Компьютерная зависимость у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:57, практическая работа

Описание работы

Цель работі: Определить пути преодоления компьютерной зависимости.
Задачи
-изучить литературу
-проанализировать зависимость
-изучить особенности формирования зависимости
-провести анкетирование

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическая часть.
• Причины возникновения и виды компьютерной зависимости………..5
• Симптомы зависимости………………………………………………….7
• Особенности общения через Интернет…………………………………8
• Объект исследования (компьютерная зависимость подростков)……..9
• Профилактика зависимости…………………………………………….11
• Вывод…
Глава II. Практическая часть.
• Анкетирование…………………………………………………………..15
• Вывод…………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………..17
Приложение
• Анкета……………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Исследовательская работа по педагогике.1 курс.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

 

Профилактика зависимости

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребёнка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

 

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его деятельность, не связанную с компьютером, чтобы электронные игры и пребывания в Интернете не стали заменой реальности. Необходимо найти возможность показать подростку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но и тренируют тело, создают нормальный эмоциональный фон в реальной жизни.

 

Учащиеся, склонные к компьютерной зависимости, активно стремятся изменить не удовлетворяющее их психическое состояние, которое они считают чаще всего «скучным», «серым». Они не могут найти в реальной действительности того, что способно надолго привлечь их внимание, увлечь, обрадовать. Такие яркие переживания дают им компьютерные войны и стратегии. Если ребёнок на ваш запрет реагирует бурно, протестует и пытается демонстративно шантажировать вас, стоит задуматься, так ли безобидно это увлечение.

 

Вывод

 

Появление всемирной сети Интернет создало возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение чрезвычайно привлекательно для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека.

В большинстве случаев компьютерная, Интернет - или игровая зависимость возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Как правило, компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.

Установлены следующие симптомы зависимости, которые можно разделить на две группы: – психические; – соматические.

 

К психическим признакам относятся:

– появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой или даже при ожидании ("предвкушении") контакта;

– отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой;

– желание увеличивать время взаимодействия ("дозу") с компьютером или игровой приставкой;

– появление чувства раздражения, гневливости, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой;

– использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;

– возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе;

 

К соматическим признакам относятся:

– сухость глаз;

– запоры;

– отсутствие аппетита;

– неряшливость;

Особенности общения через Интернет:

1) Анонимность

2) Создание образа.

3) Добровольность и желательность контактов.

4) Отсутствие эмоций.

5) Стремление к нетипичному, ненормативному поведению.

В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьёзным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают своё пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его деятельность, не связанную с компьютером, чтобы электронные игры и пребывания в Интернете не стали заменой реальности.


Глава Ι Ι.

Анкетирование

Задача исследования - проанализировать и выявить особенности интернет-зависимости у подростков. Для этого было проведено анкетирование (приложение 1). Объектом стали 20 человек в возрасте от 14 до 18 лет.

Опрос показал:

1.      Подростки находятся в сети минимум 3 часа.

2.      Все раздражаются, если их отрывают от компьютера

3.      90% отдались виртуальному общению, заменив им реальное, но никто не откладывает дел ради интернета.

4.      100% опрошенных сидят в сети дольше запланированного времени и не успевают подготовиться к занятиям; не могут представить свою жизнь без виртуального общения; не знают чем заняться при отключенном интернете; стали меньше читать печатных изданий.

5.      50% опрошенных испытывают тревогу при нахождении в off-line

6.      30% регулярно находят новых знакомых

7.      40% говорят о себе неправду, приписывают несуществующие качества, выдают желаемое за действительное.

8.      Мальчики преимущественно играют в игры, а девочки общаются в чатах.

Качественный анализ показал, что главенствующим фактором, благодаря которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в Сети. Особенно анонимность увязана с четырьмя главными расстройствами:

 

1. Усиление различных отклонений от нормы, ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных или же вовсе запрещенных картинок (детская порнография), которые широко распространены на многих сайтах. Важно чтобы люди, которые развлекаются просмотром подобных изображений, тем самым удовлетворяя свои сексуальные фантазии, не пытались контактировать с детьми в реальной жизни. Такое поведение очень часто начинается как любопытство и заканчивается как влечение. В таких случаях показана психотерапия, направленная на нормализицию сексуальных влечений с целью уменьшения потенциального риска.

 

2. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортней, чем в реальной жизни создает угрозу для успешности реальной жизни. В подобных случаях используется персональная психотерапия, целью которой является уменьшение желания сбежать из реального мира.

 

3. Интерактивные компоненты сети облегчают создание кибер-зависимости, которая негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой, что в первую очередь ведет к отдалению людей в реальной жизни и к разводу. В этом случае применяется индивидуальная и семейная терапия, в процессе которой супруги работаю вместе над примирением и воссозданием семьи после измен в сети.

 

4. Возможность создания альтернативных он-лайн персонажей, в зависимости от настроения и желания самого пользователя, что создает возможность уйти от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство), или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, внезапная безработица, расстройства в семье). Мгновенное бегство в фантастический мир Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует ухудшение настроения и психологические разногласия, которые лечатся психотерапией и, в случае необходимости, фармакологическим вмешательством.

