Коррекция звукопроизношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:54, доклад

Описание работы

Нормализация двигательной функции органов артикуляции является необходимой предпосылкой для воспитания правильного произношения.

Приступая к постановке согласных звуков, следует придерживаться определенного порядка. Коррекция начинается с формирования артикулем глухих звуков: губно-зубного фрикативного [ф] и губно-губного взрывного [п].

Работа содержит 1 файл

Коррекция звукопроизношения.docx

— 27.39 Кб (Скачать)

Коррекция звукопроизношения

Нормализация  двигательной функции органов артикуляции  является необходимой предпосылкой для воспитания правильного произношения. 
 
Приступая к постановке согласных звуков, следует придерживаться определенного порядка. Коррекция начинается с формирования артикулем глухих звуков: губно-зубного фрикативного [ф] и губно-губного взрывного [п]. 
 
Работа начинается с беззвучного показа артикуляции, избегая называния фонемы. Нельзя говорить ребенку, какой звук мы будем учиться произносить. Патологический стереотип произношения, как правило, бывает настолько сильно закреплен, что ребенок произносит звук по-старому. Беззвучный показ артикуляции используется и в дальнейшем при постановке остальных согласных, чтобы предотвратить воспроизведение дефектных артикуляций. 
 
Постановка звука Ф. Ребенка просят приблизить нижнюю губу к верхним зубам, осуществляя при этом длительный направленный выдох, отработанный на подготовительном этапе. У детей с небно-глоточной недостаточностью, когда снижена подвижность мышц мягкого неба,  а ротовой выдох является слабым и непродолжительным, приходится зажимать крылья носа, чтобы уменьшить утечку воздуха в носовые ходы. Только таким путем можно создать необходимое внутриротовое давление и помочь ребенку ощутить требуемые кинестезии. Этот прием применяют в течение первых занятий (2-3) и с каждой последующей тренировкой уменьшают механическую помощь, доводя ее до легкого прикосновения. Таким образом удается снизить утечку воздуха в нос. Лучше стараться вызвать звук непосредственно в слоге, чтобы избежать трудностей при переходе к сочетанию с гласным. 
 
Постановка звука П. Коррекция губно-губного [п] помимо участия в артикуляции корня языка и наличия носовой эмиссии  может осложняться аномалиями строения зубо-челюстной системы. 
Например, у детей с двухсторонней расщелиной верхней губы и неба, часто отмечается ограниченная подвижность губ, несформированность зубного ряда, протрузия (выступание) межчелюстной кости, расщелина альвеолярного отростка с двух сторон. Так как для правильного произнесения звука [п] необходимо спокойное ненапряженное смыкание губ, прерываемое мгновенным выдохом воздуха, в данном случае постановка звука вызывает определенные трудности. Длительного времени требует выработка губной артикуляции, максимально приближенной к норме. Беззвучное формирование артикулемы начинается с просьбы показать, как ребенок целует маму, вытягивая губы. Добившись умения осуществлять это движение, переходят к имитации стрельбы из пушки. Логопед показывает ребенку, как стреляет пушка и предлагает повторить данные действия. Для выполнения данного упражнения необходим направленный ротовой выдох. Выполнение данного упражнения проводится с использованием слухового контроля. Для этой цели используется пузырек с узким горлышком, который подносится к губам ребенка. Упражнение считается выполненным правильно в том случае, если слышался характерный шум при попадании воздушной струи в пузырек. 
 
Некоторые логопеды предлагают ставить звук П, надувая щеки. Использование такого приема не является целесообразным, т. к. это способствует закреплению неправильных кинестезий, не свойственных произношению звука в норме. Ребенок привыкает произносить звук П с одновременным надуванием щек, и требуется проводть дополнительную работу, чтобы убрать эти движения. 
 
 После появления шепотного [п] переходят к его озвученному произнесению. Для этого ребенка просят произнести звук громче. Логопед предварительно показывает, как нужно это сделать. 
 
Закрепление сформированных навыков произношения проводится в статической и динамической дыхательной гимнастике: 
 
•    стоя, развести руки в стороны, сделать вдох, наклоняя тулови-ще вниз, пропевать на выдохе [а]-[фа]; аналогично выполняется упражнение со звуком [п]; 
•    стоя, руки опущены и сомкнуты в замок, сделать вдох, затем на выдохе выполнять наклоны вниз с одновременным произнесе-нием цепочки слогов: [фа]-[фо]-[фэ]-[фи]-[фу]. Аналогичным образом закрепляется звук [п]. 
 
Такая гимнастика помимо автоматизации звуков, способствует усилению ротового выдоха и закреплению навыков косто-абдоминального дыхания. Выполняя наклоны, ребенок активизирует работу диафрагмальных мышц и, таким образом, удлинняет ротовой выдох. 
 
В дальнейшем дети увеличивают повторение слоговой цепочки на одном выдохе сначала до двух, а потом и до трех раз. 
 
Постановка Т. Полноценному артикулированию взрывного переднеязычного [т] препятствуют различные нарушения зубного ряда. Постановка начинается с подготовительных упражнений, способствующих перемещению языка в передний отдел полости рта. 
 
Звук ставится от “поплевывания”. Для того, чтобы вызвать правильные кинестезии, ребенку предлагают сплевывать с языка хлебные крошки. Однако даже с механической помощью выполнение данного упражнения на первых занятиях может не получиться. Длительное использование патологического навыка произношения приводит к стойкой глоточной артикуляции, т. е. вместо “поплевывания” получается “покашливание”, когда кончик языка лежит на дне ротовой полости, а образование дефектного звука идет за счет работы корня языка. Ребенку  объясняют, что язычок выходит погулять и не прячется обратно в домик. Для того, чтобы вызвать правильные кинестезии, можно предложить ребенку сплевывать хлебные крошки, лежащие на кончике высунутого языка. Таким образом в работу включается тактильный анализатор. Если ротовой выдох по-прежнему остается недостаточным, крошки остаются на языке, и ребенок это может ощутить. Крошки слетят с языка только в том случае, если будет присутствовать длительный, направленный ротовой выдох. 
 
На следующих занятиях осуществляют переход от “поп-левывания” к беззвучному артикулированию звука [т]. На данном этапе от ребенка требуется выполнение более сложных артикуляционных движений по сравнению с “поплевыванием”. Необходимо умение улыбнуться, чтобы стали видны зубы, т. е. снять губную артикуляцию. 
 
Только после того как ребенок окончательно закрепляет сформированные кинестезии, следует переходить от беззвучного артикулирования к произношению межзубного [т]. Работа проводится при помощи слухового контроля. Для этой цели используется пузырек с узким горлышком, который подносят к губам ребенка во время выдоха. Если ребенок правильно направляет воздушную струю, он может слышать характерный свист. 
 
Особые трудности может вызвать переход к зазубной артикуляции, т. к. в большинстве случаев дети с врожденными расщелинами верхней губы и неба страдают нарушениями зубного ряда, вплоть до полного отсутствия верхних зубов. Для достижения лучших результатов работы можно использовать зрительный контроль. Ребенку  объясняют, что теперь язычок уже не хочет гулять и потихоньку пря-чется в домик. Контролировать правильность положения языка можно при помощи зеркала. 
 
Несколько изменяются приемы работы в случае бокового произношения переднеязычных, когда у ребенка язык распластан в полости рта, передняя часть языка не образует смычки с альвеолами, а воздушная струя имеет боковое направление. 
 
Коррекцию осуществляют традиционным способом: от “поплевывания“ переходят к межзубному [т]. Однако основной акцент делается на использование слухового контроля. Предлагая ребенку “выплюнуть” ветерок на середину язычка, пузырек подносиится попеременно к кончику языка и углам рта. При этом ребенку объясняют, что свист должен быть слышен, когда пузырек находится возле кончика языка. Объяснение сопровождается показом. 
 
Правильное произношение звуков закрепляется в динамической послоговой дыхательной гимнастике. 
 
Закрепив сформированные навыки правильного произношения глухих губно-зубных, губно-губных и переднеязычных звуков, следует переходить к постановке звонких: [б], [в], [д]. Параллельно проводится работа по подготовке к формированию артикулем свистящих звуков. 
Постановка звонких звуков начинается с пропевания гласного [a]. Во время фонации ребенок, подражая беззвучной артикуляции логопеда, воспроизводит нужные действия и таким образом можно получить звук в интервокальной позиции. 
 
Можно предложить ребенку петь [a]-[a]-[a], укладывая спать любимую куклу. Во время пения нижняя губа слегка закусывается верхними зубами, при этом получается звук [в]. Хлопок губами во время пения дает возможность произнесения звука [б]. При постановке звука [д], ребенку можно предложить толкать язычок в верхние зубы, как будто он хочет погулять и стучиться в дверки, которые крепко закрыты и не хотят его выпускать. 
 
В некоторых случаях добиться правильного произношения звуков можно добиться по подражанию или с использованием тактильного анализатора. Рука ребенка кладется на шею в области гортани, чтобы таким образом он мог почувствовать работу голосовых складок. Сначала логопед показывает, как это делается, затем ребенок отраженно выполняет эти действия. 
 
