Лекции по теме "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:04, лекция

Описание работы

Поскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили ухаживать за животными и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья учились охоте и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Детей учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

Содержание

1. Социальная природа образования и воспитания. Зарождение воспитания в первобытном обществе.
2. Воспитание в древних цивилизациях (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим и др.)
3. Воспитание и школа в эпоху средневековья.

Работа содержит 1 файл

Лекции по ист педагогики.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Лекция № 1. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества .Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья. (2 часа)

План.

1. Социальная природа образования и воспитания. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

2. Воспитание в древних цивилизациях (Древний Египет, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим и др.)

3. Воспитание и школа в эпоху средневековья.

Литература:

Гостев А. Образование в Древней  Греции// Педагогический калейдоскоп. – 1998. – 28 окт. – 3 нояб. (№41-42) – С.10.

Джуринский А.Н. История образования  и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.

Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Егоров С.Ф. Учебно-методические материалы  по истории педагогики. – М.: Академия, 2000.

Жданов А. Сократ как педагог// Математика в школе. – 2001. - №2. – С.2.

Жуковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России/ Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века./ Под ред.А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.

Кинелев В.Г. Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. – М.: ВЛАДОС, 1998.

Князев Е. Пифагор как директор школы: стремление к гармонии телесной и духовной// Директор школы. – 2002. - №;. – С.7.

Кричак С. Дорога в сады Академии: Образование в эпоху Античности.// Мир школы. – 2001. - №4. – С144.

Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли. – М.: Гардарики,2003.

Пискунов А.И. Хрестоматия по истории  зарубежной педагогики. – М.: Просвещение, 1981.

Торосян В.Г. История образования  и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

Фохт Б.А. Перечитывая Античную классику// Педагогика. – 2000. - №8. –  С. 64.

 

На заре цивилизации в  первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков.

Поскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили ухаживать за животными и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья учились охоте и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Детей учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.

В Спарте готовили воинов, поэтому  занимались воспитанием мальчиков  в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков, – беспрекословно подчиняться старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачислялись в войско. Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.

Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными  к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

В отличие от Спарты, целью  воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. Чтобы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, играли с ними, слушали музыку. Дети с малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, учились играть на музыкальных инструментах. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер. Сначала в школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание – учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Следующий этап обучения – палестра, где подростки овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание), занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами.

Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии – школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку.

Таким образом, процесс поэтапного и разностороннего обучения, воспитания и образования был возможен и доступен только детям состоятельного сословия. Для остального бедного населения – народа – образование заканчивалось в палестре, рабы вообще не имели права учиться, а образование девушек было ограничено семейным кругом.

В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи.

Учителя на дому занимались с детьми богатых и знатных  родителей литературой. Воспитание мальчиков и девочек проводилось совместно до достижения ими возраста 4–5 лет, затем их разделяли. Воспитанием девочек занимались матери, кормильцы, няни. Главное их занятие – рукоделие, музыка, танцы. Так продолжалось до замужества. Прослеживается очень характерное светское воспитание.

Мальчиков воспитывали отцы, воспитатели. Их учили владеть оружием  и приучали к мужским занятиям. Дети небогатых граждан могли получить образование в платных и частных школах. Возникают грамматические школы, где обучались сыновья богатых родителей. Основным дисциплинами, которые преподавали в таких школах, были: риторика, греческий язык, литература, история. Таким образом, благодаря появлению общественных структур, можно было проводить образовательные занятия. Так постепенно образование и воспитание в Риме выходят из круга семьи и становятся общественным явлением. Целью воспитания становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека. Школы ораторов появляются в годы республиканского Рима, где юноши, чьи родители принадлежали к высшим слоям общества, получали образование за высокую плату, и их готовили к высшим государственным должностям. Обучение велось таким наукам, как: риторика, греческий язык, правоведение, математика, философия. Во времена Римской империи все школы получили статус государственных и готовили чиновников, преданных императорской власти. Во времена христианства учителями назначались представители духовенства. Воспитание все больше приобретало религиозный характер.

Ярко выраженный религиозный  характер носило воспитание в период Средневековья, образование во многом потеряло прогрессивную направленность. Поэтому целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека.

Духовенство очень негативно и агрессивно относилось к античной культуре, школе, искусству, наукам. Основная идея религиозного католичества в то время – это воспитание «в страхе божьем». Так как ребенок рождается во грехе и имеет отношение к «первородному греху», то грех следует побеждать только смирением. Монахи и священники, которым доверялось воспитание детей, обучали в духе христианской религии, учили читать и писать на латинском языке. Дети зазубривали молитвы, подвергались тяжелым физическим наказаниям и все время помнили о тяжести греха и божьей каре за неповиновение. Более светское воспитание получали дети феодалов и рыцарей. Семь рыцарских добродетелей общеизвестны: ездить верхом, фехтовать, плавать, владеть мечом, копьем и щитом, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи для дамы своего сердца. Дочери феодалов воспитывались в монастырях и обучались рукоделию, чтению, письму.

