Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Автор: s*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 16:17, реферат

Описание работы

Детство.
Образование.
Начало литературной деятельности.
Военная карьера.
Путешествия по Европе.
Педагогическая деятельность.

Работа содержит 1 файл

Л.Н. Толстой.docx

— 31.70 Кб (Скачать)

В следующей  поездке его интересовали в основном народное образование и учреждения, имеющие целью поднятие образовательного уровня рабочего населения. Вопросы  народного образования он пристально изучал в Германии и Франции и  теоретически, и практически, и путём  бесед со специалистами.

Серьёзному  настроению Толстого во время второго  путешествия по югу Франции содействовало ещё то, что на его руках умер от туберкулёза его любимый брат Николай. Смерть брата произвела на Толстого огромное впечатление.

К числу  повестей и очерков, написанных им в  конце 1850-х, относятся «Люцерн» и «Три смерти». Постепенно критика лет на 10—12, до появления «Войны и мира» охладевает к Толстому, и сам он не стремится к сближению с литераторами, делая исключение для Афанасия Фета.

Одна  из причин этого отчуждения состояла в размолвке Льва Толстого с Тургеневым, которая произошла в то время, когда оба прозаика находились в  гостях у Фета в имении Степаново  в мае 1861 года. Ссора едва не закончилась дуэлью и испортила отношения между писателями на долгие 17 лет.

Педагогическая  деятельность. Толстой вернулся в Россию вскоре после освобождения крестьян и стал мировым посредником. В отличие от тех, кто смотрел на народ как на младшего брата, которого надо поднять до себя, Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

Яснополянская школа принадлежала к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху  преклонения перед немецкой педагогической школой Толстой решительно восстал  против всякой регламентации и дисциплины в школе. По его мысли всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

С 1862 года стал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где главным сотрудником являлся он сам. Помимо статей теоретических, Толстой написал также ряд рассказов, басен и переложений. Соединённые вместе, педагогические статьи Толстого составили целый том собрания его сочинений. В своё время они остались незамеченными. На социологическую основу идей Толстого об образовании, на то, что Толстой в образованности, науке, искусстве и успехах техники видел только облегчённые и усовершенствованные способы эксплуатации народа высшими классами, никто не обратил внимания. Мало того: из нападок Толстого на европейскую образованность и «прогресс» многие вывели заключение, что Толстой — «консерватор».

Вскоре  Толстой оставляет занятия педагогикой. Женитьба, рождение собственных детей, планы, связанные с написанием романа «Война и мир», на десять лет отодвигают его педагогические мероприятия. Лишь в начале 1870-х он приступает к  созданию собственной «Азбуки» и  публикует её в 1872 году, а затем  выпускает «Новую азбуку» и серию  из четырёх «Русских книг для чтения», одобренных Министерством народного просвещения в качестве пособий для начальных учебных заведений. Ненадолго возобновляются занятия в яснополянской школе.

Известно, что яснополянская школа оказала  определённое влияние на других отечественных  педагогов. К примеру, именно её в  качестве образца при создании собственной  школы «Бодрая жизнь» в 1911 г. первоначально взял за основу С. Т. Шацкий. 
 

Информация о работе Лев Николаевич Толстой (1828-1910)