Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 15:00, реферат
Способность к эффективному решению коммуникативных задач, иначе говоря, коммуникативную компетентность (Петровская Л.А., 1999), определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
Коммуникативной компетентность
Способность
к эффективному решению коммуникативных
задач, иначе говоря, коммуникативную
компетентность (Петровская Л.А., 1999), определяют
как индивидуально-
Условиями формирования коммуникативной компетентности являются: владение языком/языками, опыт успешных коммуникативных действий, развитие рефлексии (умение анализировать ситуацию и деятельность в ситуации, основания собственных действий и действий партнеров) (Иванов Д.А,. 2001).
Структура
коммуникативной компетентности включает
в себя (Кембриджские материалы, 2001):
Коммуникативная
компетентность:
|
Существует
несколько уровней развития устной
(дискуссии, доклады, презентации) и
письменной (чтение, понимание и
написание различного рода текстов)
форм коммуникативной
В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). В толковых словарях (С. И. Ожегов, Т. Ф. Ефремова и др.) понятие «компетентность» как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области» («Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» под редакцией В. И. Бородуллина, А. П. Горкина и др.). Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Р. С. Немов, В. А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.
Коммуникативная компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, таких как: функции общения и особенности коммуникативного процесса; виды общения и основные его характеристики; средства общения: вербальные и невербальные, виды слушания и техники его использования; обратная связь: вопрос-ответ; формы и методы делового взаимодействия; психологические и коммуникативные типы партнеров; технологии и приемы влияния на людей; самопрезентация. (СПб Гос. Ун. Телекоммуникаций им. Проф. М. А. Бонч-Бруевича курсовая работа СПб 2002 г).
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
В связи с этим, ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики становится компетенционный подход. В качестве основного образовательного результата исследователи (И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев. А.А. Кузнецов, А.В. Хуторской) выделяют компетенции как «совокупность смысловых операций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика» и «компетенция как качество личности, проявляющееся в деятельности, основанном на знаниях и опыте».
Анализ
научно-методической литературы показал,
что коммуникативная