Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:35, доклад
Язык -- стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи. Лингвисты рассматривают язык как сложное многоуровневое образование.
Языковые единицы соотносятся с языком или языковым стандартом.
Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики
1. Язык -- стихийно
возникшая в человеческом
Языковые единицы соотносятся с языком или языковым стандартом.
Психолингвистические единицы могут быть соотнесены с речевой деятельностью.
Большинство отечественных
психологов рассматривают речь как
речевую деятельность, выступающую
или как целостный акт
* ориентировки;
* планирования (в
форме "внутреннего
* реализации;
* контроля.
2. Язык -- общественное
явление, носитель
В социальном характере языка исследователи выделяют такие аспекты:
* социальная природа языковой способности;
* социальная обусловленность речевой деятельности.
Социальная природа языковой способности формируется в процессе усвоения системы языковых знаков, в которых зафиксирован исторический опыт людей.
Решающую роль играет межличностное общение, создающее предпосылки для этого усвоения.
По мнению А.А. Леонтьева, личность присваивает человеческие способности, опредмеченные в явлениях культуры, через систему языковых знаков. Происходит воспроизведение в свойствах и способностях индивида исторически сложившихся свойств человеческого вида, в том числе и такого, как умение пользоваться языком. Языковая способность формируется у ребенка в процессе его общения прежде всего со взрослым.
Л.С. Выготский, Р.Я. Гальперин подчерки па ют тождественность речевой и неречевой деятельности с точки зрения их социальной природы.
Социальная обусловленность речи предопределяется природой языковых знаков, в которых отражен социальный опыт. Ребенок в своем развитии усваивает этот опыт через постижение значения слова, представляющего собой отношение знака (т. е. слова) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо о г того, как он представлен в индивидуальном сознании.
3. Развитие детской
речи -- это сложное взаимодействие
процесса общения ребенка (
Постепенно развивающаяся у ребенка языковая способность обеспечивает усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков (А.А. Леонтьев).
Периодизация становления и формирования детской речи соответствует следующим аспектам:
фонетическому;
грамматическому;
семантическому.
4. Развитие символической функции а онтогенезе (в концепции Л.С. Выготского) связано со становлением языковой способности и предпосылками развития мышления и речи. До определенного момента речь и мышление развираются независимо друг от друга. Ребенок открывает символическую функцию речи примерно в 2-летнем возрасте: слово становится единством звука и значения и содержит в себе все основные свойства, которые присущи речевому мышлению в целом. Патология речи - это "нарушение речевой деятельности, обусловленное информированностью или разладом психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива, т. е. как нарушение языковой способности" (А.А. Леонтьев).
При патологии речи мы имеем дело с нарушениями как навыков, так и умений; ребенок (или взрослый) в этом случае нуждается в специально организованной помощи.
5. Т. Г. Богданова
отмечает, что лингвистический и
психологический анализ
* укрепить понятийную базу специальной педагогики;
* выделить новые
подходы к классификации
* наметить пути
и способы адекватных
Слепота
Био – нарушение зрительного анализатора
I – нарушение зрительного восприятия
II – нарушение пространственной ориентации, пространственных представлений
III – нарушение эмоционально – волевой сферы, познавательной Д
Глухота
Био – нарушение слухового анализатора
I – нарушение слухового восприятия
II – нарушение речи
III – нарушение эмоционально – волевой сферы, познавательной Д
Двигательные нарушения
Био – поражение двигательных зон коры г.м.
I – нарушение двигательной активности
II – особенности становления познават. Д
III – нарушение эмоционально – волевой сферы
Речевые нарушения
Био –органическое поражение речевых зон коры г.м
I – нарушение речи
II – особенности познават. Д
III – нарушение эмоционально – волевой сферы
Аутизм
Био –поражение ЦНС
I – повышенная
эмоциональная и сенсорная
II – аутизм (уход из окруж. Мира)
III – нарушение
эмоционально – волевой сферы,
Дисгармоничное псих.развитие
Био – органическая недостаточность ЦНС
I – нарушение
вегетативной и эндокринной
II – нарушение эмоционально – волевой сферы
III – наруш. интеллектуальной сферы
Информация о работе Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики