Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:57, практическая работа
Цель работі: Определить пути преодоления компьютерной зависимости.
Задачи
-изучить литературу
-проанализировать зависимость
-изучить особенности формирования зависимости
-провести анкетирование
-выявить состояния
-предложить пути решения проблемы
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическая часть.
• Причины возникновения и виды компьютерной зависимости………..5
• Симптомы зависимости………………………………………………….7
• Особенности общения через Интернет…………………………………8
• Объект исследования (компьютерная зависимость подростков)……..9
• Профилактика зависимости…………………………………………….11
• Вывод…………………………………………………………………….12
Глава II. Практическая часть.
• Анкетирование…………………………………………………………..15
• Вывод…………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………..17
Приложение
• Анкета……………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………….21
Московский Государственный Областной Университет
Исследовательская работа по педагогике
«Компьютерная зависимость у подростков»
Выполнила студентка 1 курса
экономического ф-та 16 группы
Казакова Т.В.
Научный руководитель:
Титкова Е.К.
Москва
2009 год
Содержание
Особенности общения через Интернет…………………………………8
Объект исследования (компьютерная зависимость подростков)……..9
Профилактика зависимости…………………………………………….
Вывод…………………………………………………………………
Глава II. Практическая часть.
Анкетирование……………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложение
Анкета………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
В настоящее время актуальность исследования проблемы интернет-зависимости становится более очевидной в связи с ростом количества пользователей.
Все больше пользователей ежедневно подключаются к «всемирной паутине». Стала актуальной проблема патологического использования интернета. Речь идет о так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, кибераддикция). Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности интернет.
Необходимо рассмотреть особенности интернета, выявить пользователей с повышенным риском развития зависимости и применить профилактические мероприятия.
Объект
Компьютерная зависимость у подростков.
Цель
Определить пути преодоления компьютерной зависимости.
Предмет
Пути преодоления, предупреждения.
Задачи
-изучить литературу
-проанализировать зависимость
-изучить особенности формирования зависимости
-провести анкетирование
-выявить состояния
-предложить пути решения проблемы
Гипотеза
Компьютерная зависимость влияет на подростков, делая их «загипнотизированными» и отвлеченными от реальной жизни.
Глава Ι.
Причины возникновения и виды компьютерной зависимости
Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для людей, страдающих компьютерной зависимостью, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.
В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения на данный момент создают иллюзию реальности, в которую погружается человек, работающий за компьютером. По не известным еще причинам наш мозг «любит» решать различные логические задачи и выполнять различные простые действия, моментально приносящие результат. Сама по себе работа за компьютером это последовательность логических операций и действий, которые могут полностью овладеть вниманием работающего и на время изолировать его от окружающего мира.
Появление всемирной сети Интернет создало возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение чрезвычайно привлекательно для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека. Признаками Интернет-зависимости являются навязчивое желание проверить электронную почту, длительное просиживание в чатах, неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода в сети. В некоторых случаях люди пристращаются к просмотру порнофильмов и чтению порно-литературы на различных сайтах. Этот феномен нельзя назвать Интернет-зависимостью, если кроме этого человек любит читать обычные порно-журналы и смотреть порнофильмы по телевизору. В данном случае Интернет является лишь источником информации, а само пристрастие следует рассматривать как нарушение сексуального поведения или сексуальную зависимость.
Немного по-другому обстоит дело с видеоиграми и зависимостью по отношению к ним. В данном случае, как и в случае просмотра порно-сайтов, компьютер является лишь средством реализации доступа к желаемой информации, сама по себе работа за компьютером, людей страдающих игровой зависимостью, не привлекает.
Поклонниками электронных игр в основном являются подростки и люди молодого возраста. Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видео-сопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить пользователя от восприятия окружающего мира. Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.
Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессивности.
В большинстве случаев компьютерная, Интернет - или игровая зависимость возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.
Как правило, компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.
Симптомы зависимости
Установлены следующие симптомы зависимости, которые можно разделить на две группы: – психические; – соматические.
К психическим признакам относятся:
– появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой или даже при ожидании ("предвкушении") контакта;
– отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой;
– желание увеличивать время взаимодействия ("дозу") с компьютером или игровой приставкой;
– появление чувства раздражения, гневливости, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой;
– использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;
– возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе;
К соматическим признакам относятся:
– сухость глаз;
– запоры;
– отсутствие аппетита;
– неряшливость;
–пренебрежение личной гигиеной;
–расстройства сна, изменение режима сна.
Особенности общения через Интернет:
1) Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.
2) Создание образа. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.
3) Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
4) Отсутствие эмоций. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
5) Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.
Объект исследования (компьютерная зависимость подростков).
Проблеме «компьютер и дети» уделяется всё ещё недостаточно внимания, особенно на фоне возрастающей значимости компьютера в процессе обучения. Подростки стремятся использовать возможности компьютерной техники максимально, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Наряду с положительными моментами при взаимодействии подростка с компьютером возникают проблемы, связанные, прежде всего, с психологическими нагрузками.
В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьёзным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают своё пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния.
Проблема компьютерной зависимости - это ещё и проблема потери доверия. Если человека обманывали или предавали (в его понимании), то он будет стараться избегать повторения негативного опыта, то есть будет выбирать те отношения, которые защитят его от негативных переживаний.
Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве. Для игрового аддикта реальный мир неинтересен, полон опасностей, так как большинство зависимых - это люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в виртуальном мире, где всё возможно, всё дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предложить, что выход из виртуальной реальности является болезненным для аддикта: он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущения плохого самочувствия.
Для подростка очень важно освоение личностного пространства, границы которого он подчёркивает увлечение молодёжной музыкой, повышенным вниманием к своей внешности, украшению своей комнаты, велосипеда или компьютера. Он не признаёт жизненного стиля взрослых и создаёт свой. Он хочет выделиться, заявить о себе, всем своим видом показать, что он взрослый, самостоятельный и неповторимый.
Для самоутверждения подростку уже не надо демонстрировать выносливость и физическую силу привычными методами. Сейчас именно компетентность в компьютерной сфере определяет статус, признание и несомненный авторитет в среде сверстников.
Ключевое чувство любой игровой зависимости - азарт.
В жизни подростка общение с компьютером становиться лидирующим. Круг иных интересов сужается. Заинтересованность и эмоциональное оживление в беседе возникает лишь при затрагивании компьютерной темы: в этот момент подросток преображается - у него учащается дыхание, появляется блеск в глазах. Диалог превращается в монолог: он может подолгу рассказывать о преимуществах той или иной системы, о возможностях, открывающихся при работе с компьютером. Подростки почти не замечают окружающего, не откликаются на реакции собеседника, в ситуациях выбора в подавляющем большинстве случаев предпочтение отдаётся деятельности, имеющей отношение к компьютеру. Отмечаются трудности засыпания, чрезмерная экзальтация. Попытки родителей ограничить общение подростков с компьютером вызывают бурную реакцию протеста.
При вынужденном перерыве возникает чувство опустошенности, скуки. Компьютер приобретает характер сверх ценного увлечения с явным ущербом для других сторон жизни, прежде всего, общения с реальными людьми, и выраженным аффективным напряжением. Существенно то, что ролевые игры в детском возрасте являются частью познавательной деятельности человека. Игра типична для этого возраста и через нее подростки бессознательно удовлетворяют потребность в познании окружающего мира.