Компоненты педагогического мастерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:56, реферат

Описание работы

Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций собственного опыта: для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает.

Работа содержит 1 файл

Реферат педагоги.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

     Если  все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями: речевые умения, умения мимической и пантомимической выразительности, умения управления своим психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

     Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

     Педагогическое  мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное — в позиции педагога, способности виртуозно управлять деятельностью своих учеников. 
 

     Рассмотрим, каким нам представляется содержание профессионально-педагогического образования педагога-мастера. Оно должно охватывать две стороны указанных видов содержания. Одна – это общие элементы этих видов, которыми должен овладеть любой специалист. Вторая – специальные элементы видов содержания образования. В данном случае это элементы профессионально-педагогического характера. 

     Их  можно подразделить на четыре группы: 

     I. Специфические элементы первого  вида содержания образования  представляют собой профессионально-педагогические  знания. Уровни и способы овладения и проявления этих знаний такие: а) восприятие, понимание, запоминание; б) использование знаний в знакомой ситуации; в) применение знаний в новой ситуации. 

     II. Специфические элементы второго  вида содержания охватывают опыт  осуществления профессионально-педагогической деятельности. Ниже приведены уровни и способы овладения этим опытом и его проявления: 

     а) эмпирическое осуществление профессионально-педагогической деятельности; 

     б) осуществление способов профессионально-педагогической деятельности по образцу; 

     в) применение способов профессионально-педагогической деятельности в новой ситуации. 

     III. Специфические элементы третьего  вида содержания – опыт творческой  педагогической деятельности. Ниже  приведены уровни и способы  овладения ими: 

     а) выработка умения выявлять и формулировать проблемы; 

     б) частично-поисковая педагогическая деятельность; 

     в) поисковая (исследовательская) деятельность. 

     IV. Специфические элементы четвертого  вида содержания представляют  опыт проявления личностных качеств и профессионально-педагогической направленности. 

     Можно выделить следующие уровни, способы  формирования и проявления этих элементов  содержания: 

     а) формирование внутренней модели поведения (ВМП) в соответствии с нормами  коммунистической морали и педагогической этики; 

     б) профессионально-педагогическое поведение  на основе ВМП; 

     в) творческое отношение к педагогической деятельности, сформированность педагогического  кредо. 

     Содержание  элементов профессионально-педагогического  характера у педагога-мастера  должно состоять таким образом из составляющих: 

     1) система профессионально-педагогических  знаний; 

     2) система профессионально-педагогических  навыков и умений; 

     3) опыт творческой педагогической  деятельности; 

     4) сформированные личностные профессионально  значимые качества педагога. 

     Это общий подход, который можно использовать на этапе подготовки будущих педагогов, пока они еще самостоятельно не выполняют  педагогических функций. 

     Овладеть  всеми составляющими в стенах учебного заведения не представляется возможным, поэтому процесс формирования мастерства продолжается и в период самостоятельной педагогической деятельности, особенно интенсивно в первые годы. 

     Что же необходимо знать для грамотного осуществления педагогической деятельности? Система профессионально-педагогических знаний должна охватывать следующие составные части: содержание образования обучаемых; личность обучаемых и особенности их деятельности; педагогическую деятельность; знание себя как личности и как педагога; педагогический процесс. 

     Такая система охватывает: знания объекта, на который направлена деятельность педагога (содержание образования, учащийся как личность и его учебная деятельность); знания своей профессиональной деятельности во всем ее многообразии; знания о себе как субъекте, осуществляющем деятельность (о себе как о педагоге и о себе как о личности со всеми ее достоинствами и недостатками, психологическими особенностями, социальными проявлениями и возможностями); знания процесса обучения и средств осуществления педагогической коммуникации на каждом из трех уровней – общепедагогическом, дидактическом и методическом.

Информация о работе Компоненты педагогического мастерства