Послоговая динамическая дыхательная гимнастика используется для отрабатывания звуков в интервокальной позиции. 
 
Отдельные занятия посвящаются коррекции мягких переднеязыч-ных [т`], [д`]. Их артикуляция наиболее отличается от парных твердых звуков. Если образование твердых звуков осуществляется за счет смы-кания кончика языка с верхними зубами, то при артикуляции мягких кончик опущен к нижним зубам, а смыкание достигается участием передней спинки языка. 
 
Для отрабатывания необходимой артикуляционной позы привлекается зрительный анализатор. Перед зеркалом дети могут увидеть разницу в положении языка. 
 
Постановка свистящих звуков. Коррекция свистящих ведется традиционным способом с некоторыми специфическими особенностями. Акцент делается на устранении патологической стабилизации языка в полости рта и вырабатывании целенаправленной воздушной струи. 
 
Работу по вырабатыванию артикулемы звука [c] могут осложнять девиация языка, тремор. Дети затрудняются в удержании артикуляционной позы, необходимой для подготовки межзубного произношения звука [с], когда нужно спокойно положить широкий язык на нижнюю губу. Однако даже добившись статического выполнения нужной позы, можно встретить трудности при переходе к осуществлению упражнений с дутьем: на просьбу подуть на середину язычка дети напрягают язычные мышцы, изменяя положение языка с широкого на узкий, оставляя боковые щели, в которые проходит воздух. 
 
В некоторых случаях вялость мышц языка препятствует образованию желобка, необходимого для направленной воздушной струи. 
 
Для преодоления этих нарушений проводится длительная дифференцированная подготовительная работа над артикуляционной моторикой, вырабатывается целенаправленная воздушная струя, с использованием дутья на ватку, бумажные игрушки и т. д. 
 
Отработав правильное положение языка и удлинив ротовой выдох, можно переходить к выработке артикулемы межзубного [c]. Ребенку предлагается целенаправленно подуть на просунутый между зубами широкий язык. Работа ведется с привлечением тактильного и слухового анализаторов. Чтобы сосредоточить внимание на ощущении прохладной воздушной струи, идущей по середине языка, можно предложить ребенку при выполнении упражнения дуть холодным ветерком себе на ладошку. Если воздух теплый, задание считается выполненным неправильно. Для слухового контроля используется пузырек. Ребенок сам может слышать, когда он производит неправильный глоточный выдох, а в каких случаях по языку идет направленная воздушная струя. 
 
При переходе к зазубной артикуляции могут возникнуть некоторые трудности. Несмотря на то, что ребенок правильно воспроизводит межзубную артикуляцию, при переведении языка в зазубное положение язычные мышцы переходят в напряженное состояние, что приводит к изменению артикуляционной позы. Происходит резкое сужение языка и выдыхаемая струя воздуха идет не по средней линии, а через боковые щели. При этом межзубная артикуляция тут же выполняется правильно. Это свидетельствует о том, что помимо ринолалии, у ребенка присутствует стертая форма дизартрии, в частности гипертонус языка. 
 
Для решения этой проблемы, помимо расслабляющего массажа и артикуляционной гимнастики, прибегают к механической помощи и активному привлечению слухового анализатора. 
Можно вспомнить с ребенком сказку о веселом язычке, дополняя ее необходимыми пояснениями. 
Л.: Твой язычок очень долго гулял на улице, сначала бегал, пры-гал, занимался зарядкой, а теперь он устал и решил спрятаться в свой уютный домик-ротик и лечь спать. 
 
Таким образом ребенку помогают убрать язык за нижние зубы. 
 
Л.: Язычок улегся в свою мягкую постельку, но в его домике слишком жарко и он никак не может заснуть. Давай поможем ему это сделать. Мы подуем на него холодным ветерком, таким же, какой дул, когда язычок гулял на улице. 
 
Когда ребенок слегка растягивает губы в улыбку, так, чтобы были видны передние зубы, и укладывает язык за нижние резцы, неоходимо прижать ему углы рта рукой и при этом поднести пузырек к передним зубам. Логопед объясняет ребенку, что этот пузырек – волшебный и он будет отвечать свистом только в том случае если правильно в него подуть. 
 
После этого ребенок старается дуть таким образом, чтобы был слышен характерный свист, образующийся при трении воздуха о край верхних резцов. 
 
