Компетентностно-ориентированные задания по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и биологии, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Содержание

1. Введение___________________________________________________1
2. Цель работы________________________________________________3
3. Учебно-познавательная и информационная компетенции. Критерии их достижения в естественнонаучном образовании__________________8
4. Способы конструирования компетентностно-ориентированных заданий.___________________________________________________12
5. Заключение________________________________________________17
6. Список литературы__________________________________________18

Работа содержит 1 файл

курсовая Попова Таня.docx

— 37.26 Кб (Скачать)

b.  В библиотеке, сети Интернет, электронных базах и банках данных.

4.  Владение  формализованными методами аналитико-синтетической  переработки информации – составление  (с помощью различных компьютерных  средств):                                                                   

 a.  библиографического описания,

b.  плана,

c.  выписки,

d.  цитаты,

e.  тезисов,

f.  резюме,

g.  конспекта,

h.  аннотации,

i.  рецензии,

j.  обзора литературы,

k.  реферата.

5.  Подготовка  и оформление результатов самостоятельной  работы в ходе учебной-познавательной деятельности, а так же оформление результатов с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.

6.  Подготовка  и представление публичного выступления,  доклада (в том числе подготовка  презентации).

7.  Участие  в публичной дискуссии (теледискуссии).

8.  Составление  и отправка письма (электронного  письма). 

Данные критерии по владению информационной компетенции  мы выделили, опираясь на те требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования [27]. Так, к примеру, «умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников», «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего», «представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии» [27].

Что касается учебно-познавательной компетенции, то в данном случае она  разделяется на составляющие: целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка [22]. При рассмотрении данной компетенции мы будем опираться на таблицу, сформированную Черных Е.Д. Так в данной таблице рассматриваются те умения учащихся, которые должны быть сформированы при целеполагание и планирование. В стандарте среднего общего образования к требованиям подготовке выпускников имеется следующее содержание «умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи» [27], для достижения данного умения ученик должен уметь объяснять причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем, уметь описать ситуацию и указать свои намерения, уметь обосновать идеальную (желаемую) ситуацию, уметь назвать противоречия между идеальной и реальной ситуацией, уметь формулировать задачи, соответствующие цели работы, уметь предлагать способы убедиться в достижении цели, уметь обосновать достижимость цели и назвать риски, уметь предлагать стратегию достижения цели на основе анализа альтернативы. [6] Так же в требованиях к подготовке выпускников говорится «самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях» [27] для этого учащиеся должны уметь предлагать действия, необходимые для достижения цели работы, а так же необходимые ресурсы, описывать последовательность действий по достижению цели, указывать взаимосвязь данных действий, составлять план действий, указывать время для выполнения действий, описывать результат, его характеристики важные для использования результата, указывать каким образом учащийся панирует использовать результат, называть обоснованно потенциальных потребителей результата. [4]Для достижения умения контроля, учащийся должен уметь планировать текущий контроль с учетом специфики деятельности. Так же при оценке результатов ученики должны уметь высказывать оценочное отношение к полученному результату, аргументировать отношение, сравнивать ожидаемый результат и полученный, делать вывод о соответствии результата замыслу, предлагать способы оценки результата, высказывать своё отношение к проекту и называть трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом, приводить причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом, предлагать способы преодоления трудностей, с которыми он столкнулся при работе, выделять и аргументировать возможность использовать освоенные в ходе работы умения в других видах деятельности, анализировать результаты работы с точки зрения жизненных планов на будущее. Это нашло отражение в стандартах среднего общего образования «ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; умение самостоятельно оценивать и принимать решения» [27]. Данные компетенции – учебно-познавательная и информационная непосредственно связаны с образованием учащихся в школе. И для составления заданий для учащихся, мы будем опираться на них, как на подтверждения компетентностно-ориентированных задач. Так же примером компетентностно-ориентированных может служить исследование PISA (международное исследование, которое осуществляется Организацией экономического сотрудничества), направленное не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

