Коммуникативная компетентность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:00, реферат

Описание работы

Способность к эффективному решению коммуникативных задач, иначе говоря, коммуникативную компетентность (Петровская Л.А., 1999), определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими

Работа содержит 1 файл

коммуникативная компетентность.docx

— 17.60 Кб (Скачать)

Коммуникативной компетентность

     Способность к эффективному решению коммуникативных  задач, иначе говоря, коммуникативную  компетентность (Петровская Л.А., 1999), определяют как индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость  с другими людьми. Способность  к общению включает в себя: 1) желание  вступать в контакт с окружающими; 2) умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать  при общении с окружающими (Клюева Н.В., Касаткина Ю.В., 1997).

     Условиями формирования коммуникативной компетентности являются: владение языком/языками, опыт успешных коммуникативных действий, развитие рефлексии (умение анализировать  ситуацию и деятельность в ситуации, основания собственных действий и действий партнеров) (Иванов Д.А,. 2001).

     Структура коммуникативной компетентности включает в себя (Кембриджские материалы, 2001): 

Коммуникативная компетентность:  

устная письменная
- обсуждение  и - чтение и  получение
дискуссия информации
- выступления  и - написание  текстов
презентации различного  рода
 

     Существует  несколько уровней развития устной (дискуссии, доклады, презентации) и  письменной (чтение, понимание и  написание различного рода текстов) форм коммуникативной компетентности.

     В научном контексте сочетание  терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). В толковых словарях (С. И. Ожегов, Т. Ф. Ефремова и др.) понятие «компетентность» как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области» («Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» под редакцией В. И. Бородуллина, А. П. Горкина и др.). Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Р. С. Немов, В. А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.

     Коммуникативная компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, таких как: функции общения и особенности коммуникативного процесса; виды общения и основные его характеристики; средства общения: вербальные и невербальные, виды слушания и техники его использования; обратная связь: вопрос-ответ; формы и методы делового взаимодействия; психологические и коммуникативные типы партнеров; технологии и приемы влияния на людей; самопрезентация. (СПб Гос. Ун. Телекоммуникаций им. Проф. М. А. Бонч-Бруевича курсовая работа СПб 2002 г).

     Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

     Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

     В связи с этим, ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики становится компетенционный подход. В качестве основного образовательного результата исследователи (И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев. А.А. Кузнецов, А.В. Хуторской) выделяют компетенции как «совокупность смысловых операций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика» и «компетенция как качество личности, проявляющееся в деятельности, основанном на знаниях и опыте».

     Анализ  научно-методической литературы показал, что коммуникативная компетентность учащихся определяют по-разному: «конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых  в ходе естественной социализации, обучения и воспитания» (Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузьмин); «система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия и включающая адекватность установок, понимание субъектом своей предметной и межличностной позиции, знание закономерностей различных форм общения и правил поведения, символов и нормативных предписаний по их использованию в общении» (Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников). 
 
 
 

Информация о работе Коммуникативная компетентность