Конфликты в деятельности педагогического коллектива и пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является выяснение влияния конфликтов на
педагогический коллектив.
Для достижения этой цели необходимо было решение следующих задач:
. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
. Подобрать, соответствующие проблеме, методики.
. Определить выборку (респондентов), с помощью которых будет
осуществляться практическая часть работы ( на ком будет проводиться
исследование).
. Провести исследование.
. Обработать полученные результаты и сравнить их между собой.
. Сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретическая часть.
1.1 История изучения конфликтов. 5
1.2 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания. 8
1.3 Особенности педагогических конфликтов. 25
Выводы по первой главе. 27
Глава II. Практическая часть.
2.1 Цели, задачи, объект исследования. 28
2.2. Результаты и выводы проведенного исследования. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Библиография 35

Работа содержит 1 файл

Конфликты в деятельности педагогического коллектива и пути их преодоления.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

 

Выводы  по первой главе.

 

Исходя из сказанного можно заключить, что факторы, влияющие на конфликтность, в общем виде те же самые, что и факторы, определяющие совместимость и несовместимость людей. 

Каковы же эти факторы? Можно выделить две основные группы факторов, влияющих на совместимость в коллективе, - объективные характеристики коллективной деятельности и психологические особенности его членов.

Объективные характеристики деятельности выражаются прежде всего в ее содержании и способах организации. 

В зависимости  от сферы проявления психологические  особенности работников, оказывающие  воздействие   на   их конфликтность, можно разделить на функциональные  и  нравственно-коммуникативные.  Первые  из  них   отражают требования  в  профессиональной  деятельности,  вторые  -  в   межличностном общении. 

Нравственно-коммуникативные  факторы должны оказывать  наибольшее  влияние на конфликтность на внутригрупповом уровне: 

Педагоги работают относительно независимо друг от друга и в то  же  время тесно между собой связаны  в  плане  межличностного  общения.  Что  касается функциональных  факторов,  то  они,   видимо, играют   решающую   роль в возникновении конфликтов между руководителями и подчиненными.

 

 

Глава II. Практическая часть.

2.1  Цели, задачи, объект  исследования.

 

Моя  исследовательская  работа  направлена   на   выявление   взаимосвязи

психологического  климата и конфликтов в педагогическом коллективе. 

Под  психологическим  климатом  мы  понимаем  относительно   устойчивые психологические   состояния   учительского    коллектива,    значимые    для деятельности   его   членов.   Климат   может    быть    благоприятным     и неблагоприятным, хорошо или плохо влиять на самочувствие  человека.  Значит, говоря о климате, имеют экологическую характеристику психологии  коллектива, составляющую условия жизнедеятельности личности. 

Конечно, понятие  «климат» очень емкое. Оно охватывает  не  только психологию коллектива, но  и  все  другие  условия,  влияющие  на  состояния человека,  в  то  числе  и  особенности   организации   труда,   материально вещественные  условия  и  т.д.  Например,  творческий  климат  - это вся совокупность факторов внутришкольной ситуации, влияющих  на  профессионально– творческое самочувствие учителя, на его профессиональный рост. Среди  них важное место занимают психологические  составляющие:  настроение  людей,  их взаимоотношения,  сплоченность.  Они  и  образуют  основу   психологического климата.

Исходя из всего  выше сказанного можно утверждать, что  психологический

климат коллектива является  неотъемлемой  частью  конфликтных  ситуаций.  Он играет важнейшую роль в его дальнейшем развитии и разрешении. Ведь,  если  в педагогическом  коллективе  благоприятный  психологический  климат,   то   и конфликт, с большей вероятностью,  разрешится  в  положительную  сторону,  а если неблагоприятный, то  в отрицательную. 

Основная  цель  исследования  -  , как было  сказано ранее,  влияние

конфликтов на педагогический коллектив. 

В ходе работы были поставлены следующие задачи: 

Провести   исследование   на   выявление психологического   климата   в

педагогическом  коллективе. 

Провести методики. 

Определить конфликтный  данный коллектив или нет. 

Объектом исследования является педагогический  коллектив,  представленный учителями в возрасте от 25 до 45. 

Выборка составляет 25 человек. Из них 20 – женщины и 5 – мужчины. 

При  выполнении  эмпирического  исследования   применяли   следующую

методику:

  • Методика изучения отношения воспитателей и учителей к коллегам
 
  • Исследование   отношений и общения в системе "педагог-коллеги" осуществлялось с помощью методики Фидлера.
 

Психологическая атмосфера в коллективе оценивалась  нами с помощью  шкалы - опросника,   предложенной   Ф.Фидлером.   Педагогам давалась следующая инструкция: "Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов,  с  помощью которых можно описать атмосферу в любой группе.  Чем  ближе  к  правому  или левому слову в каждой паре Вы поместите знак "X",  тем  более  выражен  этот признак в Вашем педагогическом коллективе. 

   1. Дружелюбие :_:_:_:_:_:_:_:_:      Враждебность 

   2. Согласие    : :_:_:_:_:_:_:_:_ Несогласие 

   3.  Удовлетворенность    :_: :_:_:_:_:_:_:   Неудовлетворенность 

   4. Увлеченность    :_:_:_:_:_:_:_:_:   Равнодушие 

  5.   Продуктивность   :_:_:_:_:_:_:_:_:   Непродуктивность 

   6.  Теплота  :_:_:_:_:_:_:_:_:  Холодность 

   7.   Сотрудничество     :_:_:_:_:_:_:_:_:   Отсутствие сотрудничества 

   8.   Взаимная поддержка   :_:_:_:_:_:_:_:_:    Недоброжелательность 

   9. Занимательность :_:_:_:_:_:_:_:_:    Скука 

   10. Успешность  :_:_:_:_:_:_:_:_:  Неуспешность 

Все педагоги, принимавшие  участие в исследовании, были  отнесены  к  двум

уровням оценки социально-психологического  климата.  Воспитатели и учителя первого  уровня  оценивают   психологический   климат   в   коллективе   как благоприятный (итоговый  показатель  находится  в  диапазоне  от  10  до  35 баллов), а педагоги,  отнесенные  ко  второму  уровню,  как  неблагоприятный (итоговый показатель в диапазоне от 36 до 80 баллов). 

