Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:44, реферат
Данная работа посвящена одной из актуальных проблем дополнительного образования на современном этапе. В ней рассмотрены проблемы коптетентносного подхода в образовании, определены его ключевые моменты и даны перспективы реализации данного подхода в дополнительном образовании.
1. Введение
2. Понятие и принципы компетентного подхода.
3. Модернизация образования.
4. Формирование ключевых компетентностей.
5. Повышение уровня образованности, основные направления.
СОДЕРЖАНИЕ:
«Великая цель образования –
Это не знания, а действия»
Герберт
Спенсер
Данная работа посвящена одной из актуальных проблем дополнительного образования на современном этапе. В ней рассмотрены проблемы коптетентносного подхода в образовании, определены его ключевые моменты и даны перспективы реализации данного подхода в дополнительном образовании.
Работа
дает общее представление о компетентностном
подходе в образовании как совокупности
принципов и целей образования, их конкретизации;
представлены многоплановые изменения
в обществе, влияющие на ситуацию в сфере
образования. Определены цели школьного
образования с позиции компетентностного
подхода и современные социальные ожидания
в этой сфере; выделена необходимость
повышения уровня образованности как
достижение нового качества образования,
соответствующая интересам участников
образовательного процесса. Вместе с тем
характеристика данного подхода рассмотрена
с точки зрения вступления его в противоречие
со многими сложившимися в системе образования
стереотипами.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
К
числу таких принципов
- смысл
образования заключается в
- содержание
образования представляет
- смысл
организации образовательного
- оценка
образовательных результатов
3. Модернизация образования.
Понятие
модернизации образования нельзя сводить
к конкретной программе. Рассчитанной
на период до 2010 года. Модернизация образования,
т.е. обеспечение его соответствия
запросам и возможностям общества,
осуществлялась всегда – в той
или иной мере. Эта мера зависит
от способности системы
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети. Которые пришли в первый класс в 2004 году. Будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века – трудно себе представить. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества. Как мобильность, динамизм, конструктивность.
В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. В этой связи отметим, что такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества экономических и политических понятий. Требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований в системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов – создание условий для неограниченного доступа к информации. Что, в свою очередь, ведет к полной утрате школой позиции монополиста в сфере образовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те, которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.
С позиции компетентностного
подхода основным непосредственным
результатом образовательной
Термин «компетенция» (от лат. – соответствие. соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого – либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность – это способность действовать в ситуации неопределенности.
Если
исходить из этого определения при
анализе достигнутого уровня образованности
(как основного
Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности своих учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях. Тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются новые сферы деятельности и новые ситуации. Цель школы – формирование ключевых компетентностей.
Под
ключевыми компетентностями применительно
к школьному образованию
Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идет о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во – вторых, речь идет о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении ее условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В – третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.
Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.
Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:
• Научить
учиться, т.е. научить решать проблемы
в сфере учебной деятельности,
• Научить
объяснять явления
• Научить
ориентироваться в ключевых проблемах
современной жизни —
' •
Научить ориентироваться в
отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.
• Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).
• Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
• Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Под ключевыми
компетентностями довольно часто понимают
только универсальные способы
Конечно, фактическими результатами образовательной деятельности могут стать и способность решать типовые задачи, и умение действовать по известному алгоритму. Но эти результаты не могут быть целью школьного образования: это результаты, дополнительные к основным, промежуточные, их нельзя ставить в один ряд с результатами, которые определяются как ключевые компетентности.
Возможно,
что универсальные способы
Терминологические проблемы так или иначе со временем будет разрешены. Главное же состоит в постановке таких целей школьного образования, чтобы они ориентировали на повышение уровня образованности выпускников школы. Повышение уровня образованности, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:
• в расширении круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы;
• в подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-политической, культурно-досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);
• в подготовке к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.);
• в повышении сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем;
• в расширении возможностей выбора эффективных способов решения проблем.
Такое
повышение уровня образованности и
означает достижение нового качества
образования, на что направлена программа
его модернизации. Новое качество
образования заключается в
Способность
решать проблемы не сводится к освоению
определённой совокупности умений. Эта
способность имеет несколько
составляющих: мотивы деятельности; умение
ориентироваться в источниках информации;
умения, необходимые для определённых
видов деятельности; теоретические
и прикладные знания, необходимые
для понимания сущности проблемы
и выбора путей её решения.