Критерии технологичности педагогической технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:12, реферат

Описание работы

Критерии технологичности:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.
Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
К способам обучения можно отнести:
индивидуальное обучение;
индивидуально-групповой способ;
групповой способ;
коллективный способ.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 83.00 Кб (Скачать)
 

Критерии технологичности  педагогической технологии 

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям  технологичности, которыми являются:

концептуальность;

системность;

управляемость;

эффективность;

воспроизводимость. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Концептуальность  педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Системность означает, что педагогическая  технология должна обладать всеми  признаками системы:

логикой процесса,

взаимосвязью  его частей, целостностью. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Эффективность, указывает на то, что современные педагогические  технологии существуют в конкурентных  условиях и должны быть эффективными  по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Воспроизводимость - подразумевает  возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической  технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Структура педагогической технологии 

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

концептуальная  основа;

содержательный  компонент обучения;

процессуальная  часть - технологический процесс. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Концептуальная  часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Содержательную часть технологии  составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного  материала. (См. дополнительный иллюстративный  материал.)

      Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

организация учебного процесса;

методы и формы  учебной деятельности учащихся;

методы и формы  работы преподавателя;

деятельность  педагога по управлению процессом усвоения материала;

диагностика учебного процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые  к ней 

Как и любая  технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при  котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой: 

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.) 

Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

принцип научности  и доступности обучения;

принцип системности  обучения и связи теории с практикой;

принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;

принцип наглядности;

принцип прочности  усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Методика и  технология 

Педагогика давно  искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.

      В результате педагогика накопила  в своем арсенале значительное  число эффективных методик. Однако  проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым  учеником высоких результатов  остаются и по сей день. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Очевидно, что совершенствование  методик надо продолжать, но процесс  их накопления и эмпирического  (основанного на практике) отбора  должен быть совмещен с выбором  цели и отработкой системы  контроля процесса обучения. Этому и призвана помочь технологизация процесса обучения.

      Поступательное развитие педагогики  открывает большие возможности  в поиске новых средств, форм  и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются  новые подходы и взгляды на организацию процесса обучения и воспитания. Это наука - реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые подходы и формы.

      Сегодня каждый педагог ищет  наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.

      По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.

Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень  достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Технология, в  которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

Технология позволяет  свести к минимуму ситуации, когда  педагог поставлен перед выбором  и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого  варианта. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных  на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру  и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

Методы обучения и их классификация 

Существенной  составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы  упорядоченной взаимосвязанной  деятельности преподавателя и учащихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      В педагогической литературе  нет единого мнения относительно  роли и определения понятия  "метод обучения". Так, Ю.К.  Бабанский считает, что "методом  обучения называют способ упорядоченной  взаимосвязанной деятельности преподавателя  и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся". (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      В истории дидактики сложились  различные классификации методов  обучения, наиболее распространенными из которых являются:

по внешним  признакам деятельности преподавателя  и учащихся:

лекция;

беседа;

рассказ;

инструктаж;

демонстрация;

упражнения;

решение задач;

работа с книгой; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

по источнику  получения знаний:

словесные;

наглядные:

демонстрация  плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

использование технических средств;

просмотр кино- и телепрограмм;

практические:

практические  задания;

тренинги;

деловые игры;

анализ и решение  конфликтных ситуаций и т.д.; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

по степени  активности познавательной деятельности учащихся:

объяснительный;

иллюстративный;

проблемный;

частичнопоисковый;

исследовательский; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

по логичности подхода:

индуктивный;

дедуктивный;

аналитический;

синтетический. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

объяснительно-иллюстративный метод;

репродуктивный  метод;

метод проблемного изложения;

частичнопоисковый, или эвристический, метод;

исследовательский метод. (См. дополнительный иллюстративный материал.)  

В каждом из последующих  методов степень активности и  самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

      Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного  осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Метод проблемного изложения  в обучении - метод, при котором,  используя самые различные источники  и средства, педагог, прежде чем  излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему  доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

      Частичнопоисковый, или эвристический,  метод обучения заключается в  организации активного поиска  решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под  руководством педагога, либо на  основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Информация о работе Критерии технологичности педагогической технологии