Краеведение - воспитание патриотизма у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 05:55, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников.
Таким образом, исходя из цели, определим основные задачи:
1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.
2. Человек — звено в цепи жизни.
3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

Содержание

Ведение 2
Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. 4
Человек — звено в цепи жизни. 5
Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств. 6
Научиться самим осознавать проблемы окружающего его микромира. 7
Самовоспитание чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков. 7
Вывод 8
Список используемой литературы 9

Работа содержит 1 файл

Краеведение2.docx

— 33.62 Кб (Скачать)

План

     Ведение 2

     Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. 4

     Человек — звено в цепи жизни. 5

     Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств. 6

     Научиться самим осознавать проблемы окружающего его микромира. 7

     Самовоспитание чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков. 7

     Вывод 8

     Список используемой литературы 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение

     Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив  след в истории своей малой  Родины.

     Надо  ли этим заниматься?

     И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?

     С этим вопросом я обратилась к жителям  села Оленевод

   Вот какие ответы я получила.

  • это интересно,
  • это важно знать, чтобы уважать историю предков,
  • всегда интересно, откуда ты родом,
  • просто удивительно как люди могли освоить этот суровый край,
  • уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена,
  • история края помогает почувствовать себя частицей Родины,
  • зная героическую историю освоения Приамурья, чувствуешь гордость оттого, что ты потомок тех, кто сюда пришел первым,
  • не зная истории родного края нельзя ощущать себя образованным человеком.
  • мне интересно, а как люди выжили в этом суровом краю?
  • А кто поселился здесь первым?

   Из  этого могу сделать вывод: для  ребят, растущего поколения, это  интересно.

   А как к этому относятся взрослые?

   Многие  учителя школы на разных предметах  используют краеведческий материал в том или ином виде, отмечая  «...тогда слушают внимательнее, повышается интерес, задают вопросы, идут глубже». Значит, учителям это тоже нужно.

   Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений, старики с удовольствием  рассказывают о том, что было, о  том, чем была богата и ярка их жизнь. А я ловлю себя на мысли, что  окружающие меня люди старшего поколения  — это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике.

И еще, наверное, главное. У поколения моих учеников много проблем, очень много  соблазнов, когда вокруг творится беспредел  и правовой и социальный — велико желание подстроиться под среду  и на все вопросы иметь один ответ: «Не я такой — жизнь  такая». Объясняю, жизнь — она  всегда — жизнь, какой она будет  выбирать тебе.

     Целью данной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников.

     Таким образом, исходя из цели, определим  основные задачи:

  1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.
  2. Человек — звено в цепи жизни.
  3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.

     Для того чтобы рассмотреть краеведение  как основу патриотического воспитания необходимо сначала разобраться  с самим понятием.

     Большая Советская энциклопедия дает, как  мне кажется, самое развернутое  определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений  местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение  изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края».

     Российская  педагогическая энциклопедия рассматривает  краеведение именно как предмет  школьного курса и поэтому  их определение это: «Краеведение в  школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей  местности — школьного микрорайона, города, села, района, области».

     В словаре русского языка С. И. Ожегова  и в словаре русского языка  под редакцией А. П. Евгеньева  и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.».

     Ознакомившись с данными определениями можно  сделать вывод о том, что "краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это  не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек  должен знать о событиях, происходивших  на его земле.

     Изучение  родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и  методов зависит от возрастных и  познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: цель краеведческого образования —  способствовать духовно-ценностной и  практической ориентации учащихся в  их жизненном пространстве, а также  социальной адаптации.

     Исходя  и поставленных зачать, я нашла  метод по их решению. 

Воспитание  патриотизма, любви  к жизни, гуманное отношение ко всему  окружающему. 

     Понять, почему нужно быть патриотами своей Родины — сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни нас окружает непривлекательная действительность:

  • фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
  • газеты, пестрящие материалами похожего содержания,
  • правосудие, способное наказать только слабых мира сего.
  • безработица, пьянство, наркомания.
  • бездомные и нищие.
  • никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.
  • компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

   А ведь верно подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому  столь трудно сегодня воспитывать  патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом  к воспитанию такого человека может  стать историческое краеведение.

Крвеведение позволяет объяснить нам важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:

  • беречь природу и окружающую среду в целом,
  • сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
  • беречь памятники истории и культуры.
  • относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

Человек — звено в цепи жизни.

 

     «История  в некотором смысле есть священная  книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

     Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь  кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское  общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить  выгоды людей и даровать им возможное  на земле счастье.

     Но  и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством  существующего порядка вещей, как  с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и  государство не разрушалось; она  питает нравственное чувство и праведным  судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

     Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны  помнить, что история — это  история людей. Корни человека в  истории и традициях своей  семьи, своего народа, в прошлом родного  края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях  живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории  края, частица истории страны.

Формирование  важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской  активности и социально  значимых качеств.

 

     Работа  с краеведчиским материалом позволяет мне познакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях.  Подробности жизни этих людей вызывали у меня невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.

     Очень важно понимать нам, подростающему поколению, что именно мы прийдем на смену этим людям и история наша, история нашей страны будет такой, какой мы её сделаем. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

     Кроме того, люди должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития. поэтому ещё одной задачей краеведения является:

Научиться самим осознавать проблемы окружающего его микромира.

 

      Наглядно  понять роль человека во взаимодействии с окружающей средой, привести конкретные примеры её изменений, увидеть связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е сформировать понятие о единстве «природы-человека-общества».

Самовоспитание  чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

 

     Подростащее поколение должно твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.

Вывод

 

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют  задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя  кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих.»

       Нужно понять, говорят мудрые  книги, что каким бы ни выглядел  наш выбор внешне, он поведёт  нас или в сторону Света,  или в сторону Тьмы.

     Мы  выбираем путь своей земной жизни.  Как верно, точнее не скажешь, не придумаешь. К каким бы источникам мудрости не обращался, вывод будет один: достойная жизнь на благо других людей — детей и взрослых,

любовь  к месту, в котором  живешь,

служение  Отечеству — вот  путь к Свету... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

Информация о работе Краеведение - воспитание патриотизма у школьников