2.2 Способы конструирования  компетентностно-ориентированных заданий. При конструировании компетентностно-ориентированных заданий возможно использование таблицы – «Конструктор задач», предложенная Ильюшиным Л.С. [14]. Как показывает Ильюшин Л., конструировать компетентностно-ориентированные задания можно на основании таксономии целей Б. Блума. Блум выделяет шесть категорий учебных целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Каждая категория раскрывается им через систему действий ученика. Так, например, знание предполагает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта данной категории – припоминание соответствующих сведений. Действия ученика, адекватные данной категории: знание употребляемых терминов, конкретных фактов, методы и процедуры, основные правила и принципы и др. [17]. Опора на эту таксономию позволяет формулировать компетентностно-ориентированные задания, поскольку она предусматривает результаты обучения, адекватные основным идеям компетентностного подхода, в частности в ней проектируется (планируется) усвоение учащимися таких действий – оценивания, синтез и др.          В конструкторе, предложенном Ильюшиным Л.С., данная цель будет достигаться посредством определённых вопросов, заданий, упражнений, которые могут начинаться со следующих формулировок – назовите основные части… (см. табл. столбец «Ознакомление»). Так же и остальные столбцы в данной таблице будут опираться на таксономию целей обучения Блума. Таким образом, используя таблицу, мы имеем возможность оперативного конструирования комплексных задач, используя набор формулировок заданий (в виде «незаконченных предложений»). Выбирая по одному заданию из каждой строки таблицы, разработчик задачи обеспечивает полноту её дидактического наполнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
1. Назовите  основные части… 8. Объясните причины  того, что… 15. Изобразите информацию  о… графически 22.

Раскройте особенности…

29. Предложите новый  (иной) вариант… 36.Ранжируйте…   и обоснуйте
2. Сгруппируйте  вместе все… 9. Обрисуйте в  общих чертах шаги, необходимые  для того, чтобы… 16. Предложи-те способ, позволяющий… 23. Проанализируйте  структуру… с точки зрения… 30. Разработайте  план, позволяющий (препятствующий)… 37.Определитекакое  из решений является оптимальным  для…
3. Составьте

список понятий, касающихся…

10. Покажите связи,  которые, на ваш взгляд, существуют  между… 17. Сделайте эскиз  рисунка (схемы), который показывает 24. Составьте перечень  основных свойств…, характеризующих…  с точки зрения… 31. Найдите необычный  способ, позволяющий… 38. Оцените значимость…  для…
4. Расположите  в определённом

порядке…

11.Постройте прогноз  развития… 18. Сравните… и…, а затем обоснуйте… 25. Постройте классификацию…  на основании… 32. Приду-майте игру, которая… 39.Определите возможные  критерии оценки…
5. Изложите  в форме текста… 12. Прокомментируйте

положение о том, что…

19. Проведите (разработай-те) эксперимент, подтверждающий, что… 26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… 33. Предложите новую  (свою) классификацию… 40. Выскажите критические

суждения

6. Вспомните  и напишите… 13. Изложите иначе  (переформулируйте) идею о том,  что… 20. Проведите презентацию… 27. Сравните точки  зрения…  34. Напишите

возможный

(наиболее

вероятный)

сценарий

развития…

41.Оцени-те возможности…для…
7. Прочитайте  самостоятельно… 14.Приведите пример  того, что (как, где)… 21.Рассчитайте на  основании данных о… 28. Выявите принципы, лежащие в основе… 35.Изложи-те в форме… своё мнение… 42. Проведите экспертизу  состояния…
 

Пользуясь данными  таблицами, как опорными инструментами  для составления компетентностно-ориентированных заданий, мы можем составить комплект задач по биологии. Так же материалом для набора заданий нам будут служить учебники и задачи.

Заключение

Формирование  ключевых компетентностей на уроках биологии в средней школе занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по биологии и способности их применения на практике.       В ходе выполнения работы были получены следующие выводы:

Рассмотрев содержательный аспект, определив требования компетентностно-ориентированных заданий и изучив опыт работы учителей биологии, были разработаны задания, отвечающие требованиям компетентностного подхода.

Вопросы диагностики  ключевых компетенций школьников мало освящены в современной литературе, поэтому для учителей будущих  поколений есть большое поле для  деятельности.

Именно, компетентностный подход способствует реализации этих условий. Именно в атмосфере успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1.  Лебедев  О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 г. – №5;

2.  Гурьянова А.В. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/574903/;

3.  Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm;

4.  Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA – 2006 г., Москва;

5.  Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика – М.: Академия, 2007 г., с. 133 – 153;

6.  Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики [Электронный ресурс] // Режим доступа http://lib.herzen.spb.ru/text/pavlova_113_169_174.pdf;

11.  Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.;

12.  Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная деятельность школьников: опыт системного конструирования // Завуч: управление современной школой – 2007 г., №5;

13.  Хуторской  А.В. Технология проектирования  ключевых и предметных компетенций  [Электронный ресурс] // Режим доступа  http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm;

14.  Ильюшин  Л.С. Приемы развития познавательной  самостоятельности учащихся [Электронный  ресурс] // Режим доступа http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc;

15.  Лущик О.А. Оценивание сформированности ключевых компетенций на уроках русского языка при помощи компетентностно-ориентированных заданий [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.proshkolu.ru/user/olyaluschik/file/265427/;

16.  Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты М., 2002 г.;

17.  Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология М., 2002 г.

Информация о работе Компетентностно-ориентированные задания по биологии