В некоторых случаях у ринолалия сопровождается сниженным  тонусом мышц языка. Вялость и слабость всех язычных мышц, а особенно паретичность кончика языка приводит к тому, что ребенок не может с достаточной силой прижать кончик языка к нижним резцам, прогнув при этом переднюю часть спинки языка. В результате вместо правильного воспроизведения зазубной артикуляции, язык пассивно лежит на дне полости рта, не образуя нужного желобка между его кончиком и передними верхними зубами. 
 
Для формирования необходимой артикуляционной позы можно использовать пластмассовые палочки от конфет-леденцов. Палочка укладывается на середину языка и задвигается за зубы. Благодаря этому между кончиком языка и верхними резцами происходит образование узкого желобка. Направляя воздушную струю по этому желобку, ребе-нок способствует появлению необходимого свистящего шума.

 
Работая над постановкой глухого  свистящего [c], как правило, одновременно занимаются автоматизацией губно-губных, губно-зубных и переднеязычных звуков, а также проводят их дифференциацию по глухости-звонкости. Поэтому к коррекции звонкого свистящего [з] можно переходить сразу после работы над глухим звуком. Звук воспроизводится путем подражания. Показывая уже отработанную артикуляционную позу детям  предлагают позвенеть, как комарик. 
Звук [ц] ставится от звуков [т] и [с] традиционным способом, применяемым при работе с детьми с дислалией. Не рекомендуется  акцентировать внимание на положении языка, чтобы не делать артикуляцию более напряженной и дети сами успешно справляются с заданием. 
 
Каждый поставленный звук необходимо отрабатывать в послоговой динамической дыхательной гимнастике, присоединяя его к уже имеющимся звукам. 
 
Нарушения произношения свистящих звуков могут сохранятся за счет несформированности зубного ряда. Временное отсутствие боковых зубов, связанное с расщелиной альвеолярного отростка, приводит к образованию дополнительного шума при их произнесении. Как показывает опыт, нормализация прикуса способствует устранению этого дефекта. 
 
Артикуляция шипящих звуков в большинстве случаев имеет патологические особенности, характерные для ринолалии. Приподнятая задняя часть спинки языка и глоточный выдох придают им специфическую окраску. В задачи коррекционной работы входит вызвать правильное положение органов артикуляции и выработать направленный ротовой выдох при произнесении шипящих звуков. 
 
Работа начинается с постановки глухого звука [ш]. Используются  навыки, отработанные на этапе формирования артикуляционных укладов и артикуляционных движений. Ребенку предлагается вспомнить упражнение “чашечка”, при котором нужно удерживать на весу широкий язык, приподнимая кверху его кончик. Затем “чашечка” продвигается вглубь полости рта. Ребенку напоминают о том, что сейчас язычок не спит, и поэтому он не должен опускаться вниз. Закрепив верхнее положение языка, переходят к целенаправленному дутью. Чтобы избежать неправильного направления воздушной струи (в щеки, на губы) ребенку можно показать картинку с изображением плывущего корабля с надутыми парусами и предлагают представить, что ротик – это корабль, а язычок – парус. Чтобы парус надулся, надо подуть точно на язычок. При этом правильное положение губ контролируется  логопедом. 
 
Звук [ж], как правило, воспроизводится детьми по подражанию. Можно использовать вариант сказки о веселом язычке. 
 
Л.: Хотя твой язычок очень много бегал, прыгал, выполнял всякие упражнения и теперь вернулся в домик, он все еще не хочет ложиться спать и продолжает играть, подпрыгивая и доставая до потолка. Покажи, как он это делает. 
 
Ребенок демонстрирует отработанную артикуляционную позу. 
 
Л.: Но вдруг к нему в домик залетела пчела и стала летать и жужжать. Язычок так испугался, что от страха приклеился к потолку. Я покажу тебе, как летает пчелка летает и жужжит в домике, а потом ты сделаешь то же самое. 
 
Как правило дети легко справляются с предложенным заданием, т. к. параллельно с коррекцией звукопроизношения проводится работа по дифференциации ранее сформированных звуков, в том числе и по глухости-звонкости. 
 
К постановке звука [щ] следует приступать после того, как ребенок овладевает правильным произношением свистящих и шипящих звуков. Ребенку предлагается произнести прямой слог [си], оттянув назад кончик языка. Чтобы губы приняли необходимое положение, можно вспомнить упражнение “заборчик”. Если органы артикуляции принимают нужную позу, то слышится требуемый звук. Иногда для получения “заборчика” требуется механическая помощь и губы придерживаются рукой. Таким же образом предлагается произносить слоги [ся], [се], [сю]. 
При постановке аффрикаты [ч] у каждого ребенка следует вырабатывать умение правильно определять положение языка при произнесении звука и акцентировать внимание на направляемой воздушной струе. Коррекция ведется традиционным способом от звука [т`]. 
Сроки постановки заднеязычных звуков определяются в зависимости от характера их нарушения и степени автоматизации взрывных переднеязычных звуков. Если ребенок поступает на логопедическое обучение с уже сформированными и автоматизированными взрывными переднеязычными звуками [т] и [д], то решение вопроса о сроках постановки заднеязычных будет зависеть от того, каким образом нарушено их произношение. 
 
