Компетентностный подход как основа подготовки современных кадров библиотечно-информационной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:05, лекция

Описание работы

Мировой тенденцией в сфере высшего образования является стремление к повышению его качества, отвечающего требованиям современного общества. Наибольшие надежды возлагаются на компетентностный подход, который носит опережающий характер и предполагает сформированность таких качеств личности, как самостоятельность мышления, способность определять пути профессионального роста и самосовершенствования. Студент должен не только получать знания, но и уметь ими воспользоваться в профессиональной деятельности, в ситуации усложняющихся условий труда.

Работа содержит 1 файл

Компетентностный подход_лекция.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

Компетентностный  подход как основа подготовки современных  кадров библиотечно-информационной сферы

 

Мировой тенденцией в  сфере высшего образования является стремление к повышению его качества, отвечающего требованиям современного общества. Наибольшие надежды возлагаются на компетентностный подход, который носит опережающий характер и предполагает сформированность таких качеств личности, как самостоятельность мышления, способность определять пути профессионального роста и самосовершенствования. Студент должен не только получать знания, но и уметь ими воспользоваться в профессиональной деятельности, в ситуации усложняющихся условий труда. 

Первый этап – 1960–1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. Его возникновение принято возводить к исследованиям известного американского лингвиста Н. Хомского. Хомский сформулировал понятие компетенции применительно к теории языка, трансформационной (генеративной) грамматике. Используя понятия «компетенция» (competence) и «употребление» (performance), X. полагал, что первое из них (аналогичное языку) включает в себя набор внутренне связанных правил, используемых субъектом речи, которые и позволяют последнему генерировать и характеризовать неограниченное количество предложений. Второе - являет собой практическую реализацию первого (аналог слова). Обратим здесь внимание на то, что именно «употребление» есть актуальное проявление компетенции как «скрытого», потенциального. Употребление, по Н. Хомскому, «в действительности» в реальности связано с мышлением, реакцией на использование языка, с навыками и т.д., т.е. связано с самим говорящим, с опытом самого человека.

 

Второй этап – 1970–1990 гг. – характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности».

В докладе международной  комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак  Делор, сформулировав «“четыре столпа”, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил по сути основные глобальные компетентности. Так, согласно Жак Делору, одна из них гласит – «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле 
компетентность, которая дает возможность справляться с различными 
многочисленными ситуациями и работать в группе». В этом же году на симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. В обобщающем докладе В. Хутмахера  было отмечено, что само понятие компетенция, входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, компетенция, способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено. Тем не менее, как отметил докладчик, все исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что».

 

Третий этап. Данная тенденция переориентации образовательной парадигмы возникла ещё до Болонских соглашений и, по-видимому, носит объективный характер – характер вызова, который социальные и экономические изменения бросают системе образования. Так Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» 1997 года (к которой Россия присоединилась в 2000 году) сформулировала концепцию международного признания результатов образования и выдвигала требование к академическому сообществу выработать конвертируемые общепонятные критерии такого признания. Уже позднее, в ходе Болонского процесса стали активно разрабатываться различные версии подобных критериев, и эта новая методология получила название компетентностного подхода.

19 сентября 2003 г. в Берлине  было подписано соглашение о присоединении России к Болонской декларации, предполагающей унификацию систем высшего образования европейских стран.

 

Таким образом, в терминологический  аппарат отечественной системы  образования было введено понятие «компетентность» как один из приоритетов новой образовательной политики государства.

Одно из основных условий  успешности личности в современном  мире заключается в способности  предвидеть последствия событий, выявлять тенденции и прогнозировать развитие общественной и профессиональной сферы. Так, например, В. В. Гаврилюк считает важными такие показатели сформированности социологического мышления, социальной компетентности, как понимание механизма социальных преобразований и возможности прогнозирования общественного развития [31, с. 109]. Эти показатели, на наш взгляд, важны для всех студентов, не только социологического профиля.

Ещё одно качество, которое  называется исследователями как  важное для успешной профессиональной деятельности – это «гибкость» личности в реагировании на изменяющиеся условия труда. Это качество, на наш взгляд, проявляется в высокой степени вариативности механизмов поведения личности в ситуациях, выходящих за границы предсказуемости профессиональной деятельности. «Гибкий» специалист способен адекватно реагировать на непредвиденные ситуации и быстро находить эффективные способы их решения. «Гибкий» специалист наиболее конкурентоспособен на современном рынке труда, считает Е. Н. Быданова. Это работник, который не только хорошо знает технические особенности своей профессии, но и общителен, хорошо умеет работать в стрессовой ситуации, выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, управлять персоналом, представить продукт своего труда клиентам и широкой публике и т.д. [24, с. 141].

Сегодня любой выпускник  ВУЗа в повседневной и профессиональной деятельности является активным субъектом  культурного и межкультурного диалога, успешность которого зависит от способности понимания языковых норм, эмоциональной нагруженности речи, символики. В конечном счете, отмечает Г. Чанышева, любой учебный предмет – это, прежде всего язык, который нужно освоить и уметь использовать в совместной практической деятельности [111, с.149]. Способность свободно осваивать как устные, так и письменные тексты высокого уровня сложности характеризует степень развития интеллектуальной и эмоциональной сферы личности. 

Компетентность представляет собой интегральное описание необходимых качеств личности, определяющих степень её сформированности в соответствии с заданными критериями.

Компетентность включает в себя компетенции, которые являются способом описания результатов образовательной деятельности.

