Контроль в процессе управления ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:56, реферат

Описание работы

Цель: Мотивировать сотрудников ДОУ к выполняемым должностным обязанностям.
Задачами проекта являются:
Сравнение результатов работы с нормативными требованиями;
Оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ;
Сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи;
Сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения;
Выявление и обобщение передового педагогического опыта.

Содержание

Актуальность проекта ……………………………………………….3
Цель и задачи проекта…………..……………………………………3
Методы контроля …………………………………………………….5
Наблюдение педагогического процесса …………………………….5
Итоговые занятия ……………………………………………………..6
Проверка календарных планов ………………………………………6
Итоговые занятия ……………………………………………………..7
Проверка календарных планов ………………………………………7
Этапы контроля………………………………………………………..9
Виды контроля ……………………………………………………..…9
Планируемые результаты ……………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Контроль в процессе управления ДОУ.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

АДЫГЕЙСКИЙ  РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ 
 
 
 
 
 

ПРОЕКТ  ПО ТЕМЕ:

«КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ» 
 
 
 

                 Кадакоева А.М., заведующая МДОУ №5  
             
             
             
             
             
             
             

Майкоп - 2011

 

Содержание 

Актуальность  проекта ……………………………………………….3

Цель и задачи проекта…………..……………………………………3

Методы контроля …………………………………………………….5

Наблюдение педагогического  процесса …………………………….5

Итоговые занятия ……………………………………………………..6

Проверка календарных  планов ………………………………………6

Итоговые занятия ……………………………………………………..7

Проверка календарных планов ………………………………………7

Этапы контроля………………………………………………………..9

Виды контроля ……………………………………………………..…9

Планируемые результаты ……………………………………………13

 

 

      Актуальность проекта: Существует необходимость системы наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования для мотивирования труда сотрудников ДОУ.

      Он  должен быть целесообразным, систематическим, объективным, гласным, носить диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер.

      Цель: Мотивировать сотрудников ДОУ к выполняемым должностным обязанностям.

      Задачами проекта являются:

  • Сравнение результатов работы с нормативными требованиями;
  • Оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ;
  • Сбор, систематизация и хранение информации о том, как изменилось состояние системы после того или иного управленческого решения, т.е. выполнение функции обратной связи;
  • Сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т.е. контроль исполнения;
  • Выявление и обобщение передового педагогического опыта.
 

      Одной из функций руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление  контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка - одна из форм контроля.

      Главным предметам тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

      Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

      Тематику  контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

      Тематическая  проверка также может быть посвящена  изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического  опыта или новых педагогических технологий и т.д.

      Формулировка  цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой — выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

          · развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

          · внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.

      Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

          · изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;

          · определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

          · состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

          · анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.

      Исходя  из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

      Содержание  определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.

      Содержание  и формы организации детской  деятельности диктуют методы контроля:

          1. Наблюдение педагогического процесса.

      При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая  должна способствовать реализации основного  содержания плана тематической проверки, а также может быть связана  с наличием сложных задач, слабо  решаемых в ДОУ.

      При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу .

      В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в  ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.

      После наблюдения проводится анализ его с  воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно  построена его работа. Начать лучше  с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ. 

      2. Итоговые занятия

      Цель  их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

      Содержание  итогового занятия разрабатывается  старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного  раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается .

      3. Проверка календарных  планов Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .

      4. Беседы с детьми

      Это один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого  ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.

      5. Анализ детских  работ

      Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

      Прежде  всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

      Таковы  основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

      С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию  в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Информация о работе Контроль в процессе управления ДОУ