Автор: d******************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:50, статья
Общее психическое состояние личности, так же, как и уровень ее здоровья и работоспособности в значительной мере определяется характером общения и совместной деятельности в различных группах и коллективах. Параметры межличностной напряженности, возникающей в трудовых коллективах, рассматриваются как форма стресса, приводящая, в случае их не управляемости, к ухудшению «психологического климата» в коллективе, конфликтам, травматизму, психологическим барьерам, снижению производительности труда и так далее.
Конфликтная напряженность в учебной группе
Л.Ф. Галимова
Научный руководитель: доктор социологических
наук, доцент
Н.В. Губина
НХТИ, Нижнекамск
Общее психическое состояние личности, так же, как и уровень ее здоровья и работоспособности в значительной мере определяется характером общения и совместной деятельности в различных группах и коллективах. Параметры межличностной напряженности, возникающей в трудовых коллективах, рассматриваются как форма стресса, приводящая, в случае их не управляемости, к ухудшению «психологического климата» в коллективе, конфликтам, травматизму, психологическим барьерам, снижению производительности труда и так далее.
Групповое напряжение – это побуждающий фактор, обеспечивающий неудовлетворенность и желание что - то изменить [1].
Групповое напряжение возникает в связи с несовпадением ожиданий участников группы с реальной групповой ситуацией, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соизмерять свои потребности, желания, позиции, установки с другими членами группы, обращением к болезненным проблемам и переживаниям. Напряжение может выражаться в агрессивности, злости, раздражении, неприятии, страхе, отчуждении. Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индивида в группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, а стараются выявлять либо вербально (рассказ об этих чувствах), либо в символической форме (используются дополнительные объекты: клиент бьёт по подушке, которая является символов человека - предмета агрессии) [2].
Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к распаду группы. Слабое напряжение тоже негативно, так как работа над собой затормаживается, члены группы удовлетворены отношениями, стараются не замечать комплексы. Группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов.
Если напряжение в группе слишком высоко, то члены группы не в состоянии действенно решать проблемы, они жалуются, что отношения между ними нарушены. Если же, наоборот, напряжение слишком низко, то члены группы будут отдавать предпочтение более удобным, легким, бесконфликтным взаимным контактам, а не подробному разбору собственных проблем, который сопровождается негативными эмоциями. Оптимальный уровень напряжения в группе способствует проявлению и вскрытию групповых и индивидуальных конфликтов и проблем, конфронтации и взаимной критике, предоставляя группе уникальный материал для эффективной работы, что, в конечном счете, приводит к позитивным изменениям у участников группы [2].
Групповая деятельность в условиях напряженности имеет ряд особенностей, отличающих ее от групповой деятельности в нормальных условиях.
Система взаимоотношений, на которых базируется структура группы, является саморегулирующейся, что обеспечивает поддерживание уровня межличностной напряженности в группе на некотором постоянном уровне.
Сложность регулирования напряженности в учебной группе обусловливается тем, что на взаимоотношения влияет большое количество факторов. К таким факторам можно отнести расхождение мнений членов группы, что довольно часто приводит к открытым конфликтам; нарушение внутренней дисциплины некоторыми из них; низкая успеваемость отдельных участников, которая влечет за собой снижение успеваемости всей группы в целом и другие. Процесс образования взаимоотношений в коллективе является саморегулирующимся, межличностные взаимоотношения имеют внутренние законы развития.
Групповая напряженность в случае ее неуправляемости может блокировать процессы функционирования и совершенствования группы, в форме неразрешимых, порой скрытых конфликтов, труднопреодолимых психологических барьеров, негативного отношения к учебе, нарушений дисциплины и так далее, что, в конечном счете, может привести к распаду группы.
Именно
поэтому очень важно изучать
конфликтную напряженность в
группе, в первую очередь потому,
чтобы научиться управлять этим
процессом для создания условий
стабильного функционирования группы.
Литература
1.
http://home.tula.net/tgpu/
2.
http://www.pedlib.ru/Books/3/
Информация о работе Конфликтная напряженность в учебной группе