 

Вывод

Виртуальное общение абстрагирует подростков от реальной жизни, сужает круг интересов и общения.

 

 

 

Заключение

Появление всемирной сети Интернет создало возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение чрезвычайно привлекательно для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека.

В большинстве случаев компьютерная, Интернет - или игровая зависимость возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Как правило, компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.

Установлены следующие симптомы зависимости, которые можно разделить на две группы: – психические; – соматические.

К психическим признакам относятся:

– появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой или даже при ожидании ("предвкушении") контакта;

– отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой;

– желание увеличивать время взаимодействия ("дозу") с компьютером или игровой приставкой;

– появление чувства раздражения, гневливости, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой;

– использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;

– возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе;

 

К соматическим признакам относятся:

– сухость глаз;

– запоры;

– отсутствие аппетита;

– неряшливость;

Особенности общения через Интернет:

1) Анонимность

2) Создание образа.

3) Добровольность и желательность контактов.

4) Отсутствие эмоций.

5) Стремление к нетипичному, ненормативному поведению.

Виртуальное общение абстрагирует подростков от реальной жизни, сужает круг интересов и общения.

В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьёзным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают своё пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния.

Результаты  исследования показали:

9.                  Подростки находятся в сети минимум 3 часа.

10.             100% опрошенных раздражаются, если их отрывают от компьютера

11.             90% отдались виртуальному общению, заменив им реальное, но никто не готов отложить встречу ради интернета.

12.             100% опрошенных сидят в сети дольше запланированного времени и не успевают подготовиться к занятиям; не могут представить свою жизнь без виртуального общения; не знают чем заняться при отключенном интернете; стали меньше читать печатных изданий.

13.             50% опрошенных испытывают тревогу при нахождении в off-line

14.             30% регулярно находят в интернете новых знакомых.

15.             40% говорят о себе неправду, приписывают несуществующие качества, выдают желаемое за действительное.

16.             Мальчики преимущественно играют в игры, а девочки общаются в чатах.

Качественный анализ показал, что главенствующим фактором, благодаря которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в Сети.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его деятельность, не связанную с компьютером, чтобы электронные игры и пребывания в Интернете не стали заменой реальности.

 


 

Анкета

1.      Замечаете ли вы, что находитесь в интернете дольше запланированного времени?

2.      Приходя домой, вы сразу включаете компьютер?

3.      Можете ли вы отложить дела, встречу из-за желания залезть в интернет?

4.      Сколько времени вы проводите в сети?

5.      Замечаете ли вы, что меньше общаетесь с друзьями, полностью отдавшись виртуальному общению?

6.      Часто ли вы находите новые знакомства в интернете?

7.      Сидите за компьютером до последнего, не успевая подготовиться к занятиям?

8.      Раздражаетесь ли вы, если вас отвлекают от компьютера?

9.      Испытываете ли вы тревогу, находясь off-line?

10. Не знаете чем заняться, если отключили свет или интернет?

11. Можете ли вы представить жизнь без ICQ и разнообразных чатов?

12.    Меняется ли ваше настроение посредством использования интернета?

13. Стали ли вы меньше читать печатных изданий после начала пользования интернетом?

14. Скрываете ли вы, или наоборот, придумываете интересующие вас элементы биографии?

15. Чем вы увлекаетесь больше играми или общением?

16. Скрываете ли вы свое имя и возраст?

17. Совершаете ли вы такие действия как просмотр и скачивание непристойных и запрещенных видео или картинок?

 


 

Список литературы.

Ахрямкина Т.А., Матасова И.Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп. - Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. Самара 2005. С. 17-23.

Андреев А.С., Анцыборов А.В. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения

Бурова (Лоскутова) В.А. Результаты исследования интернет-зависимости среди пользователей Рунета// Тезисы докладов 60-й - 61-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых – Новосибирск, 2000 год. С. 253.

Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость – патология XXI века?// Научно-практический журнал «Вопросы ментальной медицины и Экологии», том VI №1 2000. С. 11-13.

Бурова (Лоскутова) В.А. Феномен интернет-зависмости и психотерапевтические ресурсы// Тезисы докладов Весенней научно-практической конференции ОППЛ – Москва, 2000. С. 20-21.

Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета// Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. C. 90-100.

Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций. СПб. 2000

Джолдыгулов Г.А., Гусманов Р.М., Шевченко Ю.С. К вопросу о механизмах формирования чрезмерной увлеченности компьютерными играми// Дискуссионные вопросы наркологии: профилактика, лечение и реабилитация: Мат-лы Российской научно-практической конференции/ Под общ. ред. проф. А.В. Худякова. Иваново. 2005. С. 111-112.

Егоров А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии// В кн.: Наркология и аддиктология. Сб. науч. тр./ Под. ред. проф. В.Д. Менделевича. Казань: Школа. 2004. С. 80-88.

Егоров А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в подростково-молодежной среде: личностные особенности, клинические проявления, половые различия// Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2003 (3). № 1. С.10-16.

Информация о работе Компьютерная зависимость у подростков