Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:44, доклад
В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам сказано, что основное назначение обучения ИЯ состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции происходит во всех её составляющих:
• Речевой компетенции( совершенствование коммуникативных умений в основных речевых видах деятельности- говорении, аудировании, чтении и письме)
• Дискурсивной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения)
В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам сказано, что основное назначение обучения ИЯ состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции происходит во всех её составляющих:
• Речевой компетенции( совершенствование коммуникативных умений в основных речевых видах деятельности- говорении, аудировании, чтении и письме)
• Дискурсивной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения)
• Языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях )
• Социокультурная компетенция (знания о специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка)
• Компенсаторная компетенция (умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации )
• Учебно-познавательная (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению ИЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы)
В соответствии с
концепцией модернизации российского
образования вопросы
Требования к формированию коммуникативной компетенции могут быть предъявлены в следующем виде:
• Адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией общения
• Выбирать и использовать
средства языка в соответствии с
коммуникативной задачей и
• Владеть монологической и диалогической речью, соблюдая этические нормы общения
• Владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ
• Создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации
• Составлять план, тезисы, конспект
• Владеть ИЯ на уровне функциональной грамотности
Использование
обучающих программ не только
делает процесс обучения
Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей, способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности ,а также изучению менталитета ,отношений, поведения, ценностей ,культуре изучаемого языка.
На занятиях по ИЯ, формируя коммуникативную компетенцию, учитель создаёт учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности. Оптимальный вариант овладения ИЯ является обучение в естественной языковой среде. В школе обучение ИЯ осуществляется за пределами естественной языковой среды, поэтому реализуется принцип аутентичности :
• Использование аутентичных учебных пособий и материалов
• Обустройство учебных аудиторий
• Наличие аутентичных газет, журналов, предметов и т.д.
• Наличие технических средств обучения для прослушивания и просмотра иноязычных аудио и видео материалов.
В ходе планирования уроков необходимо придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:
• постоянная речевая практика учащихся;
• «оречевленность» в той или иной степени всех упражнений;
• использование коммуникативного материала;
• постоянная активизация речемыслительной активности учащихся
• речевой характер урока.
В процессе обучения иностранному языку также учитываются личностные качества учащихся:
• темперамент;
• способности;
• навыки самообразовательной деятельности;
• жизненный опыт учащихся;
• сферу интересов;
• мировоззрение;
• эмоционально-чувствительную сферу
• статус личности в коллективе;
• наличие коммуникативной мотивации.
Итак, исходным моментом
любой деятельности, а, следовательно,
и речевой, является мотив, который
побуждает к деятельности и направляет
ее. Коммуникативная мотивация
*доброжелательная обстановка на уроке;
* положительный эмоциональный климат;
*доверительные
отношения между учителем и
учащимися, а также между
Важным фактором
обеспечения коммуникативной
Таким образом, коммуникативная компетенция, с одной стороны, является характеристикой личности человека, его способностью, которая, с другой стороны, проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации (в том числе и коммуникативные).
В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие компетенции требует включения всего комплекса способностей и умений сразу. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом всё сложить и получить компетенцию. Любая компетенция приобретается в процессе реализации, какой либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, а не задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде и т.д. Причём, если мы говорим о коммуникативной компетенции, нужно иметь в виду, что коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.