Личность (структура личности) и Управление качеством образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время проблема личности является одной из центральных в теоретической и прикладной психологии и выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости жизни конкретного человека - как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.

Работа содержит 1 файл

психология и педагогика.docx

— 59.75 Кб (Скачать)

     8) психическим состоянием, т.е. стойкими  психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбуждение, апатия, депрессия и проч.).

     Таким образом, в настоящее время проблема личности является одной из центральных  в теоретической и прикладной психологии и выступает как исследование характеристики психических свойств  и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и  ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. Личность уникальна по своей сложности, так как в данном понятии объединены различные плоскости жизни конкретного человека - как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества. Понятие «личность» является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего психологии, философии и социологии. Каждая наука по-разному определяет личность, и в разнообразии определений, а также и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Понятие «личность» - одна из базовых категорий психологической науки. В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Психологическая структура личности, элементы и взаимосвязи

     Проблема  структуры личности занимает важное место в психологии личности. В  психологии существует несколько представлений  о структуре личности (А.Г. Ковалёв, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, А.И. Щербаков). Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. Выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

     Первый  компонент структуры личности характеризует  направленность личности как избирательное  отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему  взаимодействующих потребностей и  интересов» идейных и практических установок. При этом одни компоненты направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на второй план, личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

     Второй  компонент определяет возможности  личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и  взаимодействуют друг с другом. Как  правило, одни способности доминируют, другие — им подчиняются. На характере  соотношения способностей сказывается  структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения  личности к действительности.

     Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения  человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в  целом, однако представляет сложную  систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных  качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В  системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся, в первую очередь, моральные (чуткость или черствость в отношении, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь — волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач. Поэтому можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.

     Четвертым компонентом, надстраивающимся над  остальными, будет система управления, которую означают понятием «я». «Я»  — образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленности жизни. В структуре личности огромное значение имеют психологические процессы и состояния.

 

      2. Управление качеством  образования

     Вопросы качества образования на любом его  уровне всегда были и остаются в  центре внимания научных исследований и практики управления образованием.

     Образование как система – это множество  образовательных заведений, отличающихся самыми различными характеристиками, прежде всего, по уровню и профессиональному  направлению. Но, это не просто совокупность образовательных объектов, компонентов, явлений, процессов, а взаимосвязь и взаимодействие, при которых система образования приобретает новые качества: гибкость, динамичность, вариативность, стабильность, прогностичность, преемственность, демократичность.

     В настоящее время российская система  образования представлена в следующем  виде:

  • дошкольное образование;
  • начальное образование (начальная школа);
  • неполное среднее образование;
  • полное среднее образование или производственно-техническое образование;
  • высшее образование.

     Сейчас  в России всеобщее 11-летнее школьное образование.

     За  последние годы разнообразие типов  и видов школ на базовом уровне образования значительно увеличилось. Все школы отвечают за освоение базовых  программ, аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России. Возможности  ранней специализации предоставляются  гимназиями и лицеями.

     Среди современных типов учебных заведений  самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии.

     Имея  общие черты с гимназиями, лицеи, однако, принципиально отличаются от них тем, что взаимодействуют  с вузами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности.

     Для реализации системы управления качеством  образования в муниципалитете определенны  несколько блоков приоритетов, а  именно дошкольное и начальное образование, обеспечение обязательного основного  общего образования, обеспечение сохранения здоровья детей, научно-методическое обеспечение оценки качества образования, информационно аналитическая деятельность, наличие необходимой нормативной базы функционирования учреждений.

     Качество  определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При  этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия  на процесс создания продукта с целью  поддержания соответствующего уровня качества.

     Управление  качеством подготовки специалистов является комплексным процессом, включающим выбор показателей качества, содержания, форм, методов и средств обучения, организационных, технических и  других аспектов управления с использованием международных стандартов ИСО серии 9000 и методов всеобщего управления качеством (TQM), которые положены в  основу моделей европейской и  российской премий в области качества.

     Методологические  проблемы определения  качества образования

     В последние годы очень много говорят  и пишут о качестве образования как среднего, так и высшего в самых различных аспектах; разрабатываются различные модели и технологии оценки качества подготовки специалистов. Однако в научных исследованиях по этой тематике наблюдается не только отсутствие единства в понимании основных терминов, но и неоднозначность целого ряда исходных положений.

     Так, до сих пор по-разному толкуется  основная категория педагогики -- "образование". Одна из научных педагогических конференций специально занималась этим вопросом, было рекомендовано использовать определение, данное в Законе РФ "Об образовании": образование -- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Однако для многих руководителей системы просвещения гораздо ближе оказалась только одна сторона -- обучение, которое они понимали тоже односторонне, как "образовательные услуги". Редукция образования до обучения дошла уже до такой степени, что очень часто можно встретить словосочетание: "образование и воспитание".

     По  этой причине показатели воспитанности (например, честность, патриотичность, отзывчивость) не входят в число  тех, по которым оценивается результат  деятельности педагогического коллектива, выражаемый в замерах свойств  выпускников учебного заведения. Вычитая  из образования воспитание, мы получаем обучение индивидов (причем отдельно взятых), и именно оно становится содержанием  Государственного образовательного стандарта, предписанного Конституцией, но детально не расписанного в ней. Именно такой, оскопленный в части воспитания стандарт и становится в нашей  стране основой "подушевого финансирования" "образовательных услуг".

     Теперь  рассмотрим понятие "качество". Это философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не другим объектом (БСЭ, т. 11. М, 1973). Впервые это понятие в таком статусе проанализировано Аристотелем. Качеству (отвечающему на вопрос "какое?") он приписывал четыре возможных контекста: наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабильных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления.

     Гегель  трактовал качество как определенность, тождественную с бытием, а количество -- как внешнюю, безразличную для бытия определенность, понимал их как некие этапы определения и самоопределения бытия. Эксплицируя содержание категории "качество", он вводит понятие "определенности" как эмпирической презентации качества, "свойства" как проявления качества в конкретной системе взаимодействий или отношений и "границы" как феномена дифференцированности качества от других качеств. Синтезом качества и количества у Гегеля выступала мера.

     Качество  объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом он не состоит  из свойств, а обладает ими. Поскольку  каждый объект находится в очень  большом, практически бесконечном  числе связей с другими вещами, то он обладает столь же большим  числом свойств. Категория качества объекта не сводится к отдельным  его свойствам. Она выражает целостную  характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его  внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его  отличия от других объектов или сходства с ними. Качество связано с предметом  как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество.

 

      Список используемой литературы 

   
  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев.– М.: Наука, 1977
  2. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия / В.И. Гарбузов. - СПб, 1994
  3. Гиппенрейтер Ю. Введение в общую психологию / Ю. Гиппенрейтер.- М., 1996
  4. Безуглов Ю.И. Управление качеством образования //Перспективы создания региональной системы непрерывного профессионального образования/ Ю.И. Безуглов . – М.: Оренбург, 2008. – 300 с.
  5. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
  6. Лукашенко М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения: Монография / М.А. Лукашенко. – М.: Высш. шк.: КноРус, 2002. – 258 с.

Информация о работе Личность (структура личности) и Управление качеством образования