвордов, ребусов также способствует развитию кругозора и познавательных способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЯРУЖСКИЙ  ЦЕНТР  РАЗВИТИЯ   РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ   САД» 
 

 
 

Консультация   для   воспитателей 

Любопытный «почемучка» или как правильно развивать детскую любознательность. 
 
 
 
 
 

     Воспитатель:

Сосновенко  Е.В.

2007ГОД 

Информация о работе Любопытный «почемучка» или как правильно развивать детскую любознательность