Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:56, реферат
Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций собственного опыта: для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает.
Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями: речевые умения, умения мимической и пантомимической выразительности, умения управления своим психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.
Педагогическое
мастерство проявляется в деятельности,
но к ней не сводится. Оно характеризуется
высоким уровнем развития специальных
умений, но и это не главное. Главное —
в позиции педагога, способности виртуозно
управлять деятельностью своих учеников.
Рассмотрим,
каким нам представляется содержание
профессионально-
Их
можно подразделить на четыре группы:
I.
Специфические элементы
II.
Специфические элементы
а)
эмпирическое осуществление профессионально-
б)
осуществление способов профессионально-педагогической
деятельности по образцу;
в)
применение способов профессионально-педагогической
деятельности в новой ситуации.
III.
Специфические элементы
а)
выработка умения выявлять и формулировать
проблемы;
б)
частично-поисковая
в)
поисковая (исследовательская) деятельность.
IV.
Специфические элементы
Можно
выделить следующие уровни, способы
формирования и проявления этих элементов
содержания:
а)
формирование внутренней модели поведения
(ВМП) в соответствии с нормами
коммунистической морали и педагогической
этики;
б)
профессионально-педагогическое поведение
на основе ВМП;
в)
творческое отношение к педагогической
деятельности, сформированность педагогического
кредо.
Содержание
элементов профессионально-
1)
система профессионально-
2)
система профессионально-
3)
опыт творческой
4)
сформированные личностные
Это
общий подход, который можно использовать
на этапе подготовки будущих педагогов,
пока они еще самостоятельно не выполняют
педагогических функций.
Овладеть
всеми составляющими в стенах
учебного заведения не представляется
возможным, поэтому процесс формирования
мастерства продолжается и в период самостоятельной
педагогической деятельности, особенно
интенсивно в первые годы.
Что
же необходимо знать для грамотного
осуществления педагогической деятельности?
Система профессионально-
Такая система охватывает: знания объекта, на который направлена деятельность педагога (содержание образования, учащийся как личность и его учебная деятельность); знания своей профессиональной деятельности во всем ее многообразии; знания о себе как субъекте, осуществляющем деятельность (о себе как о педагоге и о себе как о личности со всеми ее достоинствами и недостатками, психологическими особенностями, социальными проявлениями и возможностями); знания процесса обучения и средств осуществления педагогической коммуникации на каждом из трех уровней – общепедагогическом, дидактическом и методическом.