Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:49, контрольная работа
Ежедневно каждый человек пребывает во взаимодействии с другими людьми. Такие общественные взаимосвязи необходимы для того, чтобы следовать неким поставленным задачам, относящимся к трудовой или семейной жизни. Поэтому люди постоянно стремятся объединяться в группы для наиболее плодотворного решения вопросов и проблем. Однако поведения человека в обществе или отдельной группе зависит не только от сформировавшейся ситуации, но и от психологических особенностей всех членов группы.
1. Влияние группы на личность
Ежедневно
каждый человек пребывает во взаимодействии
с другими людьми. Такие общественные
взаимосвязи необходимы для того,
чтобы следовать неким
На атмосферу в коллективе влияют характерные качества каждого из членов группы. Согласованность действий группы зависит от таких показателей, как молодость всех членов группы, при этом их умственные способности должны быть средними или высокими. Кроме того, группа должна также найти человека среди своих членов, который являлся бы лидером.
Существенное значение имеет и совместимость всех лиц коллектива. При выполнении любого задания все люди в группе должны общаться между собой, а значит, по характеру они должны быть похожие или в чем-то дополнять друг друга. Поэтому приветствуется набирать коллектив, каждый член которого наделен своим типом характера. Только в этом случае работа будет сделана без ссор и конфликтов. Определяет качество выполняемого задания и размер группы. В этом случае все зависит от того, насколько сложная работа реализовывается. Однако размер группы напрямик связан с взаимодействием всех ее членов. В маленьких группах поставленные задачи выполняются взаимно, а люди питают доверие друг другу больше. В больших группах члены коллектива могут просто обмениваться советами и не прийти к общему мнению. На плодотворность работы в коллективе влияет и четное или нечетное количество ее членов. Оптимальным в этом случае считается число пять. В группе поменьше всегда будет господствовать напряженная обстановка, в большей группе есть вероятность не услышать все мнения.
В работе
группы не последнее место занимает
ее сплоченность. Здесь определяющим является
отношение членов группы друг к другу.
Чем лучше люди относятся друг к другу,
тем больше единство группы, а значит,
и выполнение функций коллектива выше.
Сплоченность группы зависит от интереса
всех ее членов к заданию, от ранее успешно
выполненных заданий и от общей цели.
2.Положительное воздействие общности на индивида
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.
Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели в группах.
Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на индивида.
Положительное
влияние группы на формирование и
развитие личности состоит в следующем
(далее эти положения
В группе индивид встречается с людьми, которые для него основным источником духовной культуры. Отношения между людьми, складывающиеся в группа несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений. Группа является таким местом, где индивид отрабатывая свои коммуникативные умения и навыки. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя сохранять и укреплять все положительное в своей личности избавляться от отрицательного и недостатков.
Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.
Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей.
Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей различным видам деятельности. Чем больше разнообразя групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для Развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение.
На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности - через отношения иного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными.
Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок научается разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения обращаются к нему на языке, требуют ответной реакции и всячески ее поощряют. Стимулирование языкового развития индивида со стороны группы происходит и дальше. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость.
Важным
фактором индивидуального
Точность
и глубина отражения личности
в группе прямо зависят от открытости,
интенсивности и
Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.
Таким
образом, для развития индивида как личности
группа представляется незаменимой. То
же самое, и даже в еще большей степени,
касается высокоразвитого коллектива.
В жизни и деятельности каждого отдельно
взятого человека он играет незаменимую
положительную роль, о чем много писали
и говорили такие известные педагоги,
как А.С. Макаренко, ВА. Сухомлинский и др.
Однако свою положительную роль в развитии
личности коллектив реализует лишь тогда,
когда не происходит его и ее (этой роли)
идеологического искажения, когда психологическая
и педагогическая теория коллектива не
оказывается пред метом политических
манипуляций. К этому вопросу мы еще специально
вернемся во втором томе учебника при
рассмотрении психологических проблем
воспитания личности.
3.Отрицательное влияние группы на личность
Если
о положительном воздействии
группы на индивида (коллектива на личность)
много и хорошо написано и педагогической,
социологической и
Один из наиболее впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко может зайти обычный человек в своих действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или групп, которые они представляют, был проведен в начале 60-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Этот эксперимент заключался в следующем.
Через объявление в газете за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в «научном психологическом эксперименте, предназначенном для изучения памяти». Каждому из людей, посетивших лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента он будет выполнять роль «учителя», задача которого заключается в том, чтобы читать «ученику» пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить «ученика» вспомнить второе слово соответствующей пары. Если «ученик» ошибался, то «учитель» должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его напряжение от 15 В до 450 В шагами по 15 В (за каждую следующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиваться на 15 В).
«Учителя» и «ученика» разделяла тонкая фанерная перегородка так что «учитель» не мог видеть «ученика», но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. Во время эксперимента «ученик» сидел в кресле, привязанный к нему ремнями, а на его руках находились контакты от электрических проводов, идущих от пульта. Само кресло, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка и звучал электрический звонок. Перед началом эксперимента сам «учитель» садился в кресло «ученика» и для пробы получал удары электрическим током 15В и 30В. После того как он убеждался в том, что ток по цепи действительно идет и что удары электрическим током даже минимального напряжения достаточно чувствительны, начинался основной эксперимент.
Непосредственно перед «учителем» находилась панель с электрическими кнопками, градуированными от 15В до 450В. Цифра была выделена красным цветом, и рядом с ней было написано слово «шок», что свидетельствовало о том, что такое напряжение смертельно опасно для человека и вызывает у него состояние шока. На самом деле «ученик» в ходе эксперимента никаких ударов электрическим током не получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор переключал ток на иную, замаскированную сеть, в которой также были включены лампочка и электрический звонок. В качестве же «ученика» в эксперименте использовался специально подготовленный человек - актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока разной силы (напряжения). По мере того как «росло» напряжение в сети, «ученик» должен был вести себя все более беспокойно, а при напряжении более 300В прекращать подавать какие бы то ни было признаки жизни: не отвечать на вопросы; не производить никаких звуков. До этого момента он должен был выражать свой протест движениями, ворчанием, криками, ударами ногами в перегородку и другими естественными способами.