Компетентностный подход в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена одной из актуальных проблем дополнительного образования на современном этапе. В ней рассмотрены проблемы коптетентносного подхода в образовании, определены его ключевые моменты и даны перспективы реализации данного подхода в дополнительном образовании.

Содержание

1. Введение
2. Понятие и принципы компетентного подхода.
3. Модернизация образования.
4. Формирование ключевых компетентностей.
5. Повышение уровня образованности, основные направления.

Работа содержит 1 файл

компетентностый.docx

— 26.33 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 

  1. Введение
  2. Понятие и принципы компетентного подхода.
  3. Модернизация образования.
  4. Формирование ключевых компетентностей.
  5. Повышение уровня образованности, основные направления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Великая  цель образования  –

Это не знания, а действия»

Герберт Спенсер 

  1. Введение.

   Данная  работа посвящена одной из актуальных проблем дополнительного образования на современном этапе. В ней рассмотрены проблемы коптетентносного подхода в образовании, определены его ключевые моменты и даны перспективы реализации данного подхода в дополнительном образовании.

   Работа дает общее представление о компетентностном подходе в образовании как совокупности принципов и целей образования, их конкретизации; представлены многоплановые изменения в обществе, влияющие на ситуацию в сфере образования. Определены цели школьного образования с позиции компетентностного подхода и современные социальные ожидания в этой сфере; выделена необходимость повышения уровня образованности как достижение нового качества образования, соответствующая интересам участников образовательного процесса. Вместе с тем характеристика данного подхода рассмотрена с точки зрения вступления его в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и принципы компетентного  подхода.

   Компетентностный  подход – это совокупность общих  принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

     К  числу таких принципов относятся  следующие положения:

- смысл  образования заключается в развитии  у обучаемых способности самостоятельно  решать проблемы в различных  сферах и видах деятельности  на основе использования социального  опыта, элементом которого является  и собственный опыт учащихся.

- содержание  образования представляет собой  дидактически адаптированный социальный  опыт решения познавательных, мировоззренческих,  нравственных, политических и иных  проблем.

- смысл  организации образовательного процесса  заключается в создании условий  для формирования у обучаемых  опыта самостоятельного решения  познавательных, коммуникативных, организационных,  нравственных и иных проблем,  составляющих содержание образования.

- оценка  образовательных результатов основывается  на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном  этапе обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Модернизация образования.

     Понятие модернизации образования нельзя сводить  к конкретной программе. Рассчитанной на период до 2010 года. Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда – в той  или иной мере. Эта мера зависит  от способности системы образования  к изменениям, а сама эта способность  во многом определяется подходом к  постановке целей. Отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов.

     Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования  – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой  сама школа мало что знает. Дети. Которые пришли в первый класс в 2004 году. Будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века – трудно себе представить. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества. Как мобильность, динамизм, конструктивность.

     В условиях России требование  готовности к переменам конкретизируется в  требованиях подготовки учащихся к  жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. В  этой связи отметим, что такая  подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества экономических и политических понятий. Требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ограниченные ресурсы и многие другие способности, необходимые для жизни  в быстро меняющемся обществе.

           Другое изменение  в обществе, которое также существенно  влияет на характер социальных требований в системе образования, в том  числе к школе, заключается в  развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов  – создание условий для неограниченного  доступа к информации. Что,  в  свою очередь, ведет к полной утрате школой позиции монополиста в сфере образовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те, которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать ее для решения своих проблем.

           С позиции компетентностного  подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

     Термин  «компетенция» (от лат. – соответствие. соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого – либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых  данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой  темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий  по вопросам компетентностного подхода  было предложено следующее определение: компетентность – это способность действовать в ситуации неопределенности.

     Если  исходить из этого определения при  анализе достигнутого уровня образованности (как основного образовательного результата), можно выделить его  следующие характеристики: сфера  деятельности; степень неопределённости ситуации; возможность выбора способа  действия; обоснование выбранного способа (эмпирическое, теоретическое, аксиологическое). Уровень образованности человека тем  выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем  более широким спектром возможных  способов деятельности он владеет, чем  основательнее выбор одного из таких  способов. С этой точки зрения способность  ученика воспроизвести в учебной  ситуации большой объём сложного по своему содержанию материала нельзя рассматривать как признак высокого уровня его образованности. 
 
 

    1. Формирование  ключевых компетентностей.

Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности своих учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях. Тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются новые сферы деятельности и новые ситуации. Цель школы – формирование ключевых компетентностей.

      Под ключевыми компетентностями применительно  к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем. Эта способность может быть реализована  и за рамками школьной программы.

      Отметим несколько особенностей такого понимания  ключевых компетентностей, формируемых  школой. Во-первых, речь идет о способности  эффективно действовать не только в  учебной, но и в других сферах деятельности. Во – вторых, речь идет о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении ее условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В – третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.

      Компетентностный  подход к определению целей школьного  образования даёт возможность согласовать  ожидания учителей и обучаемых. Определение  целей школьного образования  с позиций компетентностного  подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники  в результате образовательной деятельности.

Цели  школьного образования, с этой точки  зрения, заключаются в следующем:

•  Научить  учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,   в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые  источники информации, находить оптимальные  способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.

•  Научить  объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя    соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

•  Научить  ориентироваться в ключевых проблемах  современной жизни — экологических, политических, межкультурного    взаимодействия    и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

' •  Научить ориентироваться в мире  духовных ценностей,

отражающих  разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.

•  Научить  решать проблемы, связанные с реализацией  определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).

•  Научить  решать проблемы, общие для различных  видов профессиональной и иной деятельности   (коммуникативные, поиска и анализа  информации, принятия решений, организации  совместной деятельности и т.п.).

•  Научить  решать проблемы профессионального  выбора, включая подготовку к дальнейшему  обучению в учебных заведениях системы  профессионального образования.

Под ключевыми  компетентностями довольно часто понимают только универсальные способы деятельности, освоение которых позволяет человеку понимать ситуацию и достигать желаемых результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного  общества. В этом случае целеобразования  разделяются на две группы: базовые  цели плюс цели формирования ключевых компетентностей. Такой подход к  постановке целей вряд ли можно признать правильным, соответствующим общим  идеям компетентностного подхода.

Конечно, фактическими результатами образовательной  деятельности могут стать и способность  решать типовые задачи, и умение действовать по известному алгоритму. Но эти результаты не могут быть целью школьного образования: это результаты, дополнительные к основным, промежуточные, их нельзя ставить в один ряд с результатами, которые определяются как ключевые компетентности.

Возможно, что универсальные способы деятельности, о которых речь шла выше, следует  определить как ключевые навыки (или  ключевые умения). Точно так же способы  решения проблем, связанных с  реализацией определённых социальных ролей, можно рассматривать как  функциональные навыки, поскольку усвоение этих способов обеспечивает функциональную грамотность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Повышение уровня образованности, основные направления.

Терминологические проблемы так или иначе со временем будет разрешены. Главное же состоит  в постановке таких целей школьного  образования, чтобы они ориентировали  на повышение уровня образованности выпускников школы. Повышение уровня образованности, которое соответствовало  бы современным социальным ожиданиям  в сфере образования, должно заключаться:

• в  расширении круга проблем, к решению  которых подготовлены выпускники школы;

• в  подготовке к решению проблем  в различных сферах деятельности (трудовой, социально-политической, культурно-досуговой,   образовательной, семейно-бытовой и  др.);

• в  подготовке к решению различных  видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.);

• в  повышении сложности проблем, к  решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной  новизной проблем;

• в  расширении возможностей выбора эффективных  способов решения проблем.

Такое повышение уровня образованности и  означает достижение нового качества образования, на что направлена программа  его модернизации. Новое качество образования заключается в новых  возможностях выпускников школы, в  их способности решать проблемы, которые  предыдущие поколения выпускников  не решали.

Способность решать проблемы не сводится к освоению определённой совокупности умений. Эта  способность имеет несколько  составляющих: мотивы деятельности; умение ориентироваться в источниках информации; умения, необходимые для определённых видов деятельности; теоретические  и прикладные знания, необходимые  для понимания сущности проблемы и выбора путей её решения. 

Информация о работе Компетентностный подход в образовании