Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 21:16, реферат
В современном обществе одной из актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения, которая связана с увеличением количества детей, имеющих различные тяжелые речевые нарушения, а также задержку интеллектуального развития.
Московский
социально – педагогический
институт
Реферат
Тема:
«Коррекционная логоритмика»
Выполнила: студентка V курса заочного отделения
Проверила:
Москва
2010
ЛОГОРИТМИКА – ОДИН ИЗ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В
современном обществе одной из
актуальных проблем является тема здоровья
подрастающего поколения, которая
связана с увеличением
В связи с этим одним из приоритетных направлений является организация и проведение занятий «Логопедическая ритмика».
Так как все, окружающее нас живет по законам ритма: смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнений и играх.
Логоритмика является одним из важнейших методических средств, опирающимся на связь слова, музыки и движения, включающим в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
Всю
коррекционно-развивающую
Занятие по логопедической ритмике проводится один раз в неделю во второй половине дня, и продолжительность его зависит от возраста детей. Содержание занятия напрямую связаны с изучаемой лексической темой и задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному воспитанию (« Мой детский сад», «Осень», «Огород» и т.д.). Сюжетно – тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Вследствие этого разработаны тематические конспекты занятий по темам: « Поможет в обновку нарядиться – иголка мастерица», «Зимние забавы», «В зоопарке», «Утенок и его друзья», « В гости куколка пришла», «Весенние цветы» (по лексическим темам).
Разработанные
логоритмические занятия
В
музыкальном зале создана коррекционно-
Используется разнообразный материал на занятиях по логоритмике: игры со словом, игры с пением, коммуникативные игры, пальчиковые игры, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве; общеразвивающие упражнения, упражнения для развития внимания и памяти.
По тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его умении координировать движения. Для этого используются речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение, главной задачей которых является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями: «Мы шагаем», «Деревья», «Мы листочки», «Башмачок», «Мы идем», «Мы слепили снежный ком», «Звери на елке», а также ритмические игры для развития музыкально-ритмического слуха: «Капли», «Ежик и барабан», «Мосток», «Лягушки», «Мороз», «Ритмическое эхо», « Строители» и т.д.
Особенно привлекательны для детей коммуникативные танцы-игры («Поиграем веселей!», «Веселые дети» и т.д.), поскольку они построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие и радостные эмоции. Коммуникативные танцы и игры позволяют ребенку раскрепоститься и наделяют смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
А игра на разных музыкальных и шумовых инструментах способствует развитию музыкально-ритмического чувства, координации движений, общей и мелкой моторики. На первых этапах ребенок играет только на самых простых инструментах (маракас или колокольчики, шумелки), в ходе дальнейших занятий ему становится доступным все большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требуют от него более развитой координации движений и воспроизведения ритмического рисунка мелодии. Впоследствии он осваивает и инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, металлофон и т.д.). Ещё для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью, на занятиях используются пальчиковые игры: «Обезьянки», «Мальчик-пальчик», «Ладушки», «Где же ручки» и т.д. Преимущество этих игр заключаются в том, что они занимательны, доступны детям по содержанию, а также имеют музыкальное сопровождение.
Большую помощь в коррекционной работе оказывают музыкально-дидактические игры, которые вызывают у детей желание не только участвовать в них, но и решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. А также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей и дают детям радость совместного творчества в игре.
Для заинтересованности детей используются разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, разные музыкальные (колокольчики, металлофоны) и шумовые инструменты:
В коррекционной работе с детьми можно использовать фонограмму для развития слухового восприятия: «Шуршащие звуки», « Деревянные звуки», «Стеклянные звуки», «Металлические звуки», «Зимние звуки», «Весенние звуки», «Голоса природы», «Пение птиц».
Фонопедические упражнения по методу В.В Емельянова: «Утро», «Осень», «В лесу», «Рукодельница», «Зима», «Снежинка», «Труба и барабан» и т.д., через которые дети развивают возможности своего голосового аппарата.
Таким образом, логоритмические занятия, разнообразные по содержанию, по видам музыкальной деятельности, по их сочетанию с другой деятельностью, способствуют совершенствованию у детей всех функций речи, а также развитию памяти, внимания, мышления и воображения, имеют оздоровительную направленность, совершенствуют общую и мелкую моторику, четкость и координированность движений. Ощущение радости, полученной ребенком на занятии, усиливает успешность в устранении речевых нарушений и обеспечивает социализацию каждого воспитанника.
Занятия по логоритмике
Практика
показала, что регулярные занятия логоритмикой
способствуют, прежде всего, нормализации
речи ребенка вне зависимости от вида
речевого нарушения, формируют положительный
эмоциональный настрой, учат общению со
сверстниками и многое другое.
Список литературы:
Санкт- Петербург.2005