   Представления  о сплоченности коллектива дают  возможность понять, в  какой мере ценности его членов, их устремления и представления о путях  достижения общих целей и конкретных задач совпадают. Это  в  известной  мере  ответ  на вопрос о том, насколько привлекателен коллектив для  каждого  из  педагогов.

Чаще  всего   сплоченность   связывают   с   характером   (благоприятностью)

межличностных  отношений,  отсутствием  изолированных,  отвергнутых   членов группы. Это  один  из  важнейших  факторов,  влияющих  на  их  отдачу  и  их самочувствие в коллективе, удовлетворенность своими контактами с  товарищами и руководством.

 

2.2. Результаты и выводы проведенного исследования.

 

        Психологический  климат  в   педагогическом  коллективе,  на  котором

проводилось  данное  исследование,  исходя  из  полученных   данных,   можно трактовать как  неблагопрятный,  так  как  средний  показатель  по  методике составляет 50 баллов. Следовательно,  в  этом  педагогическом  коллективе  в большей степени присутствуют отрицательные качества такие как  враждебность, несогласие, неудовлетворенность, равнодушие,  непродуктивность,  холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, недоброжелательность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод :

Исходя  из  проделанной  работы   и   полученных   в   результате

исследования  данных  можно  утверждать,   что   в   данном   педагогическом

коллективе сложилась  довольно сложная ситуация. Здесь  ценности  его  членов, их устремления и представления о путях достижения общих целей  и  конкретных задач не совпадают. Вследствии чего возникают  деструктивные  конфликты,  то есть   конфликты   приводящие   к   распаду   сплоченности   коллектива,   к межличностной   вражде,   что   естественно   будет   сказываться   на    их профессиональной деятельности. 

Для  улучшения  ситуации  в  этом  коллективе  просто  необходимо

вмешательство  профессионала.   Также   необходимо   срочное   вмешательство директора данного учебного  учреждения  (  в теоретической части мы  уже рассматривали как директор может повлиять на подобную ситуацию).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена конфликтам в педагогических коллективах. Эта

проблема на сегодняшний день является одной из самых основных в  современной системе образования. Но в тоже время и  малоразработанной.  Спрашивается: «ПОЧЕМУ». Ведь  от  благоприятного  психологического  климата  зависит   и благоприятное  разрешение  конфликта,  от  чего,  в  свою  очередь,  зависит качество обучения НАШИХ детей. 

К сожалению, в  настоящее время эти проблемы осознаются  еще  далеко

не всеми. Так, по данным одного  из  исследований,  только  2,5%  директоров школ пытаются овладеть идеями педагогики сотрудничества, только 2,3% из  них интересуются вопросами самоуправления. А ведь директор  играет самую  важную роль в сплоченности педагогического коллектива… 

Также  малоразработанной  является  проблема   адаптации   молодых

специалистов  в педагогическом  коллективе.  Ведь  молодым  педагогам  просто необходимо знать как вести себя в новом коллективе, так как и  члены  нового коллектива будут настороженно относится к «новичку». 

Я надеюсь, что  в ближайшем будущем эта проблема получит  широчайший

разбор,  так  как  не  зная  как  поступить  в  конфликтной  ситуации  можно

совершить непоправимые ошибки.

 

Библиография

 

1.Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981

2. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации участников // Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров. – М.: ИНИОН, 1991. – С. 90-100

3.О.В. Аллахвердова, В.И. Викторов, М.В. Иванов, Е.Н. Иванов, А.С.

Кармин, А.В. Липницкий- «Конфликтология»  Санкт- Петербург 2000г.

4. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995

5. Аникеева Н.П. «Учителю о психологическом климате в коллективе» Москва 1983г.

6.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб., 1992

7. Н.Ф. Вишняков «Конфликтология» Минск 2000г.

8.Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики [сборник]. – М., 1996.

9.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.

Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Сборник статей. М.: Наука, 1981, с. 3-24

10. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.

11.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс, 1997

12.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987.

13.Материалы интернет-сайта www.azsp.ru

14.Материалы интернет-сайта websites.pfu.edu.ru

15.Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986

16.Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. – М.: Наука, 1991. – 160 с.

17.Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993

18. «Фрустрация, конфликт, защита» – Вопросы психологии №6 1991г.

19.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения – М.: Наука, 1990 – 158 с.

20.Харин С.С., Башлакова А.Н.  , Н.Ю. Клышевич «Диагностика и коррекция

коммуникативной деятельности педагогов» Минск 1996г.

21.Ходор Н.И.  « Лекции по педагогической психологии»

22. Шакуров Р.Х., Алишев Б.С.  «Причины конфликтов в педагогических коллективах и пути их преодоления» - Вопросы психологии №6 Москва 1986г.

23.Шипилов А.И. Социально-психические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Дис.…канд. псих. Наук. – М., 1993. – 224 с. 24.

Информация о работе Конфликты в деятельности педагогического коллектива и пути их преодоления