С развитием ремесел, ростом городов стала возрождаться светская культура и образование. В городах  ремесленники открывали для своих  детей цеховые школы, а купцы – гильдейские школы, где обучение велось на родном языке, обучали детей письму, счету, чтению, а религия вытеснялась на второстепенный план и переставала быть основой обучения. Такие городские начальные школы подрывали монополию церкви в области обучения.

 

Лекция №2. Школа и педагогика в Новое время (2 часа).

План.

1. Педагогическая мысль Нового времени.

2. Педагогическая деятельность Яна Амоса Коменского.

3. Воспитание и образование в эпоху Просвещения.

4. Педагогические концепции Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо и др.

Литература:

Антология педагогической мысли России первой половины XIX века (до реформ 60-х гг.)/Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987.

Антология педагогической мысли России второй половины  XIX – начала XX века/Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990.

Гагаев П. Западники и славянофилы  в отечественной педагогике// Педагогика. – 2001. - №1. – С.58.

Джуринский А.Н. История образования  и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.

Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Егоров С.Ф. Учебно-методические материалы  по истории педагогики. – М.: Академия, 2000.

Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории  школы и педагогики в России. –  М.: Просвещение, 1974.

 Замостьянов А. Урок Царскосельского  лицея// Народное образование. – 2003. - №6. – С.236.

 История педагогики в России: Хрестоматия/ Сост. С.Ф. Егоров. –  М., 2000.

 История образования и педагогической  мысли за рубежом и в России/ Под ред. З.И. Васильевой. –  М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 История дошкольной педагогики/ Под ред. Л.И. Литвина. – М.: Просвещение, 1980.

 История дошкольной педагогики  в России: Хрестоматия/ Под ред.  С.Ф. Егорова. – М.: Просвещение, 1987.

 История педагогики и образования:  От зарождения воспитания в  первобытном обществе до конца XX века./ Под ред.А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001.

 Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли. – М.: Гардарики,2003.

 Овчинников А. Народное просвещение  в годы правления Николая  I// Педагогика. – 2003. - №5. – С.61.

 Педагогическое наследие, Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А.; Сост. А.Ф.Смирнов. – М.; Педагогика, 1987.

 Пискунов А.И. Хрестоматия  по истории зарубежной педагогики. – М.: Просвещение, 1981.

 Ушинский. – М.: Издат. дом  Шалвы Амонашвили, 1998.

 Ушинский К.Д. Педагогические  сочинения в 6-ти томах. –  М.: Педагогика, 1988.

 

В XVII-XVIII вв. педагогика и школа в  Западной Европе и Северной Америке  развивались в экономических  и социальных условиях, переломных для человечества. Появляется педагогическая проблематика как приоритет научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса. Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостное явление. В XIX в. завершается формирование классической педагогики Нового времени. В поле зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана само ценность и неповторимость человеческой личности. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса.

В этот период значима деятельность Бекона Веруламского и Вольфганга Ратке.

Среди педагогов начала Нового времени  особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670гг.). Его по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла ответить прежняя педагогика. Родился Я.А.Коменский в Ривнице, в Моравии. Выходец из семьи члена общины "чешских братьев", Я.А. Коменский получил образование в братской школе. Блестяще закончил городскую латинскую школу. Получил образование в Пражском Карловом, Гернборнском, Гейдельбергском университетах. После путешествия по Европе он возвращается в Чехию, где становится руководителем латинской школы. Через четыре года переезжает в Фульпек, где возглавляет школу. В результате гонений римско-католической церкви Я.А. Коменский покинул родину и с 1628 года начинает вести жизнь скитальца. Перебирается в Лешно (Польша), где жил 28 лет. За это время посетил: Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды. Тут им написан ряд школьных учебников. Он закончил педагогическое сочинение "Великая дидактика", где рассмотрены вопросы обучения и воспитания, школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. В трактате сформулированы сенсуалистские педагогические принципы Коменского.

Он призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а, следовательно, и в воспитании, не может быть скачков. "Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей". В трактате преследуется мысль о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Последняя призвана обеспечить процесс, в результате которого личность должна приобрести знания и умения, сделаться способной к духовному и нравственному совершенствованию. В 1641-1642 гг. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф.Бекона в Англии. В Венгрии Коменский издает ряд педагогических работ. Он завершает труд "Мир чувственных вещей в картинках". За годы изгнания он потерял детей, жену, немало друзей и близких. В 1656 году в Лешно сгорели рукописи ученого.

Информация о работе Лекции по теме "Педагогика"