Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:09, курсовая работа
целью данной работы является выяснение влияния конфликтов на
педагогический коллектив.
Для достижения этой цели необходимо было решение следующих задач:
. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
. Подобрать, соответствующие проблеме, методики.
. Определить выборку (респондентов), с помощью которых будет
осуществляться практическая часть работы ( на ком будет проводиться
исследование).
. Провести исследование.
. Обработать полученные результаты и сравнить их между собой.
. Сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретическая часть.
1.1 История изучения конфликтов. 5
1.2 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания. 8
1.3 Особенности педагогических конфликтов. 25
Выводы по первой главе. 27
Глава II. Практическая часть.
2.1 Цели, задачи, объект исследования. 28
2.2. Результаты и выводы проведенного исследования. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Библиография 35
Исходя из сказанного
можно заключить, что факторы, влияющие
на конфликтность, в общем виде те же самые,
что и факторы, определяющие совместимость
и несовместимость людей.
Каковы же эти факторы? Можно выделить две основные группы факторов, влияющих на совместимость в коллективе, - объективные характеристики коллективной деятельности и психологические особенности его членов.
Объективные характеристики
деятельности выражаются прежде всего
в ее содержании и способах организации.
В зависимости
от сферы проявления психологические
особенности работников, оказывающие
воздействие на их конфликтность,
можно разделить на функциональные
и нравственно-коммуникативные.
Первые из них отражают требования
в профессиональной деятельности,
вторые - в межличностном
общении.
Нравственно-коммуникативные
факторы должны оказывать наибольшее
влияние на конфликтность на внутригрупповом
уровне:
Педагоги работают относительно независимо друг от друга и в то же время тесно между собой связаны в плане межличностного общения. Что касается функциональных факторов, то они, видимо, играют решающую роль в возникновении конфликтов между руководителями и подчиненными.
Моя исследовательская работа направлена на выявление взаимосвязи
психологического
климата и конфликтов в педагогическом
коллективе.
Под психологическим
климатом мы понимаем относительно
устойчивые психологические состояния
учительского коллектива,
значимые для деятельности
его членов. Климат
может быть благоприятным
и неблагоприятным, хорошо или плохо влиять
на самочувствие человека. Значит,
говоря о климате, имеют экологическую
характеристику психологии коллектива,
составляющую условия жизнедеятельности
личности.
Конечно, понятие «климат» очень емкое. Оно охватывает не только психологию коллектива, но и все другие условия, влияющие на состояния человека, в то числе и особенности организации труда, материально вещественные условия и т.д. Например, творческий климат - это вся совокупность факторов внутришкольной ситуации, влияющих на профессионально– творческое самочувствие учителя, на его профессиональный рост. Среди них важное место занимают психологические составляющие: настроение людей, их взаимоотношения, сплоченность. Они и образуют основу психологического климата.
Исходя из всего выше сказанного можно утверждать, что психологический
климат коллектива
является неотъемлемой частью
конфликтных ситуаций. Он играет
важнейшую роль в его дальнейшем развитии
и разрешении. Ведь, если в педагогическом
коллективе благоприятный психологический
климат, то и конфликт, с большей
вероятностью, разрешится в
положительную сторону, а если неблагоприятный,
то в отрицательную.
Основная цель исследования - , как было сказано ранее, влияние
конфликтов на
педагогический коллектив.
В ходе работы были
поставлены следующие задачи:
Провести исследование на выявление психологического климата в
педагогическом
коллективе.
Провести методики.
Определить конфликтный
данный коллектив или нет.
Объектом исследования
является педагогический коллектив,
представленный учителями в возрасте
от 25 до 45.
Выборка составляет
25 человек. Из них 20 – женщины и 5
– мужчины.
При выполнении эмпирического исследования применяли следующую
методику:
Психологическая
атмосфера в коллективе оценивалась
нами с помощью шкалы - опросника,
предложенной Ф.Фидлером.
Педагогам давалась следующая инструкция:
"Ниже приведены противоположные по
смыслу пары слов, с помощью которых
можно описать атмосферу в любой группе.
Чем ближе к правому или левому
слову в каждой паре Вы поместите знак
"X", тем более выражен
этот признак в Вашем педагогическом коллективе.
1. Дружелюбие
:_:_:_:_:_:_:_:_: Враждебность
2. Согласие
: :_:_:_:_:_:_:_:_ Несогласие
3. Удовлетворенность
:_: :_:_:_:_:_:_: Неудовлетворенность
4. Увлеченность
:_:_:_:_:_:_:_:_: Равнодушие
5. Продуктивность
:_:_:_:_:_:_:_:_: Непродуктивность
6. Теплота
:_:_:_:_:_:_:_:_: Холодность
7.
Сотрудничество :_:_:_:_:_:_:_:_:
Отсутствие сотрудничества
8.
Взаимная поддержка :_:_:_:_:_:_:_:_:
Недоброжелательность
9. Занимательность
:_:_:_:_:_:_:_:_: Скука
10. Успешность
:_:_:_:_:_:_:_:_: Неуспешность
Все педагоги, принимавшие участие в исследовании, были отнесены к двум
уровням оценки
социально-психологического климата.
Воспитатели и учителя первого уровня
оценивают психологический
климат в коллективе
как благоприятный (итоговый показатель
находится в диапазоне от
10 до 35 баллов), а педагоги, отнесенные
ко второму уровню, как неблагоприятный
(итоговый показатель в диапазоне от 36
до 80 баллов).
Представления
о сплоченности коллектива
Чаще всего сплоченность связывают с характером (благоприятностью)
межличностных отношений, отсутствием изолированных, отвергнутых членов группы. Это один из важнейших факторов, влияющих на их отдачу и их самочувствие в коллективе, удовлетворенность своими контактами с товарищами и руководством.
Психологический климат в педагогическом коллективе, на котором
проводилось
данное исследование, исходя
из полученных данных,
можно трактовать как неблагопрятный,
так как средний показатель
по методике составляет 50 баллов. Следовательно,
в этом педагогическом коллективе
в большей степени присутствуют отрицательные
качества такие как враждебность, несогласие,
неудовлетворенность, равнодушие,
непродуктивность, холодность, отсутствие
сотрудничества, недоброжелательность,
скука, недоброжелательность.
Вывод :
Исходя из проделанной работы и полученных в результате
исследования данных можно утверждать, что в данном педагогическом
коллективе сложилась
довольно сложная ситуация. Здесь
ценности его членов, их устремления
и представления о путях достижения общих
целей и конкретных задач не совпадают.
Вследствии чего возникают деструктивные
конфликты, то есть конфликты
приводящие к распаду
сплоченности коллектива,
к межличностной вражде,
что естественно будет
сказываться на их профессиональной
деятельности.
Для улучшения ситуации в этом коллективе просто необходимо
вмешательство профессионала. Также необходимо срочное вмешательство директора данного учебного учреждения ( в теоретической части мы уже рассматривали как директор может повлиять на подобную ситуацию).
Данная работа посвящена конфликтам в педагогических коллективах. Эта
проблема на
сегодняшний день является одной из
самых основных в современной системе
образования. Но в тоже время и малоразработанной.
Спрашивается: «ПОЧЕМУ». Ведь от
благоприятного психологического
климата зависит и благоприятное
разрешение конфликта, от чего,
в свою очередь, зависит качество
обучения НАШИХ детей.
К сожалению, в настоящее время эти проблемы осознаются еще далеко
не всеми. Так,
по данным одного из исследований,
только 2,5% директоров школ пытаются
овладеть идеями педагогики сотрудничества,
только 2,3% из них интересуются вопросами
самоуправления. А ведь директор играет
самую важную роль в сплоченности педагогического
коллектива…
Также малоразработанной является проблема адаптации молодых
специалистов
в педагогическом коллективе.
Ведь молодым педагогам просто
необходимо знать как вести себя в новом
коллективе, так как и члены нового
коллектива будут настороженно относится
к «новичку».
Я надеюсь, что
в ближайшем будущем эта
разбор, так как не зная как поступить в конфликтной ситуации можно
совершить непоправимые ошибки.
1.Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981
2. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации участников // Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров. – М.: ИНИОН, 1991. – С. 90-100
3.О.В. Аллахвердова, В.И. Викторов, М.В. Иванов, Е.Н. Иванов, А.С.
Кармин, А.В. Липницкий- «Конфликтология» Санкт- Петербург 2000г.
4. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995
5. Аникеева Н.П. «Учителю о психологическом климате в коллективе» Москва 1983г.
6.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб., 1992
7. Н.Ф. Вишняков «Конфликтология» Минск 2000г.
8.Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики [сборник]. – М., 1996.
9.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.
Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Сборник статей. М.: Наука, 1981, с. 3-24
10. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.
11.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс, 1997
12.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987.
13.Материалы интернет-сайта www.azsp.ru
14.Материалы интернет-сайта websites.pfu.edu.ru
15.Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986
16.Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. – М.: Наука, 1991. – 160 с.
17.Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993
18. «Фрустрация, конфликт, защита» – Вопросы психологии №6 1991г.
19.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения – М.: Наука, 1990 – 158 с.
20.Харин С.С., Башлакова А.Н. , Н.Ю. Клышевич «Диагностика и коррекция
коммуникативной деятельности педагогов» Минск 1996г.
21.Ходор Н.И. « Лекции по педагогической психологии»
22. Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. «Причины конфликтов в педагогических коллективах и пути их преодоления» - Вопросы психологии №6 Москва 1986г.
23.Шипилов А.И. Социально-психические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Дис.…канд. псих. Наук. – М., 1993. – 224 с. 24.
Информация о работе Конфликты в деятельности педагогического коллектива и пути их преодоления