Компетенция включает в себя, кроме знаний-умений, особенные характеристики личности: способность или готовность к реализации приобретённых знаний, умений, опыта в реальной деятельности.

Компетентность дает возможность личности оперативно реагировать на изменяющиеся условия жизни и профессиональной деятельности, решать сложные не алгоритмизированные задачи, адаптироваться к новым обстоятельствам. Выпускник ВУЗа, наделенный компетентностью, способен постоянно повышать свой профессиональный уровень, организовывать саморазвитие и самообразование в соответствии с меняющимися требованиями времени.

Компетенции являются универсальным  языком для установления взаимопонимания  между высшим образованием и работодателями.

Компетенции интерпретируются как единый (согласованный) язык для  описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. Ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ) на результаты образования  делают квалификации сравнимыми и прозрачными, чего нельзя сказать о содержании образования, которое разительно отличается не только между странами, но и вузами, даже при подготовке по одной и той же специальности (предметной области).

Понятийный формат компетенций:

  • характеризуются утверждениями «могу делать», которые отражают трудоустраиваемость выпускников, обучающихся по той или иной образовательной программе;
  • отвечают на вопрос, что должен знать, понимать и уметь студент, чтобы быть востребованным;
  • измеряются с помощью результатов обучения, которые составляют «рекомендательную рамку» или связующее звено для рынка труда, степени, получаемой по окончании образовательной программы, модуля, трудозатрат (ECTS), методов обучения и преподавания.

Введенный  в действие образовательный  стандарт третьего поколения по направлению  подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр» - «магистр»), основан на компетентностном подходе: «при  разработке  ООП  должны  быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций    социального    взаимодействия,    самоорганизации    и самоуправления,   системно-деятельностного   характера).   Вуз  обязан сформировать  социокультурную  среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности обучающегося».

В попытке ответить на вопрос, почему так трудно дать определение таким понятиям как «компетентность» и «компетенция» исследователи A. Stoof, R. L. Martens, Jeroen J. G. van Merrienboer обращаются к сфере психолингвистики (семантике). Такие понятия, считают авторы, являются символическими образами (symbolic representation). Они не несут в себе отнесенности к реально существующим объектам, стоящим за ними, в отличие от аналогового образа (analog representation). За попытками вывести значение таких слов не стоит никаких конкретных примеров, которые могли бы быть использованы в качестве начальной точки, только непрямые указания. Эти понятия имеют символическую природу, как определения слов «культура», «интеллект» или «красота» [121].

Авторы A. Stoof, R. L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer предложили следующее пояснение, почему так сложно создавать однозначные для понимания формулировки компетенций: «под результатом действия понимается нечто видимое, объективное, тогда как компетенция описывает личностные особенности, обеспечивающие достижение результата» [121].

Разграничение компетенций  на универсальные (общекультурные) и  профессиональные на данном этапе можно  считать сложившимся. Перечень универсальных (общекультурных) компетенций складывается из важнейших элементов общечеловеческой деятельности.

Профессиональная  компетентность отражает специфику труда, определяет успешность личности в выбранной профессии и выражается:

  • в постоянной готовности специалиста обновлять свой профессиональный багаж, повышать уровень профессионализма в течение всей жизни;
  • в способности эффективно решать профессиональные нестандартные задачи, оперативно реагировать на новые условия деятельности.

ФГОС ВПО по направлению  подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» выделяет следующие  виды профессиональной деятельности:

  • производственно-технологическая деятельность;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность;
  • психолого-педагогическая, преподавательская деятельность;
  • организационно-управленческая деятельность.

Отдельной проблемой, которую ещё предстоит решить профессиональному сообществу, является слабая разработанность средств диагностики уровня компетентности личности.

Весьма сложной представляется оценка приобретенных студентами компетенций  как подтвержденной готовности использовать знания, умения и опыт в определенном контексте. Для оценки компетенций практически невозможно использование каких-либо тестирующих или контролирующих материалов. Возможна лишь экспертная оценка готовности студентов и выпускников применять знания и умения в процессе практической деятельности, как правило, при выполнении индивидуальных и групповых проектов, проведении НИР, прохождении производственных практик.

Переход от дисциплинарно-временной  к компетентностной модели обучения, основанной на достижении поставленных целей и формировании заданных компетенций вместо учета прослушанных часов занятий, принципиально меняет как характер разработки и реализации образовательной программы, так и роль преподавателя. Ответом на многие вопросы может стать существенное повышение эффективности образования, т. е. способности производить больше хорошего продукта при потреблении меньшего удельного количества ресурсов. А эта задача, как показывает исторический опыт, всегда решалась введением новых технологий.  Компетентностный подход предполагает активное использование новых образовательных технологий, т.к. на многие результаты освоения образовательных программ влияет не только предметное содержание, но и сама форма организации образовательного процесса.

Так, ФГОС ВПО по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» рекомендует для реализации компетентностного подхода использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения  занятий (компьютерных  симуляций,  деловых и ролевых игр, разбор  конкретных ситуаций, психологические и тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития общекультурных и профессиональных    навыков   обучающихся.   В   рамках   активных   и интерактивных  методов  в  учебных  курсах  должны  быть предусмотрены встречи   с   представителями   российских   и   зарубежных  компаний, государственных  и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в соответствующей области.




Информация о работе Компетентностный подход как основа подготовки современных кадров библиотечно-информационной сферы