Кризис образования в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:46, реферат

Описание работы

Кризис образования в современном мире в том, что его развитие не успевает за той динамикой поступательного движения общества, которая все ускоряется и обуславливает возникновение принципиально новых проблем. Со второй половина 90-х годов XX века мировой научный мир стал все чаще говорить о сути кризиса в современном образовании, а еще раньше в 1970 гг. ЮНЕСКО с его подразделением который курирует развитие наук уже тогда признало, что современное развитие образование находится в кризисном состоянии. Встал вопрос о необходимости разработки и внедрения новой парадигмы современного образования на существенно новой мировоззренческо-философской основе.

Работа содержит 1 файл

Кризис образования в современном мире в том.doc

— 33.00 Кб (Скачать)

Кризис образования  в современном мире в том, что  его развитие не успевает за той  динамикой поступательного движения общества, которая все ускоряется и  обуславливает возникновение  принципиально новых проблем. Со второй половина 90-х годов  XX века мировой научный мир стал все чаще говорить о сути кризиса в современном образовании, а еще раньше в 1970 гг. ЮНЕСКО с его подразделением который курирует развитие наук уже тогда признало, что современное развитие образование находится в кризисном состоянии. Встал вопрос о необходимости разработки и внедрения новой парадигмы современного образования на существенно новой мировоззренческо-философской основе.  

 Особенность  современного образования в его  фрагментарности, в которой нет  синтетического подхода, связывающего различные науки. И абсолютное большинство выдающихся ученых ХХ-ХХI столетия выступали и выступают против признания исходных принципов в науки и образования антихолистской плюралистично-релятивистской методологии. Так, один из известнейших физиков и методологов науки США Роберт Фейнман писал: « Сегодня наши физические теории, законы физики-множество разрозренных частей и обрывков, которые плохо соотносятся один с другим». А это свидетельствует о том, что процессы дифференциации физических знаний значительно опережают их интеграцию. Последнее касается почти всех областей науки, особенно гуманитарных.  

 Информационный  взрыв к.ХХ-ХХI в большинстве областей  человеческой деятельности, количество  информации, которая удваивается  каждые 10 лет, а порой и значительно быстрее еще более  углубляет кризис в области науки и образования. Поэтому сегодня развивается концепция о необходимости беспрерывного образования и опережающего  характера образования относительно развития общества. Важным становится постоянное повышение квалификации и переквалификации представителей почти всех специальностей.  

 Глобализация  мира ещё более ускоряет  информационных  кризис, который приводит к ещё  более глубокому распаду  наших  знаний на необъятное количество  тех самых элементов, которые плохо связаны один с другим и это становится еще одной проблемой. Английский философ и социолог К. Поппер считает большим скандалом философии является то, что в то время, когда природа вокруг нас и не только природа разрушается, философы продолжают дискутировать, иногда с блеском, иногда нет, вопрос, существует ли этот мир»,а  другой немецкий философ М. Хайдеггер считает, что теряется любая реальность окружающего мира, а разорванная социальность человека приводит к «одиночеству его существования».  

 Образование в значительной мере становится частью современной попкультуры, со всеми теми ее недостатками, которые теряют ценнейшие достижения прошлой и современной культуры. Это связано с тем, что в ряде стран, например в США вообще нет какой-то общепринятой упорядоченной системы образования. Поэтому в образовании, как и во всех сферах человеческой жизнедеятельности важно начинать не из того, что нас разъединяет, а из раскрытия и определения того общего, что объединяет.  

 Задачей современного  образования является  формирования человека нового качества, человека с таким типом мировоззрения, которое бы обеспечило его гармоническое  взаимодействие и с природой, и с другими людьми.  

 Ряд известных  ученых считает, что  синергетическая  философия, или по Пригожину,  философия нестабильности, должна стать методологическим основанием оптимизации решений острейших противоречий современности, а философско-методологический анализ синергетики выступать в качестве ядра общенаучной картины мира.  

 В 1948 году  А. Энштейн писал «Из печального  опыта мы поняли, что рациональное  мышление не является достаточным  основанием для решения проблем  нашей общей жизни». Необходимо  взращивать и инициировать конструктивный  диалог, синергию между естественнонаучной и методологической ветвями науки, между различными религиозными мирами и их концессиями с тем, чтобы на общем глубинном уровне обнаружить и сообща вернуть человеку целостность собственной природы как существа земного, разумного, духовного и божественного.  

 Православная  религия имеет немало тех положительных  черт, которые являются специфическими  только для неё. Поэтому величайшие  мыслители - Фёдор Достоевский,  Павел  Флоренский и другие  разрабатывали свои концепции  как определённое существенное  развитие именно православной религии. Развивая свои учения о единстве науки и  морали П. Флоренский считал, что «высшей истиной является православие, а её столпом-церковь». Однако он в отличии от большинства современных православных теологов, был как выдающимся учёным, так и выдающимся философом. Особенно важно отметить, что он один из основателей известной московской философско - математической школы, первым в мире осуществил те самые существенные открытия, которые были очень близки к принципам синергетики. Так в своём «автореферате» он писал, что считает «основным законом мира - второй принцип термодинамики - закон энтропии, взятый расширительно  как закон хаоса во всех областях мировоззрения.  

 Миру (имеется  ввиду естественно-материальному)  противостоит Логос -божественное, по Флоренскому  - начало . «Культура - это сознательная борьба  с мировым уравнением: культура заключается в  задержке  уравнительного процесса планеты, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как условиях жизни, в противоположности равенству - смерти».  

 Он считал, что идёт борьба - между двумя  следующими противоположными тенденциями:  естественно-материальным хаосом  и божественным логосом, его  проявления в человеческой  культуре. Эти его идеи могут сыграть  великую роль не только в   новом диалоге религии и науки, но и в их конвергенции, особенно в развитии современной православной теологии.  

 Христианство  видит в науке одно из средств  познания Бога. Но в  первую  очередь оно рассматривает её  как естественный инструмент  этой жизни, которым, однако, пользоваться нужно очень осмотрительно. Христианство отрицательно относиться к тому, когда этот обоюдноострый и страшный по своей силе меч действует независимо от нравственных принципов Евангелия такая «свобода» извращает само название науки  - служить благу и только ко благу человека.  

 Развивая  же независимо от духовных  и нравственных принципов христианства, утратив идею Бога-Любви как  Верховного принципа бытия и  высшего критерия истины и  в тоже время открывая огромные  силы воздействия на окружающий мир и на самого человека, наука легко становиться орудием разрушения и из послушного инструмента своего творца превращается в его властителя и убийцу. Современные достижения в области физики элементарных частиц, микробиологии, медицины, военной и промышленной техники и т.д. убедительно свидетельствуют о реальной возможности такого трагического финала.  

 Современная  диалоговая методология между  наукой и религией, их конвергенции, синергия поможет ликвидировать  главные недостаток современного  человечества - превращение чужого во враждебное.  

 Человеку  и человечеству теперь придётся  многому учиться заново, переосмысливать  весь опыт мировоззренческой  истории и культуры и только  на этом пути оно обретёт  Будущее.

Информация о работе Кризис образования в современном мире