При наличии фарингализованных заднеязычных звуков, когда артикуляция осуществляется на уровне глотки, работу над этими звуками можно начинать после коррекции свистящих и шипящих, ближе к завершающей части курса логопедического обучения. Это объясняется тем, что по сравнению с другими согласными  фарингализованные заднеязычные более близки к норме и менее влияют на качество речи. 
 
Если заднеязычные звуки полностью отсутствуют, то коррекционную работу можно начинать параллельно с постановкой свистящих звуков, т. е. в более ранние сроки. 
 
Если у ребенка не сформированы или не до конца автоматизированы взрывные переднеязычные, постановка заднеязычных проводится только после того, как полностью завершена  автоматизация звуков [т] и [д]. 
 
Работа по исправлению глухого заднеязычного [к] ведется традиционно с механической помощью. Нажимая зондом на переднюю часть спинки языка в момент произнесения слога [та], таким образом способствуют перемещению языка вглубь ротовой полости и созданию артикуляционной позы, необходимой для образования звука [к]. Продол-жая пользоваться механической помощью, звук вводится в другие слоги. Постепенно нажим зонда ослабевает, а затем и полностью отменяется, и ребенок начинает произносить звук самостоятельно. 
 
Вызывание звонкого заднеязычного [г] проводится аналогично от слога [да] с использованием механического способа постановки. 
 
Звук [х] обычно ставится путем уточнения положения языка и отработки ротового выдоха. 
Постановке звука [л] предшествовуют длительные целенаправленные тренировки, т. к. его артикуляция требует тонких дифференцированных движений кончика языка. У детей с ринолалией патологическая стабилизация языка приводит к тому, что его кончик постоянно находится в пассивном положении и в итоге оказывается недоразвитым. Плохая работа язычных мышц препятствует активному прогибанию спинки языка вниз, дети затрудняются выполнить любые действия, требующие мышечных усилий, характерным является отсутствие определенного фокуса образования. 
 
Для целенаправленного развития необходимых ощущений необходимы логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. 
 
Постановка звука начинается с получения межзубного [л]. Целесообразно стремиться вызвать его произнесение непосредственно в слоге. С этой целью можно предложить ребенку прикусывать напряженный высунутый язык во время пения гласного [a]. В этот момент слышится сочетание [лa]. Внимание обращается на то, чтобы ребенок после прикусывания языка широко открывал рот, как бы пропевая звук [a]. Этот прием способствует уменьшению носового резонанса и получению полетного звучания голоса. 
 
При переходе на зазубную артикуляцию также необходимо  следить за тем, чтобы нижняя челюсть была опущена, и произнесение осуществлялось за счет подъема языка и активной работы его кончика. 
 
Постановка звука [р] ведется в последнюю очередь по ряду причин. Во-первых, для вибрации кончика языка нужна слишком сильная направленная воздушная струя. Это вызывает трудности у всех детей с ринолалией, а для ребенка с небно-глоточной недостаточностью является практически недоступным. 
 
Следующим фактором, затрудняющим постановку звука, является патологическая поза языка. Для произнесения звука [р] требуются такие качественные характеристики артикуляционных движений, как точность, дифференцированность, ритмичность. Необходим активный, хорошо развитый кончик языка. 
 
Наиболее распространенный прием коррекции звука [р] от [д] не всегда дает желаемые результаты. Некоторые дети не могут утрированно, с силой повторять [д]-[д]-[д], направляя при этом большой поток воздуха на кончик языка. У ребенка начинают работать боковые края языка, воздушная струя направляется в щеки, заметно повышается саливация. Кончик языка принимает участие в артикуляции в недостаточной степени. Препятствием к правильному произношению звука служит несоблюдение конкретного артикуляционного уклада. 
 
Нецелесообразно заострять внимание ребенка на данных тренировках. Лучше попытаться поставить звук от слогового сочетания [за], удлиняя произнесение первого звука: [з]-[з]-[з]. Этот прием, как правило, дает необходимый результат и помогает вызвать нужную фонему.
 

Информация о работе Коррекция звукопроизношения