Кризис образования
в современном мире в том, что
его развитие не успевает за той
динамикой поступательного движения
общества, которая все ускоряется
и обуславливает возникновение
принципиально новых проблем. Со
второй половина 90-х годов XX века
мировой научный мир стал все чаще говорить
о сути кризиса в современном образовании,
а еще раньше в 1970 гг. ЮНЕСКО с его подразделением
который курирует развитие наук уже тогда
признало, что современное развитие образование
находится в кризисном состоянии. Встал
вопрос о необходимости разработки и внедрения
новой парадигмы современного образования
на существенно новой мировоззренческо-философской
основе.
Особенность
современного образования в его
фрагментарности, в которой нет
синтетического подхода, связывающего
различные науки. И абсолютное большинство
выдающихся ученых ХХ-ХХI столетия выступали
и выступают против признания исходных
принципов в науки и образования антихолистской
плюралистично-релятивистской методологии.
Так, один из известнейших физиков и методологов
науки США Роберт Фейнман писал: « Сегодня
наши физические теории, законы физики-множество
разрозренных частей и обрывков, которые
плохо соотносятся один с другим». А это
свидетельствует о том, что процессы дифференциации
физических знаний значительно опережают
их интеграцию. Последнее касается почти
всех областей науки, особенно гуманитарных.
Информационный
взрыв к.ХХ-ХХI в большинстве областей
человеческой деятельности, количество
информации, которая удваивается
каждые 10 лет, а порой и значительно
быстрее еще более углубляет кризис
в области науки и образования. Поэтому
сегодня развивается концепция о необходимости
беспрерывного образования и опережающего
характера образования относительно развития
общества. Важным становится постоянное
повышение квалификации и переквалификации
представителей почти всех специальностей.
Глобализация
мира ещё более ускоряет информационных
кризис, который приводит к ещё
более глубокому распаду наших
знаний на необъятное количество
тех самых элементов, которые
плохо связаны один с другим и это становится
еще одной проблемой. Английский философ
и социолог К. Поппер считает большим скандалом
философии является то, что в то время,
когда природа вокруг нас и не только природа
разрушается, философы продолжают дискутировать,
иногда с блеском, иногда нет, вопрос, существует
ли этот мир»,а другой немецкий философ
М. Хайдеггер считает, что теряется любая
реальность окружающего мира, а разорванная
социальность человека приводит к «одиночеству
его существования».
Образование
в значительной мере становится частью
современной попкультуры, со всеми теми
ее недостатками, которые теряют ценнейшие
достижения прошлой и современной культуры.
Это связано с тем, что в ряде стран, например
в США вообще нет какой-то общепринятой
упорядоченной системы образования. Поэтому
в образовании, как и во всех сферах человеческой
жизнедеятельности важно начинать не
из того, что нас разъединяет, а из раскрытия
и определения того общего, что объединяет.
Задачей современного
образования является формирования
человека нового качества, человека с
таким типом мировоззрения, которое бы
обеспечило его гармоническое взаимодействие
и с природой, и с другими людьми.
Ряд известных
ученых считает, что синергетическая
философия, или по Пригожину,
философия нестабильности, должна стать
методологическим основанием оптимизации
решений острейших противоречий современности,
а философско-методологический анализ
синергетики выступать в качестве ядра
общенаучной картины мира.
В 1948 году
А. Энштейн писал «Из печального
опыта мы поняли, что рациональное
мышление не является достаточным
основанием для решения проблем
нашей общей жизни». Необходимо
взращивать и инициировать конструктивный
диалог, синергию между естественнонаучной
и методологической ветвями науки, между
различными религиозными мирами и их концессиями
с тем, чтобы на общем глубинном уровне
обнаружить и сообща вернуть человеку
целостность собственной природы как
существа земного, разумного, духовного
и божественного.
Православная
религия имеет немало тех положительных
черт, которые являются специфическими
только для неё. Поэтому величайшие
мыслители - Фёдор Достоевский,
Павел Флоренский и другие
разрабатывали свои концепции
как определённое существенное
развитие именно православной религии.
Развивая свои учения о единстве науки
и морали П. Флоренский считал, что
«высшей истиной является православие,
а её столпом-церковь». Однако он в отличии
от большинства современных православных
теологов, был как выдающимся учёным, так
и выдающимся философом. Особенно важно
отметить, что он один из основателей известной
московской философско - математической
школы, первым в мире осуществил те самые
существенные открытия, которые были очень
близки к принципам синергетики. Так в
своём «автореферате» он писал, что считает
«основным законом мира - второй принцип
термодинамики - закон энтропии, взятый
расширительно как закон хаоса во всех
областях мировоззрения.
Миру (имеется
ввиду естественно-материальному)
противостоит Логос -божественное,
по Флоренскому - начало . «Культура
- это сознательная борьба с мировым
уравнением: культура заключается в
задержке уравнительного процесса
планеты, и в повышении разности потенциалов
во всех областях, как условиях жизни,
в противоположности равенству - смерти».
Он считал,
что идёт борьба - между двумя
следующими противоположными тенденциями:
естественно-материальным хаосом
и божественным логосом, его
проявления в человеческой культуре.
Эти его идеи могут сыграть
великую роль не только в
новом диалоге религии и науки, но и в их
конвергенции, особенно в развитии современной
православной теологии.
Христианство
видит в науке одно из средств
познания Бога. Но в первую
очередь оно рассматривает её
как естественный инструмент
этой жизни, которым, однако, пользоваться
нужно очень осмотрительно. Христианство
отрицательно относиться к тому, когда
этот обоюдноострый и страшный по своей
силе меч действует независимо от нравственных
принципов Евангелия такая «свобода»
извращает само название науки - служить
благу и только ко благу человека.
Развивая
же независимо от духовных
и нравственных принципов христианства,
утратив идею Бога-Любви как
Верховного принципа бытия и
высшего критерия истины и
в тоже время открывая огромные
силы воздействия на окружающий
мир и на самого человека, наука легко
становиться орудием разрушения и из послушного
инструмента своего творца превращается
в его властителя и убийцу. Современные
достижения в области физики элементарных
частиц, микробиологии, медицины, военной
и промышленной техники и т.д. убедительно
свидетельствуют о реальной возможности
такого трагического финала.
Современная
диалоговая методология между
наукой и религией, их конвергенции,
синергия поможет ликвидировать
главные недостаток современного
человечества - превращение чужого во
враждебное.
Человеку
и человечеству теперь придётся
многому учиться заново, переосмысливать
весь опыт мировоззренческой
истории и культуры и только
на этом пути оно обретёт
Будущее.