Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:15, реферат
Центральным требованием к ребенку - дошкольнику становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей.
Личность дошкольника
Центральным требованием к ребенку - дошкольнику становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения, труд. Образцами служат рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает повеление тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих, а так же и поведение сверстников, пользующихся популярностью.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает новое социально необходимое образование – стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть признанным. Позитивной стороной стремления быть признанным является нравственное чувство, или совесть. Совесть резюмируется в житейских отношениях между людьми в слове «должен». Нравственное формирование личности организуют знания, которые получает ребенок; нравственные привычки поведения, которые усваивает ребенок в процессе общения с окружающими людьми; эмоциональные переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с другими людьми. К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке сменяется сознательным выполнением, основанным на понимании их значения. В этот период дети не только сами начинают подчиняться правилам, но и следят за их выполнением другими детьми. Большое значение в усвоении образцов и правил поведения имеет развитие у детей – дошкольников чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка.
Мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослым является одним из ведущих, определяющих социальное развитие ребенка. Взаимоотношения ребенка со взрослым в большой мере зависят от содержания общения со стороны взрослого.
Важную роль в развитии ребенка – дошкольника играет влияние общения со сверстниками. В детском обществе ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным ситуациям, согласовывать свои действия, проявлять доброжелательность, умение отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В 6 лет конформность у детей значительно снижается и является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения. Оценка сверстниками приобретает к старшему дошкольному возрасту очень важное значение, поэтому дети стараются воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение товарищей.
Решающее значение для развития самосознания ребенка имеет его взаимодействие со взрослыми, которое направлено или по наитию вырабатывает у него определенное отношение к миру вещей, ко всему живому, к людям и к самому себе. В этом возрасте зарождаются и развиваются различия в направленности общения у мальчиков и девочек, обнаруживается так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола. Развивается самосознание и как важная его составная часть осознание себя как мальчика, мужчины или как девочки, женщины. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость половой принадлежности и начинает соответственно строить свое поведение. В это время у детей возникают своеобразные отношения к некоторым детям другого пола.
Развитию личности ребенка способствуют продуктивные виды деятельности. В этих видах деятельности складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми и сверстниками. Необходимость добиться хорошего результата приучает ребенка планировать свои действия, управлять ими и, таким образом, к развитию воли, умения управлять своим поведением. Особенно важно то, что под влиянием деятельности у детей формируются новые мотивы поведения, развиваются познавательные мотивы, общие и специальные способности. Дети учатся руководствоваться той пользой, которую они приносят другим людям.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание – понимание того, он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок становится способным и к тому, чтобы намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают упрямство как нарушение норм поведения и проявляют упрямство сознательно только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки.
Нравственное развитие личности ребенка определяется следующими образующими: знание норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.
Первостепенное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок усваивает социальные нормы поведения через общение с окружающими его людьми. В дошкольном возрасте происходит насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. В этот период перестраивается вся мотивационно – потребностная сфера, в том числе качественно меняется проявление потребности в признании.
Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит насколько спокойным чувствует себя ребенок, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений к сверстникам. Социализация не должна превратиться в хроническое состояние, в асоциальные свойства личности. Необходимо проводить своего рода социальную терапию, чтобы ребенок мог реализовать притязания на признание, предотвратить неправильное развитие ребенка, способствовать формированию у него активности. Социальная терапия в данном случае должна исходить из 2 основных положений. Во – первых, необходимо создание определенного социального микроклимата в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовывать свое притязание на признание. Во – вторых, у непопулярных детей следует специально развить социальные навыки общения. Требуется большая работа, направленная на регулирование детских взаимоотношений, создание в группе общей благожелательной атмосферы, выравнивание положения, занимаемого в группе разными детьми.
В человеческой культуре исторически выработаны обобщенные эталоны этической оценки. Этические эталоны выступают в качестве полярных взаимосвязанных категорий добра и зла. Нравственное развитие самого ребенка зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.